Война нервов: как США устраняют конкурентов с рынка нефти
Америка вытесняет конкурентов с рынка, санкции могут служить сильным инструментом для этого. Исключение, которое было сделано после введения ограничений в отношении Ирана, лишь подтвердило это правило
В начале ноября США в полном объеме восстановили экономические санкции в отношении Ирана. Одна из задач — сокращение экспорта нефти из этой страны. Однако для некоторых покупателей иранской нефти было сделано исключение, и они смогут продолжать сотрудничество с Ираном некоторое время. И это исключение подтверждает правило — США последовательно усиливают свои позиции на мировом рынке нефти — разными способами.
США увеличивали добычу нефти, начиная с 2009 года, когда цены на сырье начали восстанавливаться после мирового финансового кризиса. Однако прорыв в американской нефтяной отрасли произошел в 2012 году, когда производство в стране существенно выросло — на 15% год к годуи составило 6,5 млн баррелей/сутки. Но это были лишь первые шаги на пути к энергетической независимости.
В американской нефтяной отрасли взрывное распространение получили, в принципе, давно известные технологии горизонтального бурения и гидроразрыва пласта, применявшиеся ранее американскими компаниями для улучшения дебита выработанных скважин, в т.ч. в России в 1990-х, что привело к сланцевой революции, сначала в области добычи газа, а потом и нефти. В результате уже через три года США нарастили производство нефти в полтора раза (до 9,4 млн барр./сут.) в 2015 году, до величины, сопоставимой с добычей Саудовской Аравии и России, что в послужило вызовом для лидирующих нефтедобывающих стран. В настоящее время США добывают уже более 11 млн баррелей в день, это треть от общей добычи ОПЕК.
На тот момент крупнейший производитель нефти — Саудовская Аравия — решила подтвердить статус ключевого участника рынка и защитить свою рыночную долю. Суть защитной стратегии заключалась в том, чтобы, пользуясь избыточными мощностями по добыче нефти, существенно увеличить добычу и создать профицит на рынке для снижения мировых цен в расчете вытеснить американских производителей, которые уступают по издержкам производителям на Ближнем Востоке, а также сильно закредитованы.
Однако в результате непродолжительной, но интенсивной «войны нервов» цель так и не оправдала средства и не была достигнута: американские производители остались на рынке, а низкие цены оказывали критическое давление на доходы самих стран-экспортеров. Так, для балансировки бюджета той же Саудовской Аравии необходима цена нефти $80-$85 за баррель. При этом сланцевые производители воспользовались (относительно) низкими кредитными ставками и высокой гибкостью американского финансового рынка, предлагавшего массу возможностей реструктуризации балансов и хеджирования рисков, что позволило им пережить атаку традиционных игроков.