Дорогой инноваций
Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Одна из сессий предстоящего Петербургского международного экономического форума будет посвящена высокоскоростным магистралям (ВСМ). Строительство первой ВСМ в России — между Москвой и Санкт-Петербургом — ведется в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система». Ожидается, что магистраль станет катализатором масштабных технологических и экономических изменений на десятилетия вперед. Как выстроена модель реализации проекта и кто стоит за масштабным инженерным рывком — в нашем материале.
Движущая сила
Инициатором строительства высокоскоростной магистрали выступил президент России Владимир Путин. Во время посещения завода «Уральские локомотивы» (ГК «Синара»), где создаются поезда для ВСМ, он отметил важность проекта: «Эта работа станет, должна стать, первым, стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. А это принципиально другой уже, конечно, уровень технологий и транспортных услуг, современные рабочие места и передовые компетенции, новые возможности для граждан и наших регионов».
На прошедшем на площадке предприятия совещании по вопросу строительства ВСМ глава государства подчеркнул: «Сама по себе готовность браться за такие сложнейшие проекты и способность их реализовать — это своего рода интегральный показатель нашего возросшего технологичного, научного, кадрового, индустриального потенциала. Это новые компетенции, и, судя по всему, мы подошли к тому, чтобы их реализовывать».
Роль базового заказчика 41 серийного инновационного поезда для ВСМ и технического консультанта по строительству двух головных образцов доверена Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Еще в августе 2024 года она проавансировала строительство поездов, что позволило производителю приступить к работе.
Как базовый заказчик ГТЛК мониторит весь цикл производства, включая цепочки кооперации. Это особенно важно с учетом того, что поезда будут построены по российскому проекту, не имеющему аналогов в мире, и из отечественных комплектующих, многие из которых производятся впервые специально под проект ВСМ. В производственную кооперацию для организации серийного выпуска вовлечены порядка 100 российских производителей компонентов, в координации которых ГТЛК также принимает активное участие. Отметим, что ГТЛК имеет опыт реализации сложных и капиталоемких инфраструктурных проектов, таких как порт Лавна в Мурманской области, в открытии которого в марте 2025 года принял участие президент Российской Федерации Владимир Путин.
Также компания выступает в качестве базового заказчика транспорта в рамках реализации 4 национальных проектов и 11 программ с государственным финансированием, в том числе в области авиации, судостроения, железнодорожного транспорта и беспилотных авиационных систем.
Инновации под заказ
Производство и поставка поездов для ВСМ финансируются из средств синдицированного кредита: ГТЛК заключила договор с синдикатом банков на 223,4 млрд руб. ГТЛК передаст поезда в лизинг концессионеру «ВСМ Две столицы» на 20 лет.