В 2022 году московский памятник конструктивизма Хлебозавод №5 обрел новую жизнь

СНОБРепортаж

Жизнь врасплох

Текст: Юля Крюкова

В 2022 году московский памятник конструктивизма Хлебозавод №5 обрел новую жизнь — здесь открылся Центр «Зотов», где показывают и исследуют разные грани арт-наследия советских авангардистов. Пристального внимания удостоился и кинематограф. О том, как погружение в кинореальность советских экспериментаторов сокращает дистанцию между нами и авангардным искусством XX века, рассказала руководитель направления «Зотов.Кино» Полина Прибыткова.

Какое место кино занимает в контексте авангардного искусства XX века?

Современный киноязык сложился во многом благодаря поискам и открытиям авангардистов. Интерес конструктивистов и художников-авангардистов в целом лежал в области кинетического искусства, в стремлении создать эффект движения. Одна из самых знаковых форм искусства того времени — коллаж, в основе которого лежит интенция к динамике, наслоение разных изображений, фрагментов текста, смыслов. Такая же художественная логика прослеживается и в главном инструменте авангардного киноязыка — монтаже. Базовые принципы киномонтажа разрабатывались именно тогда, в 1920-е годы. И сформулировали эти принципы Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин и другие.

Без каких находок и достижений советских кинематографистов история мирового кино и современные фильмы выглядели бы иначе?

В первую очередь это разработки в области киномонтажа. Борис Барнет, например, использовал «строительный» монтаж, в котором смысл раскрывался за счет последовательного выстраивания кадров. Сергей Эйзенштейн предложил целый список: монтаж интеллектуальный, ритмический, обертонный, монтаж аттракционов. Пример интеллектуального монтажа — сцена разгона рабочих в «Стачке» Эйзенштейна: кадры с убийством быка подсознательно связывают насилие с действиями власти. Монтаж аттракционов, в отличие от интеллектуального, работает на создание мощного чувственного переживания, как в знаменитой сцене расстрела на одесской лестнице в «Броненосце “Потемкине”», и так далее. Нововведения в области звукового монтажа — тоже достижение Эйзенштейна и его коллег — оператора Эдуарда Тиссэ и режиссера Григория Александрова. Одна из их находок предполагала использование звука не для того, чтобы иллюстрировать действие, а чтобы придавать происходящему новый смысл. Условно говоря, мы видим в кадре кран и не понимаем, открыт ли он, мы не слышим, капает ли из него вода, а слышим что-то совершенно другое. Для современного зрителя это очень расхожий прием, он встречается в том числе в фильмах Андрея Тарковского, Стэнли Кубрика, Жан-Люка Годара.

Здесь же стоит упомянуть хрестоматийный «эффект Кулешова», названный по имени режиссера и теоретика кино Льва Кулешова. Смысл его идеи в том, что при определенном сопоставлении кадров рождается третий смысл. Кулешов брал, скажем, кадр с крупным планом лица актера и подставлял к нему кадр с тарелкой супа. Так зритель понимал, что герой фильма голоден.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мечтатели Мечтатели

Рассказ «Мечтатели» от Нади Алексеевой, лауреата премии «Большая книга»

СНОБ
Юани и авось Юани и авось

Почему китайская валюта не заменила американскую на российском рынке

Деньги
Алексей Кучеров Алексей Кучеров

История московского бизнесмена, который боролся с уличным пьянством

СНОБ
Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим» Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим»

Эльдар Калимулин рассуждает, как играть в жестких фильмах и не сойти с ума

Ведомости
Неподкупное содержание Неподкупное содержание

Искусствовед Сергей Попов — о диктате денег в современном арт-мире

СНОБ
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
Делим долги Делим долги

Как разделить ипотеку и другие кредиты после развода

Лиза
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
У бонобо нашли вокальные диалекты У бонобо нашли вокальные диалекты

Ученые сравнили вокализации бонобо из трех разных зоопарков

N+1
Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим

Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим — о токсичности моды и русском фото в мире

Собака.ru
Техника дошла Техника дошла

Changan Hunter Plus: пикап и самосвал соревнуются на рабочих местах

Автопилот
Рынок захлебнулся маслом Рынок захлебнулся маслом

Кризис перепроизводства в масложировой отрасли говорит о системных просчетах

Монокль
Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Сценарист Анна Козлова об «Аутсорсе», жести и своём 1996-м

Ведомости
Хрустящая курочка Хрустящая курочка

Как выбирать наггетсы, и так ли уж они вредны

Лиза
Мезозойские млекопитающие и их родственники оказались обладателями однотонного темно-коричневого меха Мезозойские млекопитающие и их родственники оказались обладателями однотонного темно-коричневого меха

Палеонтологи реконструировали окраску шести маммалиаформов

N+1
Видимо-невидимо Видимо-невидимо

Какие из «нельзя» о родинках правда, а какие — домыслы?

Новый очаг
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Охотники за сырьем Охотники за сырьем

Ради каких неочевидных природных ресурсов раньше любили затевать войны?

Вокруг света
«Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях «Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях

Почему мы выбираем холодных партнеров? Как отличить любовь от созависимости?

Psychologies
Что такое информационный пузырь и почему не надо закрываться от неприятных тем Что такое информационный пузырь и почему не надо закрываться от неприятных тем

Как формируется информационный пузырь и почему он может быть вреден?

Psychologies
Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением

Как решения используют в России по уборке нефтепродуктов?

Inc.
Мрамор и снег Мрамор и снег

Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей – история работ Микеланджело Буонарроти

Вокруг света
Кейс Кейнса Кейс Кейнса

Как теория британского экономиста покоряла мир

Деньги
Агрострахование на подъеме Агрострахование на подъеме

Площадь застрахованных площадей увеличилась более чем на треть

Агроинвестор
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн

Рассказ о девушке, сбежавшей от насилия, и мистическом проклятии прошлого

VOICE
«Интересно делать что-то нестандартное» «Интересно делать что-то нестандартное»

Анна Снаткина о любви к фэнтези и принципах воспитания дочери

OK!
Место силы Место силы

Финский залив, сосны… Деревянный дом со сплошным остеклением стены

Идеи Вашего Дома
Токсичная любовь Токсичная любовь

Почему мы не замечаем тревожные сигналы в отношениях?

Лиза
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Открыть в приложении