В России в 2016 году только 17% людей в возрасте от 25 до 64 лет учились дополнительно, и это включая самообразование. То есть только каждый шестой думает о своем развитии. В странах ЕС таких около 40%, а в странах ОЭСР — 50%

Forbes

Уроки для взрослых: чему учиться в 30, 40 и 50 лет

Я задумал написать про обучение взрослых, про то, как новые реалии жизни изменили подход к образованию после вуза. Есть такой термин «lifelong learning», он означает подход, подразумевающий постоянное развитие (если хотите — систему). Проблематика этого следующая: в современном мире скорость изменений существенно выше, чем две сотни лет назад — во время расцвета и окончательного формирования современного облика высшего образования. Тогда считалось, что человек, единожды получивший профессию, будет в ней «жить» всю свою жизнь. Эта мысль закреплялась общественным отношением, даже позднее, еще в середине прошлого века, общество порицало людей, часто меняющих работу и ищущих себя.

Еще хотел написать про современный взгляд на обучение в течение всей жизни в контексте изменившихся требований к современному человеку. А требования поменялись фундаментально. Посудите сами: раньше человек воспринимался как ресурс, если хотите – орудие производства. Его основная задача была выполнять определенную функцию и умеренно, управляемо развиваться в рамках описанных бизнес-процессов. Сейчас человек становится капиталом бизнеса, это совершенно другая роль. Она подразумевает большую свободу, большее творчество и большую активность. Креативность стала потенциалом человеческого капитала, и конкуренция в бизнесе, как и страновая конкуренция, происходит между командами, которые смогут создать знание новое с минимальными затратами.

Я задумал написать статью о том, как в нашей стране происходит трансформация системы образования после вуза. И хотел сделать это красиво, с цифрами и фактами, чтобы ее не восприняли как очередное мнение. Вы не поверите: я искал цифры месяц, хоть что-то, отдаленно похожее на статистические исследования. Конечно, я начал с Росстата, большого и внятного сборника цифр по всем аспектам нашей жизни. Однако меня ждало разочарование — там есть подробная информация о садах, школах, ссузах и вузах. Но ничего про развитие людей старше 25 лет (за исключением аспирантур и докторантур). То есть от выпуска из магистратуры до примерно 80 — черная дыра? Как же так? А развитие человеческого капитала?

В поисках материалов про обучение взрослых я обратился за цифрами в разные организации, к разным экспертам. Выручил меня только Илья Коршунов, руководитель группы по непрерывному образованию взрослых НИУ ВШЭ. Он предоставил мне цифры по вовлеченности взрослого населения в дополнительное образование (а все, что после вуза, у нас называется так). Картинка получилась печальная. В нашей стране в 2016 году только 17% людей в возрасте от 25 до 64 лет учились дополнительно, и это включая самообразование. То есть, грубо говоря, каждый шестой думает о своем развитии.  В странах ЕС таких около 40%, а в странах ОЭСР — 50%.

Как такое может быть? Ведь тезисы про современный мир, растущую динамику изменений, требования к креативности и даже робкие попытки работать по agile означают, что мы должны учиться почти всегда. Может быть, у нас небольшое количество образованных людей? То есть учимся много, просто мало нас тех, кто может учиться? Да нет, среди людей в возрасте 25–64 года с образованием не ниже полного среднего Россия занимает первое место (95%) среди всех стран ОЭСР. А 67% людей имеют среднее специальное и высшее образование, что, например, на 22% больше, чем в Канаде. Не самой неразвитой стране, между прочим.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

18 правил доброго утра 18 правил доброго утра

Правила, которые помогут встретить утро в прекрасном расположении духа

Psychologies
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Открыть в приложении