Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – силаКультура

Архив богини Фауны

Борис Жуков

Я не помню, когда именно я впервые вошел в эти тяжелые двери, но это точно было еще до школы. Не помню, кто из родителей меня привел, какое это было время года, какая стояла погода. Помню только полутемный вестибюль с высокими потолками и великолепные фрески на его стенах, изображающие сцены из жизни животных – современных и древних. А за вестибюлем – залы, показавшиеся мне тогда огромными, почти бесконечными. Все это пространство заполнено витринами, содержащими невероятное разнообразие птиц, зверей, бабочек, жуков, ящериц, черепах и прочих живых существ, словно бы застывших в какой-то момент своей обычной жизни. Помню, что меня тогда поразил не тот или иной выдающийся экспонат, не огромный белый медведь или яркая тропическая бабочка, а вот именно само это разнообразие всевозможных созданий, наполнявших залы музея.

Это уже потом я узнал, что это место называется Зоологический музей Московского университета, что помимо экспозиционных залов в нем есть еще и другие помещения, где происходит немало интересного, и что его коллекции предназначены не столько для посетителей, сколько для профессионалов – ученых-зоологов. Но – обо всем по порядку.

«Отражение самой природы»

Акинфий
Демидов

Датой рождения Зоомузея считается 1791 год. На самом деле история собрания на несколько десятилетий длиннее. Еще в начале 1740‑х годов предприниматель Акинфий Демидов (сын и наследник Никиты Демидова – основателя знаменитой династии промышленников) купил коллекцию известного немецкого собирателя различных природных объектов Иоганна Фридриха Генкеля. Сыновья Акинфия добавили в собрание собственные приобретения, а вскоре после учреждения в Москве университета подарили всю коллекцию ему. Правда, уже подаренное собрание еще два года лежало в Петербурге, во дворце Шувалова, но в 1759 году переехало в Москву и стало основой Минерального кабинета при кафедре натуральной истории. Впрочем, уже через несколько лет Минеральный кабинет был переименован в Натуральный – что больше соответствовало составу экспонатов, представлявших все три царства, на которые в то время принято было делить природные объекты: минеральное, растительное и животное.

«Конечно, это была кунсткамера, – говорит нынешний директор Зоомузея доктор биологических наук Михаил Калякин. – Собрание было довольно бессистемным, при его пополнении ценились прежде всего диковинки и редкости: какие-нибудь экзотические трофеи или необычные экземпляры обычных животных. Однако с самого начала существования коллекции она использовалась для демонстрации студентам в ходе обучения».

Коллекция росла, в нее поступали как отдельные экспонаты, так и целые собрания. Ей – как и университету в целом – становилось все более тесно в ветшающем «Аптекарском доме» у Воскресенских ворот Китай-города. В 1791 году Натуральный кабинет переехал в новое здание Московского университета на Моховой (то, которое мы теперь называем «старым университетом »). И в том же году он был переименован в Кабинет натуральной истории. Именно от этого, казалось бы, чисто формального акта отсчитывается история Зоомузея – хотя впереди у него было еще много переименований, переподчинений и переездов. Дело в том, что развернутая на новом месте коллекция была уже более или менее систематизирована (в соответствии с научными концепциями того времени) и ее можно было осматривать как нечто целое. По выражению одного их университетских профессоров того времени, это было «отражение самой природы».

Григорий
Иванович
Фишер

Большую роль в деле превращения Кабинета натуральной истории в полноценный естественнонаучный музей сыграл Иоганн Готтельф Фишер фон Вальдхайм (ставший в России Григорием Ивановичем Фишером), приглашенный в 1804 году на должность главы Кабинета (и кафедры натуральной истории) и занимавший ее до 1832 года. Ученик Кювье, Фишер был приглашен в Россию после того, как составил подробное описание знаменитого Парижского музея естественной истории. Возглавив московский музей, Фишер активно развивал все стороны его деятельности – собственно собирательскую, научную и просветительско-популяризаторскую. Его стараниями музею был передан целый ряд частных собраний (в том числе его собственное – Фишер считал, что «хранитель крупной коллекции не имеет права иметь собственную коллекцию», так как это неизбежно привело бы, выражаясь современным языком, к конфликту интересов). По инициативе Фишера в 1805 году при музее было основано Императорское московское общество испытателей природы, объединившее как профессиональных ученых, так и натуралистов‑любителей. Это общество, утратившее за двести с лишним лет только слово «императорское» в своем названии, продолжает работать и до сих пор, являясь старейшим научным обществом России и располагаясь именно в здании Зоомузея1.

1Подробнее о Московском обществе испытателей природы см. статью С. Багоцкого «МОИП – старейшее научное общество России» – «Знание – сила», № 5/2022.

Музей, конечно, был ориентирован прежде всего на исследовательскую и учебную работу, но уже в 1811 году сделал первый шаг к публичности: два дня в неделю в течение двух часов в него допускались все желающие. В это время в помещении должны были присутствовать университетские профессора, которым надлежало давать посетителям необходимые пояснения. Этим, видимо, и объясняется столь ограниченное время доступности для публики: у профессоров было много и других дел.

Музей явно вступал в период своего расцвета, когда его постигла самая страшная катастрофа в его истории – оккупация Москвы армией Наполеона и обусловленный ею великий пожар. Огонь добрался и до зданий университета – в том числе и до корпуса, в котором располагался музей.

По распоряжению московского генерал-губернатора графа Ростопчина все имущество Московского университета подлежало эвакуации. Но распоряжение появилось слишком поздно – всего за несколько дней до вступления в Москву французских войск, – а университетское имущество явно не считалось приоритетной ценностью. Вывезти удалось только небольшую часть коллекции, а почти все, что оставалось в Москве, погибло в огне. Сгорела и вся документация музея, так что даже немногие уцелевшие экспонаты (в основном раковины и кораллы) практически лишились научной ценности и сегодня представляют интерес лишь как исторические реликвии.

Вернувшийся в Москву Григорий Фишер оказался на пепелище – в буквальном и переносном смысле. Собрание пришлось восстанавливать почти с нуля. Но тут ему на помощь пришли частные коллекционеры, а также меценаты, покупавшие уже собранные коллекции специально для подарка. Погибшему музею дарили профессора и губернаторы, собиратели и предприниматели (среди последних отметилось очередное поколение династии Демидовых). Меньше чем через два года после катастрофы собрание музея (пребывавшее в съемном помещении неподалеку от руин университета) насчитывало уже больше шести тысяч предметов. А в 1818 году оно разместилось в четырех залах вновь отстроенного университета.

Леопарды

В дальнейшей истории музея было много переездов, реорганизаций, переименований, смены концепций. Постепенно из него выделились в самостоятельные подразделения гербарий и минералогическая коллекция – музей сосредоточился на собирании именно зоологических объектов. Последний шаг в этой специализации был сделан, когда при организации Палеонтологического музея Зоомузей передал ему немногие имевшиеся в его собрании ископаемые объекты (Скелет шерстистого мамонта, встречающий сегодня посетителей у лестницы, ведущей на второй этаж, был найден и попал в музей уже в 1970‑х годах.) В 1866 году музей был окончательно открыт для публики (как известно, как раз в это время русское образованное общество очень сильно заинтересовалось естественными науками). Для этого из собрания музея (которое к этому времени насчитывало уже многие десятки тысяч предметов) пришлось выделить собственно экспозиционную часть. А в 1902 году музей переехал в собственное здание, спроектированное и выстроенное специально для него, – то самое здание на Большой Никитской, с которого началась эта статья.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Стрелы, драки, интриги: главные скандалы с папарацци в истории фотожурналистики Стрелы, драки, интриги: главные скандалы с папарацци в истории фотожурналистики

Знаковые моменты из истории самого скандального жанра фотожурналистики

Правила жизни
Цифровая паутина «Черного квадрата» Цифровая паутина «Черного квадрата»

Как манифест Малевича переосмысливают современные художники

Вокруг света
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Конкурсы интересные Конкурсы интересные

Как развлекали себя и окружающих на банкете или празднестве в прошлом?

Вокруг света
Водолей — это знак Водолей — это знак

Как помочь организму сохранить живительную влагу?

Собака.ru
Громких разводов не будет Громких разводов не будет

Супруги-совладельцы все чаще прибегают к медиации

Монокль
Пришёл танцевать Пришёл танцевать

Владислав Лантратов — о мужской конкуренции и о будущем танца

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Любовь победит Любовь победит

Регина Тодоренко и Влад Топалов — о работе над проектом «Ставка на любовь»

OK!
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
«Здесь нет никакой архитектуры»: как Корбюзье и Мельников потрясли Париж «Здесь нет никакой архитектуры»: как Корбюзье и Мельников потрясли Париж

Стиль, который не спорил с прошлым, но создавал будущее: ар-деко

Монокль
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя

Что археологи обнаружили в царском захоронении древних майя

N+1
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
Как женщины меняют правила игры в e-commerce: от «девочек из маркетинга» до CEO Как женщины меняют правила игры в e-commerce: от «девочек из маркетинга» до CEO

Мне не было и тридцати, меня считали «девочкой из маркетинга»...

Inc.
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки» Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»

Самые яркие проекты модернизации «Оки»

ТехИнсайдер
Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает» Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает»

Я понимал, что надо рыть носом землю, пока есть силы и здоровье

Коллекция. Караван историй
Взяться за голову Взяться за голову

В КХЛ усилили защиту от ЧМТ: новые правила и умные капы для игроков

Ведомости
Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание» Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание»

«Прежде чем идти к психологу, почитайте чью-нибудь автобиографию»

Ведомости
Что такое поликарьера и чем она отличается от подработки Что такое поликарьера и чем она отличается от подработки

Горизонтальный рост: что такое поликарьера и кому она подходит

Ведомости
Ностальгия на волне Ностальгия на волне

Почему звезды 90-х и 2000-х снова популярны в России?

Ведомости
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
In & out In & out

Создатель бренда «Прошуттерия»: мастер-класс по неймингу и корпоративам

Собака.ru
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Новые времена Новые времена

Изменения, которые произошли в мире технологий за последние 25 лет

Правила жизни
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Открыть в приложении