Пионеры дизайна
В Москве одна за другой открываются галереи, специализирующиеся на коллекционном дизайне. Расскажем о трех первопроходцах, благодаря которым во многом и зародился этот тренд
Галерея Heritage. Кристина Краснянская
В 2011 году галерея Heritage на Петровке провела выставку «Диалектика интерьера», представив, как антиквариат может сосуществовать с коллекционным дизайном. Экспонаты — от неоклассицизма и французского ар-деко в лице Андре Арбюса до мебели Джо Коломбо (1960-е), Этторе Соттсасса (1980-е) и узнаваемых вещей уже нашего современника Маартена Бааса. Разъяснить концепцию привычного на Западе, но нового для нас типа интерьера хозяйка Heritage Кристина Краснянская пригласила французских галеристов из династии Гасту.
Что же такое коллекционный дизайн? Кристина отвечает: «Это мебель, светильники, мелкая интерьерная пластика за подписью автора с именем. Тираж, по аналогии со скульптурой, — не больше восьми экземпляров. Или уникаты — вещи, существующие в единственном экземпляре». В квартирах западных коллекционеров живопись и скульптура давно уживаются с коллекционным винтажом и современными уникатами. «Такое наполнение делает интерьер живым и индивидуальным, — говорит Кристина. — К тому же у этих вещей прекрасный инвестиционный потенциал. При необходимости их легко продать». В пример галеристка приводит эклектичное собрание Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, от продажи которого было выручено почти полмиллиарда евро. Однако Кристина часто предостерегает от неправильных вложений: переобитое кресло 1950-х годов из массовых, купленное за 30 тысяч рублей, не конвертируешь в топ-лот аукциона с четырехзначной ценой.
Экспозиция Heritage состоит из трех разделов. Современный коллекционный дизайн представлен, в частности, работами французского скульптора Филиппа Икили, исследующего границы сексуальности в дизайне, медитативными вещами из мрамора от Пьера Шарпена, эксклюзивными банкетками братьев Буруллек. Второй раздел отдан современным российским художникам. Галеристка предложила Гоше Острецову, Ивану Горшкову, Максу Башеву и другим проявить себя в предметном дизайне. Чего стоит один ярко-желтый мусорный бак, напоминающий Дарта Вейдера, — от AES+F.
Еще один раздел посвящен советскому дизайну и включает уникальную мебель, светильники, фарфор, стекло и лак. Их Кристина показывает на западных выставках: Design Miami/ Basel, BRAFA в Брюсселе и других. Краснянская инициировала появление секции дизайна на крупнейшей отечественной ярмарке искусств Cosmoscow. А в этом году планирует привлечь к участию в ней западных звезд, чтобы показать разные ветви коллекционного дизайна.
Галерея NG. Надежда и Георгий Ананьевы
Основатели галереи учились на художников-керамистов. Затем в пост-перестроечные годы Надежда закончила школу «Детали», и Ананьевы начали заниматься оформлением интерьеров (родители Георгия работали в этой сфере еще в советское время). Открыть галерею было их давней мечтой. Надежда рассказывает: «Я страстно люблю винтаж. На блошином рынке во мне просыпается азарт охотника! Эти вещи нужно чувствовать, нужно ими проникнуться. Мы много ездим, есть „свои“ места, например блошиный рынок Сент-Уэн в Париже. В наши проекты мы подбираем не только обстановку, но и произведения искусства, антиквариат и mid-century. Еще 5–6 лет назад заказчики ими брезговали, так как страна хотела вырваться из прошлого. Но постепенно клиентам передался наш энтузиазм».
Коллекция NG — это авторская подборка предметов интерьера: мебели, светильников, живописи, скульптуры, керамики и аксессуаров. Критерий один: «Это неслучайные вещи. Мы не покупаем, чтобы перепродать, — говорит Надежда. — Мы выбираем то, что нам действительно нравится, то, что нас цепляет». Современный интерьер представляет собой сложный микс стилей и эпох. Ананьевы умеют увязать итальянскую мебель 50-х со светильниками и гобеленами 70-х, советскую живопись и гравюру с собственной нетиражной керамикой, финское винтажное стекло с ар-деко.
NG привлекла к себе внимание в прошлом году на выставке Cosmoscow. Надежда говорит, многим понравился их подход: «Не всегда понятно, как вписать произведения современного искусства в интерьер, сложно представить себе, как это будет работать в комплексе с мебелью и светом. Наш же стенд как раз помогал вообразить этот ансамбль». Помимо экспозиции NG (галерею на Соколе можно посетить по договоренности) галеристы могут отыскать предметы под заказ, ориентируясь на конкретный интерьер. Вещи можно взять «на примерку», чтобы оценить, как они будут смотреться.
Надежда рассказывает о нескольких топ-лотах, представленных в галерее: «Из мебели это прежде всего кресла Аугусто Романо, 1950-е, аукционной ценности, и комод Пьера Луиджи Колли с характерной для его стиля резьбой. Также в экспозиции много керамики: моей и Гиви, подписные, штучные вещи. Светильники: муранское стекло 1960-х, латунь 1970-х — здесь меня подкупила выразительность формы. Скульптура — например, отличная бронза Андрея Антонова (екатеринбургский скульптор-монументалист). Мне бы побольше площади — сколько еще интересных вещей можно было бы привезти и показать!»
Галерея «Палисандр». Алина Пинская
Алины Пинской «Палисандр» в Трёхгорной мануфактуре привозит коллекционный дизайн уже два года. «Палисандр» стартовал в 2017-м с выставки, посвященной модному стилю mid-century. Экспозицию европейских модернистов (главным образом итальянской мебели 1950–60-х годов) тогда дополнили послевоенной абстрактной живописью. Профиль «Палисандра» — штучные дизайнерские вещи высокого уровня («Держим вектор на Пруве», — говорит хозяйка, имея в виду произведения знаменитого французского модерниста) и абстрактная живопись второй половины ХХ века.
После МГАХИ им. М. В. Сурикова, где Алина занималась искусством Веймарской республики, она училась во Франции, где впервые столкнулась с рынком дизайнерской мебели музейного уровня. «В академии, несмотря на ее художественную направленность, дизайн мы проходили „по касательной“, в рамках курса ДПИ, декоративно-прикладного искусства, — рассказывает она. — И тогда он, признаться, меня никак не зацепил. Хотя о Wiener Werk ätte («Венских мастерских», 1903–1932 гг.) я впервые услышала именно там. Но в Париже я столкнулась с совершенно другим отношением к предметам дизайна, познакомилась со многими галеристами. На Западе веками формировалась культура восприятия и коллекционирования искусства и дизайна как его неотъемлемой части, когда в порядке вещей было прийти в галерею и приобрести уникальные предметы обстановки с историей».
Открыть галерею Алина решила после того, как, вернувшись в Москву, попыталась купить что-то коллекционное для своего интерьера и обнаружила, что этим мало кто занимается. Сейчас у «Палисандра» уже большая коллекция, есть свой сток, галерея может привезти определенные вещи под заказ. Коллекция сформирована вкусом и интуицией хозяйки и включает мебель 1950–80-х годов, абстрактный экспрессионизм и ташизм как европейских, так и советских мастеров (Сергей Шаршун, Андрей Ланской, Оливье Дебре, Жерар Шнайдер, Марлен Шпиндлер, Владимир Яковлев, Борис Турецкий, русский «Поллок» Евгений Михнов-Войтенко и другие), а также работы наших современников. Сейчас в «Палисандре» проходит выставка известного скульптора и художника Игоря Шелковского, на которой представлены как работы, ставшие визитной карточкой автора, так и новинки, созданные специально для «Палисандра».
Из последних приобретений Алины (для личной коллекции): мебель итальянского функционалиста 1930-х Джузеппе Пагано и нетиражируемый Memphis — торшеры Натали дю Паскье.