Переходный возраст
От перемены мест учебы меняется только потраченная на ребенка сумма денег. Психолог Марина Мелия объясняет, почему стоит менять не школу, а жизнь.
Сегодня детей из обеспеченных семей постоянно переводят из школы в школу. Как только у ребенка возникают сложности, родители тут же начинают подыскивать новое учебное заведение — в России или за рубежом. Практически все твердят одно и то же: учителя придираются, ребенка не ценят, не понимают, ничему не учат, одноклассники тупые, грубые, завистливые. И почему-то уверены в том, что, поменяв стены, можно решить все вопросы разом. Но после перевода в новую школу, как правило, лучше не становится.
Возможно, дело не в учителях и одноклассниках, а в тех психологических проблемах, которые присущи детям состоятельных родителей? На основании своего консультативного опыта я бы выделила следующие.
Отсутствие социального иммунитета
Мой клиент, потратив немало усилий, перевел сына из элитной школы с маленькими классами в престижную, но государственную математическую гимназию. Там было очень шумно, на переменах все носились, кричали, толкали друг друга. Казалось бы, что такого? Обычные активные дети. Но для мальчика, привыкшего к атмосфере прежней камерной школы, такая обстановка оказалась настолько некомфортной, что он отказывался идти на занятия. У него начался нервный тик, заикание — понадобилась длительная работа со специалистами, чтобы помочь ему приспособиться.
Что должен чувствовать ребенок, выросший в атмосфере сверхзаботы, под присмотром нянь и гувернанток? Из его жизни старательно убирались все возможные риски, он не знает, что такое сопротивление среды, он не понимает чувств и мотивов других людей, у него не вырабатывается социальный иммунитет. Поэтому любое столкновение с грубой действительностью для него сильный стресс.
Сокращение численности классов, безусловно, положительно сказывается на подготовке, зато негативно влияет на социализацию. Чем меньше в классе учеников и чем однороднее его состав, тем однообразнее социальный опыт, который приобретают дети. Но если пробелы в знаниях можно восполнить, то проблемы, связанные с недостатком общения, останутся с ребенком на всю жизнь.
Неприспособленность к иным бытовым условиям
Одни мои знакомые с трудом устроили дочь в элитную школу в Англии. Ей пришлось жить в комнате, где помимо нее было еще одиннадцать девочек, туалет в коридоре. Притом что в их огромном доме в Подмосковье у нее своя спальня, своя ванная с джакузи, а все домашние дела лежат на прислуге. Девочка не смогла приспособиться к спартанским условиям, ее напрягали сложные и непонятные взаимоотношения с соседками по комнате, иная языковая среда, оторванность от семьи. Через полгода она вернулась домой. И мама привела ее к психологу.