Розница в России: как справиться с кризисом и что будет с брендами?

МонокльБизнес

«Нет на свете страны, где нет магазинов»

Розничная компания Inventive Retail Group расширяет сеть мультибрендовых магазинов и продолжает активно развивать собственные торговые марки. При этом, как и раньше, ее главная цель — предлагать потребителям продукты, формирующие современный стиль жизни

Лина Калянина

Президент и управляющий партнер Inventive Retail Group Тихон Смыков: «Надо
делать свои российские бренды». Олег Сердечников

Вряд ли какая-либо еще российская розничная компания имеет такую бурную историю развития, как Inventive Retail Group. Все началось в 2005 году с открытия первого в Москве магазина техники Apple в торговом центре «Атриум». Через год проект был переименован в re:Store и за следующие 15 лет превратился в крупнейшую в мире сеть Apple Premium Reseller. В 2009 году в компанию вошли три новые сети: Sony Centre, Nokia и Lego. В 2011 году появилось еще два новых проекта: Samsung и Nike. В 2014-м был заключен эксклюзивный контракт с испанским производителем украшений ручной работы UNOde50 и осуществлен запуск собственного проекта мультибрендовых магазинов кроссовок и кед под брендом Street Beat. В 2019 году группа объявила о начале сотрудничества с брендом The North Face, в 2020-м — с брендом Xiaomi. В итоге в портфеле компании стало четыре сети по продаже спортивных товаров и три сети по продаже электроники. Вскоре, после поглощения компании «А3 Спорт», Inventive Retail Group стала владеть самой большой в России монобрендовой сетью магазинов Nike.

Однако ставка на предложение качественных товаров от международных брендов на российском рынке, или, как компания определяет свою миссию, «давать россиянам лучшие продукты для современного стиля жизни», болезненно отразилась на бизнесе группы после начала событий 2022 года, когда многие международные бренды ушли с российского рынка. Inventive Retail Group была вынуждена перестраивать свой бизнес. Компания закрыла сеть Nike и запустила новую сеть «Мир кубиков» на месте магазинов Lego. Был запущен ретейл-проект Hiker — сеть мультибрендовых магазинов одежды, обуви и аксессуаров для активного отдыха на природе. В 2023 году компания открыла сеть спортивных товаров Amazing Red и провела ребрендинг своей старейшей сети re:Store.

Перестроить бизнес, найти новых партнеров Inventive Retail Group удалось довольно быстро, и в прошлом году продажи компании вновь начали расти. Но возникла новая проблема: резкое падение спроса на товары и услуги в стране с осени прошлого года, и справиться c этим российским розничным компаниям пока не удается.

О том, как российская розница переживает кризис, каковы перспективы российских брендов и что будет, если глобальные бренды решат вернуться на российский рынок, «Монокль» поговорил с Тихоном Смыковым. Он работает в компании с начала ее основания, прошел путь от руководителя отдела продаж, заместителя генерального директора сети re:Store, генерального директора re:Store, руководителя нескольких розничных проектов до президента и управляющего партнера всей Inventive Retail Group.

— В непродовольственной рознице сегодня складывается непростая ситуация: трафик в торговых центрах упал, у покупателей сберегательные настроения, сложно конкурировать с маркетплейсами. Как вы и ваша компания ощущаете особенность текущего момента?

— Сегодня многие компании переживают очень трудное время, но, если говорить о непродовольственном ретейле, то положение дел там определяют два ключевых фактора. Первый — это отсутствие взаимосвязей с иностранными поставщиками, прямого выхода на производителей товаров, владельцев известных брендов. Все потребительские рынки в мире — будь то мобильная электроника, бытовая техника, одежда, обувь, спортивные товары, игрушки и другие — в производственном плане очень сильно консолидированы. Во всех отраслях есть глобальные компании, которые доминируют и имеют большую долю рынка. Так вот, представительств большинства этих компаний сейчас в России нет.

Второй фактор связан с особенностями развития в нашей стране электронной коммерции, а точнее того, как эволюционирует государственное регулирование интернет-торговли. Была оценка Infoline в прошлом году: за исключением автомобильной техники и связанной с ней продукции в онлайне сосредоточена уже половина торговли непродовольственными товарами. Из этой половины в онлайне 80 процентов занимают маркетплейсы, то есть на них приходится до 40 процентов всей торговли непродовольственными товарами. И я не знаю ни одной страны мира, где было бы столько крупных сбытовых интернет-площадок, как у нас.

Да, маркетплейсы дают возможность очень большому количеству компаний удобно продавать свою продукцию, а потребителям очень удобно эту продукцию покупать. Но пока регулирования с точки зрения контроля качества продукции, ее происхождения, прав на торговые марки и так далее в онлайне гораздо меньше, чем в офлайне. В результате традиционным розничным компаниям, вынужденным следить за качеством товара, сегодня выживать намного сложнее, чем раньше.

Вот эти два фактора сильнее всего сейчас влияют на ситуацию на рынке. И только потом мы можем говорить о высокой процентной ставке и прочих факторах, влияющих на потребительский спрос и на розничную торговлю в целом.

— Если брать во внимание первый фактор, какая трансформация произошла за последние три года в вашей компании? Ведь ваш бизнес раньше строился на прямом взаимодействии с западными брендами.

— В 2022 году мы лишились контрактов с большинством наших поставщиков, монобрендовые магазины которых мы открывали: Nike, Apple, Lego. С одной стороны, их продукцию на мировом рынке довольно легко закупить — с этим нет никакой проблемы. И мы восстановили закупки товаров достаточно быстро. А с другой стороны, сегодня это может сделать любой благодаря параллельному импорту. Раньше хороший контракт с поставщиком был конкурентным преимуществом, некоторым барьером для входа в этот бизнес для остальных, так как в непродовольственном ретейле сила поставщика гораздо больше, чем сила ретейлера. Сейчас этого барьера нет. В итоге мы столкнулись с более жесткой конкуренцией. Часть контрактов у нас осталась, но в целом позиции в плане доступа к качественному товару сильно ухудшились. Но у нас сохранилась наша продуктовая экспертиза, хорошие качественные офлайновые магазины и активно растущий онлайн-бизнес.

Если говорить про конкретные изменения, мы закрыли магазины Nike, потому что быстро их переориентировать на другие поставки было нельзя. Но зато открыли сеть магазинов Amazing Red, которые приобрели у одного из ушедших поставщиков спортивных товаров. В ней продается главным образом продукция западных брендов, к которым нам удается получить доступ.

Сеть re:Store, которая раньше была сетью магазинов техники Apple, сейчас медленно двигается в сторону мультибрендового формата — расширяем ассортимент за счет других брендов, таких как Samsung, Xiaomi, Asus, Honor, LG, Tecno, Huawei. Двигается медленно, потому что re:Store продает премиальные устройства, а в этом Apple безраздельно доминирует, и аналогичного товара у других брендов практически нет. Магазины Samsung остались как есть, они функционируют в торговых центрах. Магазины Lego мы превратили в магазины «Мир кубиков», где представлены как конструкторы Lego, так и других производителей. В спортивном бизнесе мы развиваем сеть мультибрендовых магазинов Street Beat. Под этим же брендом у нас активно развивается собственная торговая марка спортивных товаров.

— А какие компании сейчас поставляют брендовые товары по параллельному импорту?

— В страну ввозят такой товар как компании-продавцы, подобные нашей, так и многочисленные посредники, среди которых множество малых предпринимателей. Кто нам такой товар продает, я вам не скажу.

— В итоге маржинальность продаж снизилась?

— Работа через посредника выгоднее, чем работа напрямую, только если посредник теряет деньги. Спонсоров мы не нашли за это время. Так что, конечно же, да.

— Вы потеряли во время трансформации в динамике продаж?

— Конечно. Из-за ухода наших вендоров в 2022 году наш бизнес довольно сильно сократился. В 2023–2024-м он стал неплохо расти. Но в 2025 году рост остановился. Вообще, резкое замедление наступило еще в ноябре 2024 года, каким-то волшебным образом это совпало с последним в прошлом году повышением ключевой ставки Центробанка. Я уж не знаю, каким образом потребители на это реагируют, потому что, казалось бы, какая разница: 17 или 21 процент ставка? Тем не менее это так.

— В структуре выручки какое направление у вас доминирует?

— У нас два больших бизнеса — это спортивные товары, на которые приходится порядка 20 процентов выручки, и потребительская электроника, составляющая 55 процентов. Все остальное сильно меньше.

— Вы сказали, что развиваете собственные торговые марки. Расскажите подробнее о концепции и стратегии их развития. В каком ценовом сегменте их позиционируете? Какова динамика продаж?

— Это пока очень небольшой бизнес, к сожалению, потому что мы относительно недавно начали этим заниматься. В общей выручке это несколько миллиардов рублей, даже не десятков миллиардов.

Но мы по этому пути идем, потому что по нему нужно идти при любом развитии событий. А насколько это разовьется, станет это основой нашего бизнеса или его важной составной частью, мы пока не знаем.

В мультибрендовой сети магазинов Street Beat представлены не только зарубежные бренды, но и товары под одноименной собственной торговой маркой. Предоставлено компанией Inventive Retail Group

Две стороны параллельного импорта

— Что вы имели в виду, когда упомянули фактор регулирования онлайн-торговли и его решающую роль в текущем положении дел?

— В стране стало очень много контрабанды за счет облегчения сбыта такой продукции через маркетплейсы. Да, часто это оригинальная продукция, но очень много стало продаваться и контрафакта, и, к сожалению, часто покупатели на него соглашаются. Препятствовать этому в условиях, когда есть параллельный импорт, очень сложно. Ведь что такое параллельный импорт? Это возможность ввезти в страну продукцию без разрешения правообладателя марки этой продукции. Государство на это пошло в 2022 году, в результате никакого дефицита в стране не случилось. Сегодня по-прежнему можно купить абсолютно все. Это огромное достижение, но есть и обратная сторона этого процесса — резкий рост контрафакта и контрабанды.

— На днях наша Дума приняла в первом чтении закон о платформенной экономике, который, по идее, в плане контроля за качеством продукции должен уравнять в правах традиционную и онлайн-розницу. Этот закон может принципиально изменить ситуацию?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Нынешнюю модель можно изменить только указом президента» «Нынешнюю модель можно изменить только указом президента»

Почему сегодня строится не то, что нужно обществу? Актуальная тема

Монокль
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
«Банковские и инвестиционные продукты друг другу не противоречат» «Банковские и инвестиционные продукты друг другу не противоречат»

Как развивается индустрия частных инвестиций в период высоких ставок?

Деньги
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год

Роль в развитии Карлоса Алькараса его агента и умении располагать к себе фанатов

Forbes
Болит слева, но не сердце! Болит слева, но не сердце!

Боль в груди: сердечные и несердечные причины – как различить?

Здоровье
А вы терпеливый человек? Выберите гору и узнайте факт о себе А вы терпеливый человек? Выберите гору и узнайте факт о себе

Узнайте, насколько хорошо вы умеете терпеть: просто выберите гору

ТехИнсайдер
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Forbes
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Вершины олимпиадников Вершины олимпиадников

Почему растет число абитуриентов, поступающих в упрощенном порядке

Ведомости
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
Правила жизни Тома Хэнкса Правила жизни Тома Хэнкса

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Правила жизни
Если кто-то подавился Если кто-то подавился

Как помочь человеку, если он подавился?

Здоровье
Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна

Почему ни одна из гипотез не может объяснить, как на самом деле «родилась» Луна

Maxim
Изумрудный истребитель Изумрудный истребитель

Какой рыбак не знает зимородка, этого красавца в изумрудно-синем камзоле?

Наука и жизнь
В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной

Новый способ пролить свет на загадку темной материи

Inc.
Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках

Почему теннисисты не могут выглядеть, как облепленные логотипами гонщики

Forbes
Инфляция подгоняет ставку Инфляция подгоняет ставку

На что влияет замедление темпов инфляции

Ведомости
Обнаружено, что верблюжье молоко уменьшает тяжесть астмы Обнаружено, что верблюжье молоко уменьшает тяжесть астмы

Как употребление верблюжьего молока снижает тяжесть астмы

ТехИнсайдер
«Все это было чудом» «Все это было чудом»

«Союз» — «Аполлон»: пример того, что космос возможен как зона сотрудничества

Монокль
Стрелы, драки, интриги: главные скандалы с папарацци в истории фотожурналистики Стрелы, драки, интриги: главные скандалы с папарацци в истории фотожурналистики

Знаковые моменты из истории самого скандального жанра фотожурналистики

Правила жизни
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Потепление обрекло гренландских китов на отравление водорослевыми токсинами Потепление обрекло гренландских китов на отравление водорослевыми токсинами

Во время аномального тепла динофлагелляты массово прорастают из цист китов

N+1
Как увидеть угрозы безопасности при работе с ИИ? Ловите чек-лист Как увидеть угрозы безопасности при работе с ИИ? Ловите чек-лист

Чем опасны ИИ-модели для бизнеса и почему традиционная ИБ не справляется

Inc.
Биржу залили горючим Биржу залили горючим

Почему в России растут биржевые цены на нефтепродукты

Ведомости
Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов Ученые превратили растительные отходы в топливо для самолетов

Технологию производства авиатоплива из биомассы создали в РГУ нефти и газа

ТехИнсайдер
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Открыть в приложении