Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах

Фильмография Харрисона Форда давно стала частью общего культурного кода, но важнее другое — особое чувство узнавания, которое возникает при просмотре. В героях Форда всегда было что-то знакомое — в походке, в интонации, в том, как он держится. Не идеал, не супермен, а человек, на которого хочется быть похожим. Особенно в юности, когда ищешь образец. В материале вспоминаем самые культовые образы легендарного актера.
Актеры бывают разные. Есть перфекционисты, педанты — они подбирают каждую роль с той же скрупулезностью, с какой часовщик собирает механизм. Работают по «методу», учат языки, берут уроки боевых искусств, вживаются в образ по всем правилам. Таков был Том Круз до полного погружения в «Миссия: невыполнима»; таков, конечно, Дэниэл Дэй-Льюис. Есть и другой тип — те, кто почти всегда играет самого себя, просто в разных обстоятельствах. Диапазон у них неширокий, но этот единственный образ у них получается безупречно. Как у Евгения Цыганова: герой вроде бы один, но каждый раз в новых костюмах, странах и эпохах.
А бывают актеры совершенно интуитивные. Они играют не по Станиславскому, роль они строят на каких-то мелочах, а то и на экспромте. В них живет это актерское мастерство, которое перевоплощает человека, меняет его пластику, голос, взгляд. Таким был, например, Марчелло Мастроянни, который понимал режиссерские указания с полуслова, на лету — и попадал в точку. И таков Харрисон Форд, который, как это часто с актерами бывает, долго не мог пробиться в профессию. Но когда уже отчаялся и плюнул на эти мечты, тут-то все и случилось — и началась история, которая длится по сей день.
Типажно Форд сначала рассматривался как герой для характерных ролей — как в чем-то комический герой. Роль Хана Соло — первая, принесшая ему слово, — как раз из таких: перед нами не классический герой со сталью в глазах, нет. Мы видим трикстера-авантюриста, у которого есть свои представления о достоинстве, но вообще героем его делают внешние обстоятельства. Сам он к этому не стремится. Его шутки, юмор, его хитрости, мелкие манипуляции — это все делает образ Соло таким притягательным. С Люком все понятно: он Избранный, у него и отец ого-го какой, с ним себя сложно соотнести. Форд — это свой парень, которому хочется поверить, даже если знаешь, что он тебя уже не раз надувал. Это обаятельный жулик, себе на уме, но, вообще-то, готовый стоять за своих, если его припрет.