Ботанический сад
Микаэл, сын основателя Abbyy Давида Яна, в Сан-Франциско завел себе армию ботов — четверть миллиона солдат. «Татлер» присматривается к талантливому молодому руководителю.
У меня никак не получается в субботу вечером отыскать в саду «Эрмитаж» отпрыска одной из самых ярких it‑фамилий. Место людное, молодые актеры выпивают с начинающими, но ни в одном кружке Микаэла Яна я не вижу. А найти надо обязательно — он в Москве всего на пару дней. Намотав несколько кругов, замечаю наконец у скамеечки одинокую фигуру с беспроводными наушниками. Мика солнечно улыбается, спешно завершает конференц-колл, и мы садимся ужинать.
В неполные тридцать он, по стартаперским меркам, уже ветеран. Студентом придумал Pinterest для анекдотов — YouComedy (проект, кроме шуток, заинтересовал инвесторов и существует по сей день). Затем был gif-мессенджер Baanan, не доведенный, к сожалению, до ума. Зато Manybot — сервис по созданию ботов в Telegram — попал в калифорнийский инкубатор 500 Startups, который умеет продавать предприятия «Гуглу» за сотни миллионов долларов. И теперь Мика почти все время проводит на силиконовых просторах Калифорнии.
Всем хорош мессенджер Telegram, но мессенджер фейсбука лучше — у него больше пользователей. Поэтому, как только осторожный Марк Цукерберг открыл наконец возможность программировать на базе своего мессенджера, Микаэл запустил кросс-платформенный ManyChat, Manybot стал его частью. С помощью ManyChat даже кухарка может создать собственного бота — бесплотного, но разговорчивого робота. Зачем он кухарке? Чтобы всем в мессенджерах жужжал в уши про ее бесподобные пироги и плюшки, принимал заказы, ласково общался с клиентами. Стоит это считай что нисколько — малый бизнес такое очень любит. За два года пользователи породили на базе ManyChat больше четверти миллиона ботов.
Этого, конечно, мало, чтобы всерьез сравнивать Мику с его отцом Давидом Яном — живой легендой, физтеховцем, придумавшим технологию распознавания текста. В чем суть? Скачайте на телефон приложение ABBYY FineScanner, покажите ему любую бумажку с текстом — раньше для компьютера это было всего лишь картинкой, но Ян научил машину, как ребенка, читать.
Мы заказываем еду. В «32.05» Мике нравится «вайб как у FAQ-cafe». О знаменитом в эпоху зарождения креативного класса заведении в Газетном переулке он знает не понаслышке: после школы несколько лет работал там официантом. Да, папа был совладельцем заведения, но сына по служебной лестнице это не продвинуло.
«Я был, наверное, худшим официантом в истории. Общался с гостями, старался обратить все в шутку: «Ха-ха, как прикольно, что я не принес вам заказ». Когда у нас с клиентом получалась синергия, ему было реально по кайфу, мне оставляли очень хороший чай. Но в остальных ситуациях, думаю, люди уходили с ужасным впечатлением о нашем заведении».
Пока мы жуем, Мика рассказывает о детстве: «Папа руководил, мама помогала с дизайном упаковки (программы тогда продавали на CD в красивых коробочках). Какое-то время их офис был на втором этаже моего детского сада. У отца основным челленджем тогда было объяснить обычным людям, чем он занимается. Братки, например, не понимали вообще, но от расходов на «крышу» это не спасало».