Пожалуйста, дайте мне какую-нибудь дрянь сыграть!

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение»

Беседовала Наталья Николайчик

На Марии: куртка-накидка и майка Maag

«Я сознательно хотела работать и зарабатывать, потому что мне очень тяжело даются простои, я начинаю затухать. Вот сейчас появился новый проект, и я счастлива. Режиссер настолько поверила в меня, что, когда ей прислали сценарий, где в центре была отрицательная мужская роль, она решила изменить ее на женскую, ориентируясь на меня. Перед этим позвонила мне и сказала: «Слушай, такая авантюра — серьезный шаг. Ты готова? Это отрицательная роль». — «Я этого только и ждала. Уже не могу плакать в кадре и страдать. Пожалуйста, дайте мне какую-нибудь дрянь сыграть!»

— Маша, мы сделали с вами много интервью в разные годы, и я поняла, что у вас счастливый характер, вы очень благодарный человек. Цените жизнь за то, что у вас есть, и не страдаете из-за того, чего нет. Благодарите людей, которые вам помогли или были рядом, когда вы в них нуждались. Кому вы могли бы в первую очередь сказать спасибо?

— Так и есть. Мне кажется, любая жизнь человеческая похожа на тонкую прекрасную паутинку, как кружево, где эти маленькие узелочки, люди, события, от которых идут дорожки влево, вправо, вперед. У меня людей, которым я благодарна и которым признательна, очень много... И моментов, когда я была безоблачно счастлива, тоже огромное количество...

Знаете, у меня недавно появилась странная привычка: перед тем, как заснуть, я выбираю какой-то определенный период своей жизни, который связан с теплыми воспоминаниями, и этим себя успокаиваю. Допустим, вспоминаю дачное детство, когда молодые, живые прекрасные родственники рядом. Или школу почти бессознательную, 2—3-й классы, или первое путешествие за границу, или первые шаги в театральной студии. Раньше я эти моменты как будто промахивала, а зря. Теперь понимаю, что они были ключевыми, важными, классными и формировали меня. И вот я недавно стала в своей голове играть в эти игры. Призналась только вам, потому что меня никто не спрашивает ни о воспоминаниях, ни о благодарности по отношению к определенным людям. И очень здорово, что сейчас можно об этом поговорить...

Мне всю жизнь очень везло с людьми. А поступление в Щукинское училище вообще изменило вектор движения моей жизни. Евгений Владимирович Князев, мой мастер в институте, в меня поверил, и я поступила с первого раза. Благодаря этому сейчас занимаюсь любимой профессией. Если вспоминать всех блестящих артистов, формировавших меня, выйдет альманах, а не интервью. Как не сказать о Лановом Василии Семеновиче? Об Этуше Владимире Абрамовиче, который был ректором и очень тепло ко мне относился и назначил единственную стипендию своего имени просто потому, что считал меня хорошей студенткой. Или о том же Валентине Николаевиче Плучеке, который взял меня в Театр сатиры. Это все узелочки, из которых паутина моей жизни сплелась, и я сейчас очень крепко за нее держусь.

Я счастлива, у меня в жизни не было каких-то серьезных противостояний, меня никто так уж жестко не шваркал и не предавал. Даже сложный болезненный развод проходил по-человечески. Река жизни текла, и мне на этом пути встречалось гигантское количество классных людей — и друзей, и родственников.

Я или везунчик, или плохого просто не помню. Человеку с нормальной психикой неприятности свойственно забывать.

На Марии: куртка-накидка, брюки, майка — все Maag, босоножки Guess

— Сейчас многие звезды наперебой рассказывают, как страдали в школьные годы. У вас этого не было или забыли?

— Я тоже часто слышу от медийных людей о том, как они в школе страдали от буллинга. У меня этого не было. У меня только светлые воспоминания. Но знаете, я сейчас это говорю и при этом моментально себя одергиваю, потому что сама, когда смотрю комплиментарные интервью актрис типа «Все прекрасно! Нет, что вы, я не употребляю алкоголь. Нет, у меня режим. Детки учат 15 языков», мне становится скучно. И мне не хочется звучать так же, ведь нет человека, у которого нет болячек, или страхов, или проблем. И я не исключение.

— Многим кажется, что вы идеальная.

— Какая ерунда. Вот вы знаете, что у меня в институте, например, была серьезная проблема — зависть. И я с этим гадким чувством активно боролась. У меня очень одаренные однокурсники. И я завидовала буквально всем, кто делал классные отрывки. Спасибо педагогам. Они каким-то образом умудрялись справляться с этой горячей энергией, которая могла меня просто сжечь. Потому что зависть — разрушительное чувство, с которым трудно бороться, когда тебе 17—18 лет и эмоции неконтролируемые и с перебором. Я бы хотела сказать слова благодарности всем педагогам, которые нас сдерживали, охлаждали в этот момент и говорили: «Здесь не соревнования, у нас командная работа».

На Марии: платье Tj Collection, рубашка Guess

— Когда вы учились, ректором был Этуш. Многие его выдающиеся ученики, такие как Смехов, Збруев и другие, страдали из-за его жестокости.

— Я даже об этом не слышала. Когда мы пришли учиться, это был очень мудрый, глубокий и спокойный человек. Единственное, что он мог делать страшного, — выйти на большую репетиционную сцену, где играли выпускные и дипломные студенческие спектакли, и стоять долго-долго, пока огромный гудящий и галдящий зал не замолчит. От Владимира Абрамовича исходила какая-то особая энергия, и все студенты, как бандерлоги, замирали. И тогда он очень тихо и спокойно начинал что-то говорить. Это была магия. Этуш — символ моего обучения в Щукинском училище...

Знаете, сейчас я зачитываюсь книгой, которая называется «Подстрочник» Лилианны Лунгиной. Это какое-то чудо. Как подробно она описывает каждого мальчика и каждую девочку, которых встретила на своем жизненном пути начиная с детства и до зрелых лет. Погружаюсь в ее рассказы и не могу оторваться. Она общение и с великими людьми, и с простыми описывала, как будто бриллианты собирала. Из встреч с ними складывалась ее жизнь. И я понимаю, что у меня таких бриллиантов целая россыпь и просто невозможно рассказать обо всех, при этом хочется объять необъятное. Я помню, много лет назад получила в подарок от бывшего мужа фантастическую штуку — глобус-ночник. На нем маленькими стразиками были отмечены места, в которых я побывала. Когда я его включила, он весь засверкал, и это был детский восторг: «И это все — моя жизнь! Ничего себе... Как это я все успела?!» Если можно было бы собрать по крупицам все мои встречи и показать на карте моей жизни, это тоже было бы фантастически прекрасно.

— Какие периоды дали вам больше всего поразительных встреч?

— Первый мощный период, когда было много важных и удивительных встреч, — это «Щука». Я попала из средней школы в оазис талантливых ровесников и взрослых учителей. Второй — когда меня взяли в академический театр и я была счастлива. Все-таки ситуация в 1998 году была не очень благоприятная и попасть в труппу считалось чем-то уникальным... А с точки зрения личной жизни важнейшим периодом была судьбоносная встреча с моим мужем десять лет назад. Эти три этих ярких периода могу выделить.

И всегда рядом со мной шли мои девчонки — подружки из детской театральной студии. Они были свидетелями всех моих триумфов и падений. Мы совсем недавно вернулись из очередного совместного путешествия и уже планируем следующее, не можем отлепиться друг от друга. Хотя у нас стали возникать и какие-то недомолвки, и даже ссоры. Конечно, со временем у всех портится характер, у меня тоже. Я раньше была просто мудрый филин, у меня даже кличка была Миротворец и позиция «Ребята, давайте жить дружно». Сейчас же зубы показываю. Но мы дружим больше тридцати лет, знаем друг друга хорошо, и это позволяет не затягивать конфликтные ситуации.

На Марии: жакет Maag, жилет и брюки Sisley, очки Guess, браслет Maag

— Уверена, вы благодарны не только подружкам из детства, но и бабушкам, дедушкам, родителями и тем, кто окружал вас в самом начале жизни.

— Безусловно, я благодарна семье. Но что касается бабушек и дедушек, я многих рано потеряла, кроме одного дедушки, он был полковником танковых войск, инженером. И он оставил большой, большой труд, посвященный мне. Я его иногда перечитываю Ване вслух. Я была младшая внучка, и он очень хотел именно с самым маленьким членом семьи вести эти разговоры. Он сам отпечатал: «Из воспоминаний военного инженера, полковника в отставке Куликова Владимира Васильевича, автора первой танковой торсионной подвески. Город Москва, июль, 1994 год. Дорогой Машеньке... Вот как мы бились с врагами, восстанавливали разбитую Россию, первые вышли в космос...» Он родился в 1905 году и написал это уже очень пожилым. Дедушка страдал из-за того, что его поколение считали оголтелыми коммунистами, которые бездумно шли за некими вождями и были как сектанты. А ему важно было донести до меня, что это чистейшие личности, которые хотели светлого будущего для своей страны. Не фанатики, а мыслящие прекрасные люди...

— Чему вас в первую очередь учили родные?

— Все родные у меня были очень разные, но, несмотря на это, повторяли многие прописные истины. Особенно любили выражение «Точность — вежливость королей». Нельзя опаздывать — я это слышала постоянно, и у меня это вызывало раздражение, но зато сформировало такой, какая есть. Сегодня я мучаю этим Ваню.

Еще родители мне постоянно повторяли: «С уборщицей надо разговаривать как с королевой, а с королевой — на равных». Вот это тоже я запомнила и воплощаю в жизнь. И очень благодарна родителям за терпение миллион раз мне это повторять. Сейчас это тоже часть той паутинки, которая не рвется и держит меня.

На Марии: платье TJ Collection, рубашка Guess

— Фигура отца очень важна для девочек. Каким был ваш отец? Я знаю о нем немного: у него был бас, он пел в церковном хоре, и мама рано утром перед тем, как он шел на службу, варила ему какао.

— Если честно, папа был очень строгим. Такой самый настоящий советский отец. Без каких-то особенных сантиментов. Были, естественно, и теплые моменты, но, в принципе, он все время пропадал на работе. По первому образованию он инженер и работал в инженерном бюро. И да, у него был редкий бас, он пел в хоре Гостелерадио СССР и в храмах, куда позовут. Папа пытался обеспечивать семью как мог. Мама работала на кафедре физики в МАДИ и получала небольшую зарплату. Но они старались для нас с сестрой, чтобы мы хотя бы питались нормально. Я только лет в девятнадцать, уже студенткой, первый раз попала на море, и то Азовское, в пансионат «Голубая даль» по путевке от маминого института. Сколько себя помню, родители были такими рабочими лошадками, все время чуть-чуть уставшими.

Как-то случился такой эпизод. Помните, очень сложно было купить детские зимние сапоги на молнии. И эти молнии бесконечно ломались. И произошла прямо отчаянная история. Мы должны были ехать к бабушке, маминой маме, и вот не застегивается эта молния, она прямо разъезжается, а холод собачий. Зимы, мне кажется, были гораздо суровее, чем сейчас. И мама говорит: «Все, я не могу больше, не могу, оставайся дома». А мне так страшно зимой вечером оставаться одной дома, я так этого не хотела, пыталась ей помочь. И она плачет, и я плачу, мы пытаемся застегнуть эту дурацкую молнию... В этот момент мы сплотились.

Для нашей семьи время было непростое. Безусловно, чувствовалась любовь родителей, но не случилось многого, например совместных путешествий. Все это пришло чуть позже, когда уже я повзрослела, почувствовала себя чуть более главной и уже стала их куда-то вытаскивать, вывозить. Я счастлива, что это случилось в моей жизни.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слово редактора Слово редактора

Сколько я знала таких женщин, которые могут служить примером тихого мужества

Коллекция. Караван историй
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Очень приятный царь Очень приятный царь

Был — панк, стал — царь: Константин Плотников о работе над ролью Петра Первого

СНОБ
Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП

Как банки при маркетплейсах становятся ключевыми игроками на финансовом рынке

Ведомости
Наша история Наша история

Рубрика «Моя история» заменяется на «Нашу историю» — будем писать её вместе

Дилетант
Краш-тест на кибербезопасность Краш-тест на кибербезопасность

Российский бизнес не прошел краш-тест на кибербезопасность

Ведомости
Три самых популярных ошибки новичка в трейле Три самых популярных ошибки новичка в трейле

Как подготовиться к своему первому трейлу и какие ошибки важно не повторить

Maxim
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой

Почему в мире бесконечных возможностей мы все чаще чувствуем тревогу, пустоту?

Forbes
Дорогие мои старики Дорогие мои старики

Всадники метал-апокалипсиса, о которых стоит помнить

Weekend
Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи

Поход: сколько стоит ночевка в лесу и как избежать бытового дискомфорта в пути?

Forbes
56 млн лет назад Земля пережила климатический кризис. Может ли он случиться вновь 56 млн лет назад Земля пережила климатический кризис. Может ли он случиться вновь

Ученые изучили древние отложения в бассейне Бигхорн в Вайоминге, США

ТехИнсайдер
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
План города-сада План города-сада

Как «Росатом» готовит город-сад в Казахстане на берегу Балхаша

Ведомости
Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя» Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историй
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров

Reels и TikTok могут продать отель не по цене, а по ощущению

Inc.
Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов

Генетики проанализировали ДНК вымерших японских морских львов

N+1
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
«Год Черной Обезьяны»: семейная сага о первых постсоветских десятилетиях «Год Черной Обезьяны»: семейная сага о первых постсоветских десятилетиях

Отрывок из романа-размышления о том, как прошлое определяет будущее

Forbes
Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

Малые города: зачем бизнесу заходить на такие территории и как с этим работать?

Inc.
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Как ожидаемое вознаграждение управляет вниманием и решением человека Как ожидаемое вознаграждение управляет вниманием и решением человека

Концентрация внимания и выбор решения контролируются разными областями мозга

ТехИнсайдер
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
«Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой «Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой

Сценарист Андрей Золотарев — о полном метре и просроченных дедлайнах

Правила жизни
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли

Рассказываем о самых таинственных уголках нашей планеты

ТехИнсайдер
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
Открыть в приложении