Водный Петербург
Поразительно, но до пандемии петербуржцы не вполне понимали, что живут у моря.
Уже после первого локдауна горожане массово пересели с теслы и велосипедов на катера и яхты, изучили маршруты к карельским шхерам и ладожским островам. Жгучее лето 2021-го нанесло солнечный удар: город-порт превратился в город-курорт, Петербург-на-водах.
Срочно вводим новую дисциплину — морской урбанизм и разбираемся с чемпионами паруса и пионерами виндсерфинга, как жить дальше.
Архитектурный критик Мария Элькина выводит Петербург на чистую воду и вместе с редакцией «Собака.ru» вводит новое понятие «морской урбанизм».
Три шага к воде: почему Петербургу нельзя не осознавать себя приморским городом
Когда главный редактор журнала «Собака.ру» Яна Милорадовская попросила меня написать колонку про морской урбанизм, я ответила скептически: «Яна, ну какой там морской? Нам бы с обычным как-то наладить дела». Только пока писала, догадалась, что если действительно подчинить наше градостроительство идее здорового взаимодействия с водой, то усовершенствовать придется решительно всё. То есть — внимание! — совсем всё. Вероятно, морской урбанизм — и есть наш путь к Петербургу будущего.
Второй год подряд Петербург встречает лето с почти закрытыми границами. Попасть трудно не только на Средиземное море, но даже в соседнюю Финляндию. Это огорчительное во многом обстоятельство кажется прекрасным поводом научиться больше ценить и любить место, где мы живем, понять его достоинства и недостатки. Список последнего мог бы быть довольно длинным, но жанр колонки предполагает краткость и хотя бы намек на завершенность мысли, поэтому остановлюсь на актуальном.
Июльская жара продемонстрировала (уж куда доходчивее), что Петербургу не хватает воды. Наш город с точки зрения обращения с пространством и в целом переживает не лучшие времена, но то, что связано с морем и рекой, пока даже не осознано как проблема или, лучше сказать, цель. При этом нам повезло, дефицита ни в чем нет: полно питьевой воды из Ладожского озера, роскошная широкая Нева, освежающий ветер с Финского залива, пляжи… Уж в этом наш город точно не обделила природа, и все лишения, которые мы испытываем, исключительно рукотворные. Относись мы к городу ответственно, могли бы купаться не в Турции или отдаленных районах Ленобласти, но прямо в парке 300-летия, а то и в Неве — и не изнывать от духоты. И это ужасно обидно, с одной стороны, но с другой должно вдохновлять, ведь испорченное человеком им же до поры до времени может быть исправлено. Петербургу нужна программа, которая называлась бы, например, «Три шага к воде». Вероятно, шагов нужно куда больше, но три фундаментальных вектора развития совершенно очевидны.