Любимый динамический дуэт Стоянов — Калюжный снова в деле

Собака.ruРепортаж

Глеб Калюжный и Юрий Стоянов

На Юрии: футболка и рубашка 12 Storeez, майка, пиджак и джинсы Rogov, ботинки Fratelli Rossetti (No One). На Глебе: рубашка 12 Storeez, майка, пиджак и джинсы Rogov, ботинки Principe di Bologna (No One)

Любимый динамический дуэт Стоянов — Калюжный снова в деле (и не только на нашей сентябрьской обложке!). Создатель лучшего скетч-шоу девяностых—нулевых «Городок» и краш, выросший на наших глазах в звезду российского A-листа и рэпера с десятью альбомами, сыграли главные роли в сериале «Трепачи» — важном комедийном релизе этой осени на Premier.

Бадди-муви о том, как юный стендапер и полузабытый советский писатель-сатирик встречаются (благодаря Розе Хайруллиной!) и переписывают судьбы (и шутки!) друг друга, — это идеальный кастинговый мэтч благодаря экранной химии Юрия Николаевича и Глеба: эти двое могут и в вампирскую сагу, и в Назад в будущее, и в Малыша и Карлсона.

Юрий Стоянов

Патриарху и амбассадору интеллигентного юмора наш респект и любовь за легендарное скетч-шоу «Городок»: зарисовки про Сатурна, которому больше не наливать, и нового русского, который покупает открытку на день рождения друга — Марка Шагала за 100 тысяч долларов налом (были времена!). Поэтому мы так рады триумфальному возвращению Стоянова на экраны кинотеатров и ноутбуков после успеха сериала «Вампиры средней полосы»! Теперь ждем его вместе с Глебом Калюжным в «Трепачах» — большая премьера платформы Premier запланирована на 21 сентября. Редактор Алена Анисимова встретилась с Юрием Николаевичем в селе Ромашково, чтобы обсудить, почему женский стендап — в топе и узнать о самом главном (спойлер: скворцы прилетели!).

Футболка 12 Storeez, пальто, брошь и джинсы Rogov

Как культовая передача 1990-х «Городок» стала референсом и начала новую жизнь в мемах и тиктоке

Вы просто нарасхват, а дуэт Стоянов — Калюжный все обожают: большой осенний запуск Premier — сериал «Трепачи» — построен именно на вашей динамической паре с Глебом. Как думаете, это «Вампиры средней полосы» перезагрузили вашу карьеру?

Я очень боюсь это анализировать, но да, сериал стал народным. И я безумно благодарен шоураннеру Леше Акимову, что сценаристы писали роль Святослава Вернидубовича Кривича, главы клана вампиров из Смоленска, именно на меня. Причем не говоря мне об этом.

Саспенс! Вас не предупредили?

Сначала мне предложили сыграть Святослава Вернидубовича. И только когда я согласился, признались, как на самом деле сочиняли роль! Оказывается, у сценарной команды «Вампиров» одним из референсов был наш «Городок»! И они все время пересматривали его выпуски. А я-то думаю: что это у меня роль тысячелетнего вампира Кривича так легко ложится, как масло на хлеб, — вообще ноль усилий.

И да, с одной стороны, между финалом «Городка» и Святославом Вернидубовичем у меня 60 проектов и 9 лет. Но с другой стороны, действительно, все эти годы дефицит серьезных ролей существовал. А вот стали ли именно «Вампиры» перезагрузкой, не знаю. Я как работал, так и работаю.

На Юрии: майка Rogov, футболка и рубашка 12 Storeez, пальто и джинсы Rogov, ботинки Fratelli Rossetti (No One). На Глебе: тренч 12 Storeez, джинсы Rogov, ботинки Principe di Bologna (No One)

Обычно комики хотят стать успешными драматическими артистами. У вас наоборот: отслужив 18 лет в БДТ, вы ушли в сатиру и стали всенародно любимым юмористом. И долгие годы мы все любили вас именно в этом амплуа. Сейчас новый уровень: драмеди-роли патриархов в вашем исполнении — сразу хит.

Святослав Вернидубович — не Джеймс Бонд, не рэпер, а шаркающий ногами плохо одетый старик с длинными ногтями и зачесанными вперед волосами. И это зашло! Обычно молодые смотрят молодых. А тут вдруг молодежи стали интересны те, кому 60 с гаком: считаю это и своей заслугой! Может, так сложилось, потому что интерес взаимен: я никогда не чурался ходить на шоу к молодым ребятам, хотя и избирательно. Нет, я не старался, как говорил Маяковский, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Я шел, потому что мне было важно их понять. И если посмотреть статистику, то в YouTube шоу с моим участием набирают миллион просмотров, мне это очень приятно.

Могла бы сейчас существовать такая передача, как «Городок»? Сатирический проект, но с пронзительной и лиричной интонацией занял бы первый номер на вкладке в тренде?

«Городок» сейчас невозможен по нескольким причинам. Но не потому, что эта передача не вписалась бы в тренды YouTube, из-за того что наши сатирические сюжеты могли быть грустными, да еще и с лирическим финалом. Дело в другом: «Городок» был партнерским проектом, придуманным двумя людьми, — моим другом Илюшей Олейниковым и мной. Ни в каком другом составе «Городок» быть не может. Мой партнер незаменим (актера Ильи Олейникова не стало в ноябре 2012-го, тогда же перестал выходить «Городок», существовавший с 1993 года. — Прим. ред.). Да и наш дуэт сложился уникально: мы выстрадали даже не сам продукт, а то, как шли к нему.

Футболка 12 Storeez, пальто Rogov

Представьте: начало 1990-х. Одна страна — СССР — умерла, вторая никак не могла родиться. Люди жили безумно тяжело. А двум ребятам, нам с Илюшей, вдруг повезло: у нас была любимая работа, и за нее платили деньги. Так «Городок» стал нашим «извините» перед теми, кому было по-прежнему плохо. А еще «Городок» — это попытка примирить прошлое с настоящим: объединить две страны — одна ушла, а вторую мы пока не понимали, хотя уже жили в ней. Мостик из минувшего в абсолютно непонятное будущее. Отсюда — лиризм и грусть «Городка».

То есть «Городок» — про сострадание?

Естественно. И это очень в традиции российского юмора: он не про гэги, заточенные только на хохот. Русский народный юмор часто рождался из боли и желания рассказать, как плохо живется, но — комическими средствами! С таким вот подмигиванием, прищуром и какой-то слезой в финале. Так что «Городок» — это не наше с Ильей Олейниковым ноу-хау, а именно традиция. И не только российская, кстати, но и чаплинская.

Или что-то из Бориса Рыжего — «Как хорошо мы плохо жили».

(Улыбается.) Знаете, в 1990-е на ТВ отсутствовало слово «нельзя». Новое (постсоветское!) телевидение еще не было построено, оно только начиналось и само про себя ничего не знало. Все было можно — не поощрялись только скука и бездарность. Не было форматов, и мы с Ильей Олейниковым, как и все тогда, их изобретали. И мы придумали «Городок» — как маленькое кино на телевидении. Не короткий метр, а именно маленькое кино. Кино о нашей вечной, безумной и невзаимной любви к большому экрану, кинематографу. И полной в нем невостребованности (с распадом СССР разрушилась и построенная на плановой экономике киноиндустрия, фильмы практически перестали снимать. — Прим. ред.).

Вы думали тогда, над чем можно смеяться, а над чем не стоит?

Цензуры тогда на телевидении практически не было. Но существовала, хотя и не у нас в «Городке», самоцензура, и не знаю, что печальнее на самом деле. Ведь самое страшное — когда тебе еще не сказали «нет», а ты уже сам себе все запретил. Правда, в молодости я путал самоцензуру с воспитанием и нравственными принципами. Но делали мы «Городок» безоглядно: не проклинали и не плевали в прошлое, смеялись над настоящим и побаивались будущего. На этих трех китах строился «Городок»! И по всем этим параметрам он стал невозможен. Но парадокс в том, что «Городок» жив и не устарел. Если бы устарел, то не был бы разобран на мемы и короткие сюжеты тик-током, соцсетями и вообще интернетом.

На Юрии: футболка 12 Storeez, пальто Rogov, ботинки Fratelli Rossetti (No One). На Глебе: свитер Monochrome, жилетка Deadwood (Nuw Store), шорты Walk of Shame

Раз мы заговорили о нравственных принципах: какие темы в юморе у вас под запретом? За что вы бы сами себя отменили?

Не все знают, что актер Эдди Мерфи изначально стендапер — и грандиозный. Так вот у Мерфи есть пародия на его друга — великого музыканта Стиви Уандера. И она вся строится на том, что Уандер слепой. Буквально все шутки, которые можно из этой темы выжать. И да, я понимаю, что эта пародия очень талантливо сделана, я над ней смеюсь. Но я бы так не смог. Сработал бы внутренний тормоз, основанный на моих представлениях о том, что можно и что нельзя. Я не смог бы подкинуть кошелек нищему. Не смог бы заставить пробежать инвалида за деньги. Вообще все, что связано с этой гранью — оскорбить и посмеяться — для меня не существует.

Про что, как вам кажется, современный юмор?

Современный юмор построен, конечно, на биографии самого комика. Например, стендап — очень личная штука: это исповедь по природе своей, по жанру, сколь бы ни был издевательским ее текст. При этом стендап — не про глубину. Бывает, смешит удачно, бывает — скабрезно и запредельно. Но ключевое — смешит, эти механизмы востребованы. Мы в «Городке» использовали совсем другую механику, но что тут сравнивать — времена меняются. Новое поколение не обременено нашими комплексами: молодые — свободнее. Но и не обременено нашим образованием, прочитанными книгами, увиденным и выстраданным.

Почему новый сериал «Трепачи» стоит посмотреть всем начинающим стендаперам и при чем здесь Жванецкий

В новом сериале Premier «Трепачи» вы играете полузабытого писателя-сатирика Вячеслава Соколова: когда-то знаменитость в СССР, он на мели и сдает комнату начинающему стендаперу Дане в исполнении Глеба Калюжного. Вместе им удается достичь успеха в стендапе, потому что опытный автор помогает новичку писать и докручивать шутки.

Кстати, слово «Трепачи» для сериала предложил я. Изначально проект назывался «Стендаперы». А мне нравится слово «треп» — оно очень теплое, наше и смыслы в нем заложены самые разные — есть и плюсы, и минусы, и подводные камни. Я даже когда-то предлагал Славе Дусмухаметову (креативному продюсеру ТНТ. — Прим. ред.), человеку, который и создал современный юмор на телевидении, это слово использовать для передач со стендапом. Но тогда оно не зашло, зато пригодилось здесь.

Футболка 12 Storeez, пальто и брошь Rogov

Вам пришлось изучать стендап для подготовки к роли? Или вы были в материале?

Я давний зритель стендапа: на концерты не хожу, но смотрю много записей. И выше всего сейчас я ставлю женский стендап! Считаю, именно женщины лидируют. Мужской стендап стал фекальным, грубым, самовлюбленным, с перебором мата и грязи. Да, он превратился в бизнес и хорошо продается, но искусства там стало мало. А в женском стендапе есть невероятная трепетность и точность. Я умираю от смеха, когда их слушаю.

Как думаете, почему именно сейчас женский стендап стал номером один?

Женщинам есть что рассказать — и наконец они могут высказаться, ведь раньше их мало слушали. Это, если хотите, женский реванш. Он очевиден в режиссуре, операторском искусстве и вот в стендапе. Женщин-авторов, рассказывающих на сцене свои шутки, прежде почти не было. Даже возникло идиотское предубеждение, что женщины и профессиональное чувство юмора идут рядом, но не вместе.

В «Трепачах» есть мысль, что стендаперы — наследники по прямой писателей-сатириков. Вы согласны?

Вообще бывают писатели, бывают сатирики, а бывают тире. (Смеется.) Кстати, вы знаете, кто назвал Жванецкого лирическим сатириком?

Нет.

Георгий Александрович Товстоногов, главный режиссер Большого драматического театра, в котором я 18 лет проработал. Товстоногов обожал Михаила Михайловича. А Жванецкий — безусловно крупнейший наш стендапер. Во-первых, Жванецкий писал авторский материал. И этот материал был выстрадан. А во-вторых, мы не можем представить рассказы и миниатюры Михаила Михайловича вне его интонаций и исполнения. Он самый парадоксальный, великий и гениальный писатель (и человек!) для меня. Я бы поставил здесь точку. Жванецкий — гений. Дальше идут талантливые коллеги.

Интересно, сам Жванецкий понимал, что он отец стендапа?

Мы с Михаилом Михайловичем никогда не говорили про его отношение к стендапу, хотя он все это застал. Знаю, что Сеня Альтов, например, очень приветствовал появление Comedy Club, как и я. В сатириках нашего поколения не было страха перед новым способом шутить. Независимо от возраста, когда ты встречаешь что-то талантливое, то есть желание не поучить, а поучиться.

А у вашего героя, советского сатирика из «Трепачей», есть желание поучиться чему-то у молодого стендапера, персонажа Глеба Калюжного?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шелковые врата Шелковые врата

Как японская художница Мари Нэромэ создает нечто новое из традиционного

Вокруг света
С видом на будущее С видом на будущее

Большая уютная квартира для семьи из трех поколений

SALON-Interior
Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы

В кино Абдулла содержал гарем, а в жизни Кахи Кавсадзе хранил верность жене

Коллекция. Караван историй
Особенности туристической подготовки внедорожников Особенности туристической подготовки внедорожников

Что такое комплексная экспедиционная подготовка? Как правильно её провести?

4x4 Club
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
«Тайны доисторического мира: Удивительные истории из жизни вымерших животных» «Тайны доисторического мира: Удивительные истории из жизни вымерших животных»

Рассказ о млекопитающем, которое охотилось на динозавров

N+1
Сахарозаменители Сахарозаменители

Насколько безопасны искусственные подсластители?

Здоровье
Врастание машин Врастание машин

«Конец индивидуума»: чем нам на самом деле грозит искусственный интеллект

Weekend
3 способа ускорить ваш метаболизм 3 способа ускорить ваш метаболизм

Можем ли мы как-то повлиять на метаболизм?

ТехИнсайдер
Тянет на сладкое Тянет на сладкое

3 неожиданных причины, почему вам так хочется сладкого, и что с этим делать

Лиза
Медведев проиграл в финале: как он извлекал пользу и деньги из прошлых поражений Медведев проиграл в финале: как он извлекал пользу и деньги из прошлых поражений

Как на Даниила Медведева и его карьеру влияли поражения в «мэйджорах»

Forbes
Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки» Рустам Айнетдинов: «У образования будущего не будет конечной точки»

Как нейросети и другие технологии помогут с выбором верного жизненного пути

РБК
Яхты Яхты

Новая философия жизни на борту за счёт смелых технических решений

Robb Report
Вокзал как искусство Вокзал как искусство

Вокзал Владивостока – не просто вокзал, а настоящий памятник русского зодчества

Отдых в России
Деликатно о важном. Первые симптомы рака шейки матки Деликатно о важном. Первые симптомы рака шейки матки

Одна из проблем, связанных с раком шейки матки – вовремя распознать его симптомы

Лиза
Чемпионы по суду: истории российских спортсменов, побеждавших в CAS Чемпионы по суду: истории российских спортсменов, побеждавших в CAS

Истории, когда российские атлеты выигрывали суд в CAS

Forbes
Алкуин и Каролингское возрождение Алкуин и Каролингское возрождение

Как спасти из мрачной бездны неведения культуру Западной Римской империи?

Знание – сила
Изобрели велосипед: как два брата из Ярославля покоряют водный мир Изобрели велосипед: как два брата из Ярославля покоряют водный мир

Почему братья Лукьяновы решили бросить вызов водной стихии

Forbes
Взгляд на город Взгляд на город

Борис Уборевич-Боровский об урбанизме, приватности и человеческом факторе

SALON-Interior
Обман мнениями: нейросети способны незаметно менять точку зрения пользователей Обман мнениями: нейросети способны незаметно менять точку зрения пользователей

Умные помощники способны незаметно менять мышление пользователя

ФедералПресс
Наш мозг — ксенофоб: почему люди боятся тех, кто отличается от них Наш мозг — ксенофоб: почему люди боятся тех, кто отличается от них

Почему мы мыслим категориями «все они такие» и как победить в себе ксенофоба?

Forbes
Животный мир Животный мир

Как вписать анималистический принт в интерьер, чтобы это не выглядело безвкусным

Лиза
Охота на алгоритм Охота на алгоритм

Способна ли машина заменить человека в самых важных ему областях деятельности

Правила жизни
5 одинаковых привычек разных миллиардеров 5 одинаковых привычек разных миллиардеров

Что объединяет финансовых гениев со всего мира

Maxim
Между нами, девочками Между нами, девочками

Как визит к гинекологу помогает решить проблемы с кожей

Лиза
Знакомые все лица: зачем городу нужны системы автоматического распознавания лиц Знакомые все лица: зачем городу нужны системы автоматического распознавания лиц

Что такое мегаполис будущего?

ТехИнсайдер
Саморазрушение от успехов Саморазрушение от успехов

Как Андрей Платонов пытался стать лояльным литератором и с блеском провалился

Weekend
Зарядка для ленивых Зарядка для ленивых

7 классных упражнений, которые можно выполнять, не выходя из дома

Лиза
Загадка сексуальности: чем женское либидо отличается от мужского Загадка сексуальности: чем женское либидо отличается от мужского

Как жизненные изменения сказываются на нашем либидо?

Psychologies
«Большинство и не хочет работать» «Большинство и не хочет работать»

Андрея Курпатова считают техноскептиком, но сейчас он работает над созданием ИИ

Правила жизни
Открыть в приложении