По наклонной
В нашем журнале есть правило: прежде чем писать о чем-то экстремальном, редактор должен проверить это на себе. Чего мы только не перепробовали – управляли самолетами, вертолетами, планерами, газотурбинными танками, паровозами, дельтапланами, парапланами, прыгали с парашютом, гоняли на серфах и кайтах, осваивали банджи- и роупджампинг, катались на разных причудливых транспортных средствах. Только в вингсьютах не летали. Потому что у нас есть и второе правило: материал, при подготовке которого автор погиб, к публикации не допускается.
Выглядит вингсьют довольно безобидно – просто костюм, делающий спортсмена похожим на белку-летягу. На самом же деле это один из самых опасных спортивных снарядов. 75 смельчаков пытались покорить небо на крыльях типа «летучая мышь», однако выжить удалось лишь троим – остальные разбились. Из-за чрезвычайно высокой смертности в 1950-х годах Американская федерация парашютного спорта (USPA) ввела запрет на любые испытания таких крыльев, который продержался до 1987 года.
Современную конструкцию вингсьюта придумал Патрик де Гайардон. В его варианте было три крыла вместо двух – эту идею француз позаимствовал, собственно, у белки-летяги. Полеты стали безопаснее, но не намного – сам изобретатель погиб при очередном прыжке. Спортом самоубийц это развлечение перестало считаться лишь после 1999 года, когда финн Яри Куосма основал компанию BirdMan и выпустил первый коммерческий вингсьют. Но до сих пор для доступа к полетам в вингсьюте желающим придется сначала сделать минимум 200 прыжков с парашютом, а лучше 500. Для сравнения: любителям бейсджампинга хватит десяти.
Летают, но очень низко
В общем, была в редакции незакрытая позиция. Но недели две назад пришло письмо от Романа Плетнева, нашего постоянного читателя и директора компании AKM Group, которая занимается разработкой и изготовлением аэродинамических труб для спорта и отдыха. В письме Роман благодарил за журнал и сообщал, что запускает у себя в Перми первую в России наклонную аэротрубу, в которой можно летать в вингсьюте и остаться живым. Причем допускаются даже дети старше шести лет. Через пару часов мы уже брали билеты в Пермь.
Как в кино
«Аэротруба – небольшая фабрика по производству эндорфинов, – эту фразу Романа Плетнева я первой записал в свой блокнот. – Все клиенты всегда довольны на 100%». Сам Роман мечтал об аэротрубе с 1991 года: именно тогда на экраны вышел фильм «На гребне волны», где в ней летали герои. Захотелось сделать такую же штуку в Перми, но не было ни возможностей, ни понимания технологии. В начале 2000-х Роман съездил в Москву и полетал в одной из первых аэротруб в Крылатском. Однако подступиться к мечте удалось только лет через десять, благо компетенций в Перми, одном из центров аэрокосмической промышленности России, хватало. «Быстро построить не получилось, – вспоминает он. – Экспериментальная модель была готова только в 2016 году». Первая аэротруба не была предназначена для коммерческой эксплуатации, но местные парашютисты в ней полетали и одобрили. В итоге она достаточно успешно работала с 2017 по 2023 год. «Маленькая труба, диаметр полетной камеры всего 2,2 м, – смеется Роман Плетнев. – Но как аттракцион – супер».