К концу XIX века мало кто сомневался, что ближайшие планеты населены

Наука и жизньНаука

Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Антон Первушин

Вид планеты Марс в июне 1890 года. Рисунок итальянского астронома Джованни Скиапарелли из журнала Камиля Фламмариона «L’Astronomie». 1891 год.

К концу XIX века мало кто из образованных людей сомневался, что ближайшие планеты населены. Но отсюда следовал вывод: если там обитают существа, которые, как и мы, изучают космос, они тоже должны пытаться установить контакт с «братьями по разуму». Может быть, они уже сигнализируют нам — просто мы пока ещё не способны опознать их попытки контакта. Или, наоборот, они ждут, когда земляне первыми заявят о себе. Всеобщая вера в обитаемость космоса побудила учёных и инженеров приступить к проработке проектов установления связи с другими мирами.

IX. Космическая связь

Межпланетное сообщение

После того, как научный мир в основном признал убедительность собранных фактов в пользу существования на Марсе высокоразвитой цивилизации, само собой напрашивалось предположение: если марсиане древнее землян, то давно должны заметить признаки нашей разумной деятельности и попытаться сообщить о себе с помощью световой сигнализации (радио в XIX веке было в зачаточном состоянии, и мало кто догадывался, какие перспективы сулит его дальнейшее развитие).

В августе 1869 года французский поэт-символист и изобретатель Шарль Кро, придумавший первый фонограф, опубликовал брошюру «Очерки о способах связи с планетами» (Études sur les moyens de communication avec les planètes). Тот факт, что иногда астрономы наблюдали на Меркурии, Венере и Марсе некие светящиеся точки, оказался достаточным для него, чтобы утверждать, будто жители этих планет пытаются установить связь. Кро предложил отправить ответ с помощью огромного вогнутого зеркала, имеющего такую кривизну, чтобы фокус находился на поверхности той планеты, с которой предполагалось установить сообщение. Включая и выключая мощные электрические лампы, освещающие зеркало, можно было бы, по мнению изобретателя, посылать осмысленные сигналы, передавая сначала ряды цифр, а затем геометрические фигуры, выраженные численно.

Шарль Кро (1842—1888), французский литератор, поэт, музыкант, полиглот; выпустил несколько сборников стихов, писал фантастические рассказы; в молодости вёл богемный образ жизни, заработав славу беспечного гуляки, но с возрастом остепенился и увлёкся изобретательством в областях цветной фотографии, телеграфирования, записи и воспроизведения речи; в его честь названа Академия Шарля Кро (Académie Charles-Cros), объединяющая специалистов по звукозаписи, музыковедов и музыкальных критиков. Фотопортрет сделан Надаром (Гаспаром-Феликсом Турнашоном) между 1860 и 1870 годом. Из статьи: Cros A. Du côté de Chez Charles // La Chronique médicale, no 16. 1900. 15 août.

Проект Кро получил известность, но долго оставался единственным в своём роде — до тех пор, пока в августе 1891 года популяризатор Камиль Фламмарион не объявил, что его поклонница-француженка Анна Гоге завещала 100 тысяч франков «для человека любой нации, который в течение следующих десяти лет найдёт способ связаться со звездой (планетой или чем-то иным) и получить ответ». Парижская академия наук взяла на себя ответственность за выдачу премии, названную в честь умершего сына завещательницы — Пьера Гусмана. Фламмарион активно рекламировал инициативу, заявляя, что она «вовсе не абсурдная, но, возможно, менее смелая, чем идея телефона или фонографа». Марс, как верил популяризатор, предоставляет наилучшие возможности для установления межпланетной связи, ведь он населён «разумными расами, которые намного превосходят нас». В действительности, впрочем, завещательница как раз исключила Марс из списка «звёзд, планет или чего-то иного», полагая, что он достаточно хорошо изучен и установление контакта с его обитателями будет слишком простым делом.

Взгляды Фламмариона встретили возражения. Его коллега Амедей Гильемен, который всегда очень сдержанно высказывался по вопросу обитаемости небесных тел, заявил в очерке «Связь с планетами (?)» (Communications avec les planètes (?), 1891), что на Луне точно нет жизни, а Марс, даже если там присутствуют какие-то существа, неудобен для установления связи: когда мы находимся ближе всего к планете, Земля для марсиан выглядит «затерянной в солнечных лучах», а когда положение на орбитах для передачи оптических сигналов становится более благоприятным, из-за расстояния они не будут видны. «Проблема межпланетного сообщения, — подытоживал Гильемен, — всё ещё далека от решения, и я полагаю, что настоящие астрономы не возразят мне».

Инициатива дошла до Англии, и 6 августа 1892 года лондонская «Таймс» опубликовала письмо известного статистика, географа и метеоролога Фрэнсиса Гальтона. Комбинация больших зеркал, утверждал он, будет отражать достаточно солнечного света, чтобы его можно было обнаружить марсианскими телескопами.

Журналист Ричард Хаттон в статье «Телеграфирование на Марс» (Telegraphing to Mars, 1892), опубликованной 13 августа в еженедельнике «Спектейтор», назвал идею «в высшей степени экстравагантной», ведь марсиан может и не быть вовсе, а если они существуют, то, возможно, ещё не развили цивилизацию достаточно, чтобы заметить и понять наши сигналы. Кроме того, сам метод оптической сигнализации вряд ли позволит когда-нибудь передать нечто более осмысленное, чем арифметические тривиальности. Во второй статье «Нужно ли расширять горизонты?» (Do We Need Wider Horizons?), появившейся в следующем номере еженедельника, Хаттон рассуждал, полезным или вредным станет для землян установление связи с марсианами, и приходил к выводу, что контакт с чуждыми разумными существами может привести к снижению уверенности землян в своих силах и ослаблению моральной ответственности, поскольку он будет воспринят как ещё один признак незначительности человеческого рода на фоне огромной Вселенной.

Ричард Холт Хаттон (1826—1897), английский писатель, журналист, теолог; в молодости планировал стать политиком, но предпочёл работу в периодической печати; был соредактором журналов «Inquirer», «National Review» и «The Spectator»; увлекался метафизикой и парапсихологией; боролся против жестокого обращения с животными. Фотопортрет сделан Фредериком Холлиером. Дата неизвестна. Из книги: The Works and Life of Walter Bagehot, vol. 10 (The Life). London: Longmans, Green, and Co. 1915.

Вскоре после статей Хаттона вечерняя «Пэлл-Мэлл гэзетт» опубликовала заметку некоего мистера Хавейса, в которой говорилось: «...световой сигнал на Земле размером около шести миль может быть замечен жителями Марса, которые, судя по всему, прилагают систематические и титанические усилия для того, чтобы связаться с нами». Далее Хавейс утверждал, что вместо отражения солнечных лучей методом Гальтона было бы куда разумнее и эффективнее использовать в качестве сигнала периодическое затемнение огней Лондона. Норман Локьер, редактор «Нейчур», в выпуске своего журнала от 8 сентября, сравнив методы Гальтона и Хавейса, счёл предпочтительнее последний.

Сэр Фрэнсис Гальтон (1822—1911), англий-ский географ, антрополог, психолог, статистик, основатель дифференциальной психологии и психометрики, создатель учения евгеники; двоюродный брат Чарльза Дарвина; получил незаконченное высшее образование; много путешествовал с экспедициями по Ближнему Востоку и Южной Африке; занимался вопросом наследования биологических признаков у человека и животных; создал первую в мире антропометрическую лабораторию; заложил основы дерматоглифики и дактилоскопии; в 1907 году учредил Общество евгенического образования. Портрет кисти Чарльза Фарса. 1903 год. Национальная портретная галерея, Лондон (Великобритания).

В ноябре 1896 года упомянутый Фрэнсис Гальтон опубликовал новую статью «Разумная сигнализация между соседними звёздами» (Intelligible Signals between Neighboring Stars), посвящённую необходимости разработки универсального языка, одинаково понятного жителям любой планеты. Причём автор обсуждал проблему в контексте гипотетической ситуации, когда земляне получают послания, состоящие из точек и тире, от «безумного миллионера с Марса» и пытаются расшифровать их. Код удаётся взломать «умной маленькой девочке», которая утверждает: сигналы основаны на восьмеричной системе счисления, потому что марсиане — высокоразвитые муравьи, создавшие счёт на основе своих шести конечностей плюс двух усиков на голове подобно тому, как наши предки осваивали арифметику на десяти пальцах.

Несмотря на шутливые пассажи, Гальтон серьёзно относился к мысли о том, что язык межпланетных коммуникаций должен быть продуман и создан ещё до установления контакта с «братьями по разуму». Он писал, что в начале обмена необходимо передавать ряды простых чисел и простейшие математические функции, выраженные в численном виде, для подтверждения разумности сигналов; затем следует отправить астрономические данные о ближайших планетах (относительное расстояние от Солнца, радиусы и тому подобное), далее можно перейти к определению общей для контактирующих рас системы координат, которая позволит транслировать изображения в чёрно-белом варианте, а после обмена спектральными диаграммами — в цветном.

Не остался в стороне и будущий основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. Он обратил внимание на заметку «Междупланетные сообщения», опубликованную 30 октября 1896 года на страницах газеты «Калужский Вестник». Основываясь на «сообщениях французской прессы», корреспондент N поведал калужанам, что два француза — некие Кальман и Верман — якобы разглядели на фотоснимках Марса геометрически правильные чертежи: «Почему бы не предположить, что открытые ими... знаки есть не что иное, как ответ на прошлогоднюю попытку американских астрономов войти в сношения с жителями этой планеты посредством фигур из громадных костров, расположенных на большом пространстве? Во всяком случае, несомненно, что жители Марса оказывают желание сообщаться с нами; а какие это повлечёт следствия, этого даже богатое воображение Жюля Верна и Фламмариона не может себе представить; это только будущее может нам показать». Заметка отсылала к действительной публикации в журнале «Фигаро иллюстре» (Le Figaro illustré) — материалу «Связь между планетами» (La Communication Interplanétaire, 1896) Жозефа Анри Рони (под этим псевдонимом печатались братья-писатели Жозеф и Серафен Бёкс), но это был фантастический рассказ с откровенно вымышленными деталями и рисунками вместо фотографий, а не научно-популярная статья.

Французские учёные обнаружили геометрические фигуры на фотоснимках поверхности Марса. Иллюстрация Митиса к фантастическому рассказу Жозефа Анри Рони «Связь между планетами», опубликованному в журнале «Le Figaro illustré». 1896 год.
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935), российский и советский учёный-самоучка, изобретатель, основоположник теоретической космонавтики, мыслитель-космист; преподавал в училищах Боровска и Калуги; вёл переписку со многими ведущими учёными своего времени; занимался вопросами аэродинамики, воздухоплавания, ракетного полёта, солнечной энергетики, обосновал и опубликовал план космической экспансии; был убеждённым сторонником панпсихизма (одухотворения Вселенной). Фотоснимок сделан Александром Ассоновым. 1899 год. Из собрания Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского. Источник: gmik.ru

Однако Циолковскому, который оригинальный рассказ не увидел, идея показалась интересной, и 26 ноября в том же «Калужском Вестнике» был напечатан его «научный фельетон» под названием «Может ли когда-нибудь Земля заявить жителям других планет о существовании на ней разумных существ». К сообщению анонимного автора, что на поверхности Марса якобы замечены круг с двумя взаимно перпендикулярными диаметрами, эллипс и парабола, Константин Эдуардович отнёсся с понятной осторожностью: «Не берёмся утверждать достоверность этих поразительных открытий...» Но не удержался, чтобы не предложить собственный проект связи с марситами (так он называл марсиан): для этого нужно установить на весенней чёрной пахоте ряд щитов площадью в одну квадратную версту, окрашенных яркой белой краской. «Маневрируя с нашими щитами, кажущимися с Марса одной блестящей точкой, мы сумели бы прекрасно заявить о себе и своей культуре». Каким образом? Для начала отправить ряд одинаковых сигналов через равные промежутки времени. Они станут позывными — свидетельством, что Земля преднамеренно вызывает на разговор обитателей соседней планеты. «Другой манёвр... щиты заставляют сверкнуть раз, потом 2, 3 и т. д., оставляя между каждой группой сверканий промежуток секунд в 10. Подобным путём мы могли бы щегольнуть перед нашими соседями полными арифметическими познаниями: показать, напр., наше умение умножать, делить, извлекать корни и проч. Знание разных кривых могли бы изобразить рядом чисел. Так, параболу рядом 1, 4, 9, 16, 25... Могли бы даже показать астрономические познания, напр., отношение объёмов планет... Следует начать сношения с вещей, известных марситам, каковы астрономические и физические данные. Ряд чисел мог бы даже передать марситам любую фигуру: фигуру собаки, человека, машины и проч. В самом деле, если они, подобно людям, знакомы хотя бы немного с аналитической геометрией, то им уже нетрудно будет догадаться понимать эти числа...»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мобилизация-1914: эмоции россиян Мобилизация-1914: эмоции россиян

Кто определяет «национальные интересы»?

Дилетант
Алан Тьюринг Алан Тьюринг

Правила жизни математика, логика, криптографа Алана Тьюринга

Правила жизни
Беспорядочный порядок Беспорядочный порядок

Россией правил не император, а столоначальники

Дилетант
Бизнес как спорт Бизнес как спорт

Генеральный директор компании FIRST Максим Сергеев — об искусстве быть первым

FP. BusinessReview
В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун

Так ли на Нептуне всё тихо и спокойно, как кажется на первый взгляд?

Наука и жизнь
Цифровой атташе: госчиновник, погруженный в IT и маркетинг Цифровой атташе: госчиновник, погруженный в IT и маркетинг

С лета в торгпредствах России за рубежом начали появляться цифровые атташе

ФедералПресс
Работа над ошибками Работа над ошибками

Какую работу над ошибками нужно провести, чтобы сохранить молодость кожи

Добрые советы
Расстройство от письма Расстройство от письма

Что такое дисграфия у детей и как помочь твоему ученику?

Лиза
Импульсивный инвестор Импульсивный инвестор

Как уроженец Шанхая стал легендарным американским финансистом

Деньги
Почему мы сожалеем о разводе: 3 основные причины Почему мы сожалеем о разводе: 3 основные причины

Что мешает разведенным людям радоваться новой жизни?

Psychologies
Мария Шумакова: «В 30 лет, как только я разобралась в себе, у меня началась счастливая жизнь» Мария Шумакова: «В 30 лет, как только я разобралась в себе, у меня началась счастливая жизнь»

Люди, которые не видели меня восемь лет, говорят: «Ничего себе! Ты другая!»

Коллекция. Караван историй
Алла Юганова: «Со мной никому не бывает скучно» Алла Юганова: «Со мной никому не бывает скучно»

Алла Юганова — о том, за что любит профессию и как подчеркнуть женственность

Здоровье
«Вычитание»: иранский арт-мейнстрим про темную и светлую стороны человека «Вычитание»: иранский арт-мейнстрим про темную и светлую стороны человека

«Вычитание» — проект о двойниках, которых главные герои случайно встречают

Forbes
Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне

В 1908 году Эйнштейн получил короткое письмо от профессора Альфреда Кляйнера...

Наука и жизнь
Как отличить здоровые границы от эмоциональных стен — проверьте себя Как отличить здоровые границы от эмоциональных стен — проверьте себя

Почему эмоциональные стены, в отличие от границ, нам вредят?

Psychologies
Созвучное настроение Созвучное настроение

Цветовая и архитектурная образность Санкт-Петербурга в оформлении интерьера

Идеи Вашего Дома
Академик Маркс Штарк: главное — это творчество и любовь Академик Маркс Штарк: главное — это творчество и любовь

Маркс Штарк — о том, чему можно научиться у зимнеспящих организмов

Наука
Абонент недоступен. О фильме «Звонок» — великой классике хорроров Абонент недоступен. О фильме «Звонок» — великой классике хорроров

Как хоррор «Звонок» отражает социальные страхи и кризисы японского общества

СНОБ
Всю жизнь — в тепле Всю жизнь — в тепле

В горячих источниках жизнь коротка, но открывает новые возможности

Наука
Собирание земель русских Собирание земель русских

Кто поверит, что на месте Уральских гор когда-то плескался океан?

Вокруг света
Феминизм нежного рода Феминизм нежного рода

Татьяна Антошина: перформативная керамика

Weekend
«Вместе навсегда» «Вместе навсегда»

8 правил, которые помогут спасти брак

Лиза
Дачи Российской империи. Откуда в России появилась дачная культура? Дачи Российской империи. Откуда в России появилась дачная культура?

Для русского человека дача имеет много смыслов. Так кто же это придумал?

Караван историй
Цугцванг: как выбраться из тупика. Советы психологов Цугцванг: как выбраться из тупика. Советы психологов

Цугцванг в жизни: что делать, когда задуманное не совпадает с реальностью

РБК
«Не согласен, что мне достаются только расчетливые и холодные герои» «Не согласен, что мне достаются только расчетливые и холодные герои»

Вначале сентября у Павла Прилучного большая премьера

OK!
Чтим кодекс Чтим кодекс

Алименты для пап и еще ряд изменений в законах с сентября 2023 года

Лиза
От лифта на орбиту до встречи с марсианами От лифта на орбиту до встречи с марсианами

Какие инновации и тренды будут определять развитие космической отрасли

РБК
Недооцененные сиквелы, о которых все забыли Недооцененные сиквелы, о которых все забыли

Вторые, третьи и прочие части франшиз, которые затмили их предшественники

Maxim
Что происходит с морскими жителями во время ураганов? Что происходит с морскими жителями во время ураганов?

Замечают ли обитатели океанов стихию, что бушует на поверхности?

ТехИнсайдер
Сериалы? Сериалы! Сериалы? Сериалы!

Почему сериалы заняли такое большое место в жизни современного человека?

Знание – сила
Открыть в приложении