К концу XIX века мало кто сомневался, что ближайшие планеты населены

Наука и жизньНаука

Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Антон Первушин

Вид планеты Марс в июне 1890 года. Рисунок итальянского астронома Джованни Скиапарелли из журнала Камиля Фламмариона «L’Astronomie». 1891 год.

К концу XIX века мало кто из образованных людей сомневался, что ближайшие планеты населены. Но отсюда следовал вывод: если там обитают существа, которые, как и мы, изучают космос, они тоже должны пытаться установить контакт с «братьями по разуму». Может быть, они уже сигнализируют нам — просто мы пока ещё не способны опознать их попытки контакта. Или, наоборот, они ждут, когда земляне первыми заявят о себе. Всеобщая вера в обитаемость космоса побудила учёных и инженеров приступить к проработке проектов установления связи с другими мирами.

IX. Космическая связь

Межпланетное сообщение

После того, как научный мир в основном признал убедительность собранных фактов в пользу существования на Марсе высокоразвитой цивилизации, само собой напрашивалось предположение: если марсиане древнее землян, то давно должны заметить признаки нашей разумной деятельности и попытаться сообщить о себе с помощью световой сигнализации (радио в XIX веке было в зачаточном состоянии, и мало кто догадывался, какие перспективы сулит его дальнейшее развитие).

В августе 1869 года французский поэт-символист и изобретатель Шарль Кро, придумавший первый фонограф, опубликовал брошюру «Очерки о способах связи с планетами» (Études sur les moyens de communication avec les planètes). Тот факт, что иногда астрономы наблюдали на Меркурии, Венере и Марсе некие светящиеся точки, оказался достаточным для него, чтобы утверждать, будто жители этих планет пытаются установить связь. Кро предложил отправить ответ с помощью огромного вогнутого зеркала, имеющего такую кривизну, чтобы фокус находился на поверхности той планеты, с которой предполагалось установить сообщение. Включая и выключая мощные электрические лампы, освещающие зеркало, можно было бы, по мнению изобретателя, посылать осмысленные сигналы, передавая сначала ряды цифр, а затем геометрические фигуры, выраженные численно.

Шарль Кро (1842—1888), французский литератор, поэт, музыкант, полиглот; выпустил несколько сборников стихов, писал фантастические рассказы; в молодости вёл богемный образ жизни, заработав славу беспечного гуляки, но с возрастом остепенился и увлёкся изобретательством в областях цветной фотографии, телеграфирования, записи и воспроизведения речи; в его честь названа Академия Шарля Кро (Académie Charles-Cros), объединяющая специалистов по звукозаписи, музыковедов и музыкальных критиков. Фотопортрет сделан Надаром (Гаспаром-Феликсом Турнашоном) между 1860 и 1870 годом. Из статьи: Cros A. Du côté de Chez Charles // La Chronique médicale, no 16. 1900. 15 août.

Проект Кро получил известность, но долго оставался единственным в своём роде — до тех пор, пока в августе 1891 года популяризатор Камиль Фламмарион не объявил, что его поклонница-француженка Анна Гоге завещала 100 тысяч франков «для человека любой нации, который в течение следующих десяти лет найдёт способ связаться со звездой (планетой или чем-то иным) и получить ответ». Парижская академия наук взяла на себя ответственность за выдачу премии, названную в честь умершего сына завещательницы — Пьера Гусмана. Фламмарион активно рекламировал инициативу, заявляя, что она «вовсе не абсурдная, но, возможно, менее смелая, чем идея телефона или фонографа». Марс, как верил популяризатор, предоставляет наилучшие возможности для установления межпланетной связи, ведь он населён «разумными расами, которые намного превосходят нас». В действительности, впрочем, завещательница как раз исключила Марс из списка «звёзд, планет или чего-то иного», полагая, что он достаточно хорошо изучен и установление контакта с его обитателями будет слишком простым делом.

Взгляды Фламмариона встретили возражения. Его коллега Амедей Гильемен, который всегда очень сдержанно высказывался по вопросу обитаемости небесных тел, заявил в очерке «Связь с планетами (?)» (Communications avec les planètes (?), 1891), что на Луне точно нет жизни, а Марс, даже если там присутствуют какие-то существа, неудобен для установления связи: когда мы находимся ближе всего к планете, Земля для марсиан выглядит «затерянной в солнечных лучах», а когда положение на орбитах для передачи оптических сигналов становится более благоприятным, из-за расстояния они не будут видны. «Проблема межпланетного сообщения, — подытоживал Гильемен, — всё ещё далека от решения, и я полагаю, что настоящие астрономы не возразят мне».

Инициатива дошла до Англии, и 6 августа 1892 года лондонская «Таймс» опубликовала письмо известного статистика, географа и метеоролога Фрэнсиса Гальтона. Комбинация больших зеркал, утверждал он, будет отражать достаточно солнечного света, чтобы его можно было обнаружить марсианскими телескопами.

Журналист Ричард Хаттон в статье «Телеграфирование на Марс» (Telegraphing to Mars, 1892), опубликованной 13 августа в еженедельнике «Спектейтор», назвал идею «в высшей степени экстравагантной», ведь марсиан может и не быть вовсе, а если они существуют, то, возможно, ещё не развили цивилизацию достаточно, чтобы заметить и понять наши сигналы. Кроме того, сам метод оптической сигнализации вряд ли позволит когда-нибудь передать нечто более осмысленное, чем арифметические тривиальности. Во второй статье «Нужно ли расширять горизонты?» (Do We Need Wider Horizons?), появившейся в следующем номере еженедельника, Хаттон рассуждал, полезным или вредным станет для землян установление связи с марсианами, и приходил к выводу, что контакт с чуждыми разумными существами может привести к снижению уверенности землян в своих силах и ослаблению моральной ответственности, поскольку он будет воспринят как ещё один признак незначительности человеческого рода на фоне огромной Вселенной.

Ричард Холт Хаттон (1826—1897), английский писатель, журналист, теолог; в молодости планировал стать политиком, но предпочёл работу в периодической печати; был соредактором журналов «Inquirer», «National Review» и «The Spectator»; увлекался метафизикой и парапсихологией; боролся против жестокого обращения с животными. Фотопортрет сделан Фредериком Холлиером. Дата неизвестна. Из книги: The Works and Life of Walter Bagehot, vol. 10 (The Life). London: Longmans, Green, and Co. 1915.

Вскоре после статей Хаттона вечерняя «Пэлл-Мэлл гэзетт» опубликовала заметку некоего мистера Хавейса, в которой говорилось: «...световой сигнал на Земле размером около шести миль может быть замечен жителями Марса, которые, судя по всему, прилагают систематические и титанические усилия для того, чтобы связаться с нами». Далее Хавейс утверждал, что вместо отражения солнечных лучей методом Гальтона было бы куда разумнее и эффективнее использовать в качестве сигнала периодическое затемнение огней Лондона. Норман Локьер, редактор «Нейчур», в выпуске своего журнала от 8 сентября, сравнив методы Гальтона и Хавейса, счёл предпочтительнее последний.

Сэр Фрэнсис Гальтон (1822—1911), англий-ский географ, антрополог, психолог, статистик, основатель дифференциальной психологии и психометрики, создатель учения евгеники; двоюродный брат Чарльза Дарвина; получил незаконченное высшее образование; много путешествовал с экспедициями по Ближнему Востоку и Южной Африке; занимался вопросом наследования биологических признаков у человека и животных; создал первую в мире антропометрическую лабораторию; заложил основы дерматоглифики и дактилоскопии; в 1907 году учредил Общество евгенического образования. Портрет кисти Чарльза Фарса. 1903 год. Национальная портретная галерея, Лондон (Великобритания).

В ноябре 1896 года упомянутый Фрэнсис Гальтон опубликовал новую статью «Разумная сигнализация между соседними звёздами» (Intelligible Signals between Neighboring Stars), посвящённую необходимости разработки универсального языка, одинаково понятного жителям любой планеты. Причём автор обсуждал проблему в контексте гипотетической ситуации, когда земляне получают послания, состоящие из точек и тире, от «безумного миллионера с Марса» и пытаются расшифровать их. Код удаётся взломать «умной маленькой девочке», которая утверждает: сигналы основаны на восьмеричной системе счисления, потому что марсиане — высокоразвитые муравьи, создавшие счёт на основе своих шести конечностей плюс двух усиков на голове подобно тому, как наши предки осваивали арифметику на десяти пальцах.

Несмотря на шутливые пассажи, Гальтон серьёзно относился к мысли о том, что язык межпланетных коммуникаций должен быть продуман и создан ещё до установления контакта с «братьями по разуму». Он писал, что в начале обмена необходимо передавать ряды простых чисел и простейшие математические функции, выраженные в численном виде, для подтверждения разумности сигналов; затем следует отправить астрономические данные о ближайших планетах (относительное расстояние от Солнца, радиусы и тому подобное), далее можно перейти к определению общей для контактирующих рас системы координат, которая позволит транслировать изображения в чёрно-белом варианте, а после обмена спектральными диаграммами — в цветном.

Не остался в стороне и будущий основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. Он обратил внимание на заметку «Междупланетные сообщения», опубликованную 30 октября 1896 года на страницах газеты «Калужский Вестник». Основываясь на «сообщениях французской прессы», корреспондент N поведал калужанам, что два француза — некие Кальман и Верман — якобы разглядели на фотоснимках Марса геометрически правильные чертежи: «Почему бы не предположить, что открытые ими... знаки есть не что иное, как ответ на прошлогоднюю попытку американских астрономов войти в сношения с жителями этой планеты посредством фигур из громадных костров, расположенных на большом пространстве? Во всяком случае, несомненно, что жители Марса оказывают желание сообщаться с нами; а какие это повлечёт следствия, этого даже богатое воображение Жюля Верна и Фламмариона не может себе представить; это только будущее может нам показать». Заметка отсылала к действительной публикации в журнале «Фигаро иллюстре» (Le Figaro illustré) — материалу «Связь между планетами» (La Communication Interplanétaire, 1896) Жозефа Анри Рони (под этим псевдонимом печатались братья-писатели Жозеф и Серафен Бёкс), но это был фантастический рассказ с откровенно вымышленными деталями и рисунками вместо фотографий, а не научно-популярная статья.

Французские учёные обнаружили геометрические фигуры на фотоснимках поверхности Марса. Иллюстрация Митиса к фантастическому рассказу Жозефа Анри Рони «Связь между планетами», опубликованному в журнале «Le Figaro illustré». 1896 год.
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935), российский и советский учёный-самоучка, изобретатель, основоположник теоретической космонавтики, мыслитель-космист; преподавал в училищах Боровска и Калуги; вёл переписку со многими ведущими учёными своего времени; занимался вопросами аэродинамики, воздухоплавания, ракетного полёта, солнечной энергетики, обосновал и опубликовал план космической экспансии; был убеждённым сторонником панпсихизма (одухотворения Вселенной). Фотоснимок сделан Александром Ассоновым. 1899 год. Из собрания Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского. Источник: gmik.ru

Однако Циолковскому, который оригинальный рассказ не увидел, идея показалась интересной, и 26 ноября в том же «Калужском Вестнике» был напечатан его «научный фельетон» под названием «Может ли когда-нибудь Земля заявить жителям других планет о существовании на ней разумных существ». К сообщению анонимного автора, что на поверхности Марса якобы замечены круг с двумя взаимно перпендикулярными диаметрами, эллипс и парабола, Константин Эдуардович отнёсся с понятной осторожностью: «Не берёмся утверждать достоверность этих поразительных открытий...» Но не удержался, чтобы не предложить собственный проект связи с марситами (так он называл марсиан): для этого нужно установить на весенней чёрной пахоте ряд щитов площадью в одну квадратную версту, окрашенных яркой белой краской. «Маневрируя с нашими щитами, кажущимися с Марса одной блестящей точкой, мы сумели бы прекрасно заявить о себе и своей культуре». Каким образом? Для начала отправить ряд одинаковых сигналов через равные промежутки времени. Они станут позывными — свидетельством, что Земля преднамеренно вызывает на разговор обитателей соседней планеты. «Другой манёвр... щиты заставляют сверкнуть раз, потом 2, 3 и т. д., оставляя между каждой группой сверканий промежуток секунд в 10. Подобным путём мы могли бы щегольнуть перед нашими соседями полными арифметическими познаниями: показать, напр., наше умение умножать, делить, извлекать корни и проч. Знание разных кривых могли бы изобразить рядом чисел. Так, параболу рядом 1, 4, 9, 16, 25... Могли бы даже показать астрономические познания, напр., отношение объёмов планет... Следует начать сношения с вещей, известных марситам, каковы астрономические и физические данные. Ряд чисел мог бы даже передать марситам любую фигуру: фигуру собаки, человека, машины и проч. В самом деле, если они, подобно людям, знакомы хотя бы немного с аналитической геометрией, то им уже нетрудно будет догадаться понимать эти числа...»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мимо ехали евреи Мимо ехали евреи

«И ясно, что евреи виноваты, осталось только летопись найти»

Дилетант
Врастание машин Врастание машин

«Конец индивидуума»: чем нам на самом деле грозит искусственный интеллект

Weekend
Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
История жулика: как Уэс Андерсон дает слово Роальду Далю и превращает кино в театр История жулика: как Уэс Андерсон дает слово Роальду Далю и превращает кино в театр

Почему новое кино Уэса Андерсона подойдет людям без воображения?

Forbes
Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
Сплю и худею Сплю и худею

11 привычек, которые помогают сбрасывать вес даже ночью

Лиза
«Власть дает художникам свободу поиска, пока не устоялся канон» «Власть дает художникам свободу поиска, пока не устоялся канон»

Евгений Марголит о том, как советские режиссеры не совпадали с линией партии

Weekend
«Изменилось только название наших шин» «Изменилось только название наших шин»

Крупнейший российский шинный завод Ikon Tyres сменил зарубежного собственника

Эксперт
Пита в кармане Пита в кармане

Как добавить в блюдо кусочек солнца? Рассказывает шеф ресторана «Мизнон»

Seasons of life
Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия» Минвостокразвития России о туризме: «Сперва нужно создавать условия»

Как развивается дальневосточный туризм и чем в силах помочь коренные народы

ФедералПресс
Байки из леса Байки из леса

Самые необычные истории от российских страховщиков

Деньги
Микробы, боги, первопредки Микробы, боги, первопредки

Наше прошлое действительно может быть связано с суровыми северными богами

ТехИнсайдер
От лифта на орбиту до встречи с марсианами От лифта на орбиту до встречи с марсианами

Какие инновации и тренды будут определять развитие космической отрасли

РБК
«Боевое НЛП»: как понять, что вас вербуют «Боевое НЛП»: как понять, что вас вербуют

Как распознать методы боевого НЛП

Psychologies
5 самых распространенных проблем со стопами — почему они возникают и что с ними делать 5 самых распространенных проблем со стопами — почему они возникают и что с ними делать

Пять самых распространенных подологических патологий

VOICE
Нейросоцсеть Нейросоцсеть

Разговор с креативным директором LOOKY Артемом Коноваловым

ТехИнсайдер
Быть Марго Робби Быть Марго Робби

Забавно, что у актрисы, сыгравшей в кино роль Барби, никогда этой куклы не было

Караван историй
Глаза американских подростков пострадали от сигарет и вейпов Глаза американских подростков пострадали от сигарет и вейпов

У курильщиков чаще появлялись тяжелые офтальмологические симптомы

N+1
Новые РеалИИ Новые РеалИИ

Российские продукты на базе искусственного интеллекта

ФедералПресс
Медиа империи Медиа империи

Изучим анатомию своеобразного медиахолдинга Российской империи середины XIX века

Наука
Ну, приехали! Ну, приехали!

Как привести себя в порядок после отпуска и провести необходимый детокс?

Добрые советы
Жить как в отеле «пять звёзд» Жить как в отеле «пять звёзд»

Воздушный и роскошный интерьер в квартире

Идеи Вашего Дома
Наука в России: «Открываются очень большие перспективы» Наука в России: «Открываются очень большие перспективы»

Как достигнуть научного и технологического суверенитета в стране?

ФедералПресс
Осиная талия. Привычки питания, которые мешают тебе похудеть в талии Осиная талия. Привычки питания, которые мешают тебе похудеть в талии

Потеря веса – не всегда простая задача. А как похудеть в области талии?

Лиза
Радиоактивность, которая лечит Радиоактивность, которая лечит

Ядерная медицина — одно из наиболее динамично развивающихся направлений науки

Наука
Петербург будущего Петербург будущего

Девелопер и миллиардер Игорь Водопьянов — визионер, меценат, пассионарий

Собака.ru
Место единения Место единения

Заказчики пригласили дизайнеров для оформления их семейного дома в Подмосковье

SALON-Interior
Gesamtkunstwerk с конями Gesamtkunstwerk с конями

Как Александр Медведкин отдал всю власть над Москвой народу

Weekend
Осталась при своих Осталась при своих

Как не отдать кибермошеннику все деньги (или хотя бы половину)

VOICE
В ответе за все В ответе за все

Энергии Александра Петрова можно только позавидовать

OK!
Открыть в приложении