Вечный двигатель
Белла Филатова о том, как «чужое» место может стать «своим», а приезжие («они») — частью местного сообщества, превратиться в «мы».

Я никогда не задумывалась о переезде. Родилась, выросла и построила всю свою насыщенную профессиональную жизнь в Москве, которую очень люблю. Мне подходил ее ритм, количество возможностей, масштаб. Профессиональная среда, где высокие скорости — норма, а амбиции подпитываются возможностями, всегда была моей стихией. Мне казалось, что я прекрасно понимаю свои привычки и потребности. Я была уверена, что активность, скорость, поглощающая работа и плотный график встреч — это моя собственная природа.
Во время пандемии, когда находиться в Москве ради рабочих встреч стало необязательным, я случайно оказалась в Красной Поляне не в сезон. Осталась там на какое-то время — и заметила, что меняюсь. Я не стала менее активной и не замедлилась. Но увидела, что могу делать не меньше и даже больше и при этом чувствовать себя иначе. Пространство вокруг не давило, не диктовало жесткие правила, а наоборот — давало больше свободы. Социальные связи здесь формируются иначе: люди ближе, доверие выше, среда компактнее. Дикая природная часть обнимает поселок, как на картинах художников Возрождения, — можно видеть границу города и дали за ней, замечать, как меняется день ото дня природа вокруг.
Это было неожиданное открытие: я вдруг поняла, что многие мои представления о себе связаны со средой, в которой жила. Речь не идет о романтизации нового места, а скорее о постепенном осознании, что ритм, который казался мне естественным, на самом деле был свойством конкретного пространства, а не моим личным. В Красной Поляне я увидела, что можно жить иначе — не теряя активность, но убирая лишний шум и фокусируясь на своих собственных целях. Миграция — это не просто смена адреса. Это процесс, который показывает тебе, кто ты есть на самом деле, какие твои ценности нерушимы, а какие привычки и убеждения были продиктованы внешней средой.
Сегодня многие люди проходят похожий путь. С переездом неизбежно возникает вопрос идентичности. Кто мы в новом месте? Как оно нас меняет, как мы меняем место? Где граница между адаптацией и потерей себя? С тех пор я прожила несколько опытов миграции и знаю, как происходит процесс обнуления. С одной стороны — потеря любимого и ценного, с другой — возможность присмотреться к себе пристальнее, отсеять автоматические привычки и строить жизнь иначе. Ты думаешь, что знаешь себя, но оказывается, что многое в тебе гибко. Что ты бережешь глубинные ценности, а многое из того, что считал своим, можно отпустить.
Большую часть своей профессиональной жизни я занималась созданием общественных пространств и формированием городских сообществ. Я работала с локальными инициативами, помогала им расти, оживлять среду, связывать людей друг с другом. Мне всегда было интересно как строить здания и городские пространства, так и создавать социальную ткань места. При моих перемещениях оказалось, что этот навык не только профессия, а личный инструмент интеграции в новом месте.
Я много работаю с детьми и подростками, с темой соучаствующего проектирования (когда мы проектируем для людей вместе с людьми). И теперь вижу, что этот же принцип — шикарный инструмент интеграции мигрантов. Люди, которые переезжают, могут не только «вписываться» в новую среду, но и участвовать в ее активном формировании, вступать в диалог с ней. Чтобы это происходило не разрушительно, а гармонично, важна культура взаимодействия. Как создавать новые связи в сообществе, где есть и местные, и приезжие? Как сделать так, чтобы место не теряло свою идентичность, но при этом развивалось? Этим вопросам я сейчас посвящаю свое PhD-исследование: оно о том, как через создание общественных пространств можно связывать разрозненные группы людей в сообществах и интегрировать мигрантов. Это касается любого процесса интеграции — будь то переселение в другой город, смена района или даже поиск своего места в уже знакомой среде.