Дом радио в поисках новой волны

В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио — здания, которое задумывалось как элитарный клуб, но использовалось совсем иначе. В годы Первой мировой здесь находился лазарет, в Великую Отечественную — Ленинградское радио. Теперь же Дом должен стать резиденцией оркестра дирижера Теодора Курентзиса и полноценной культурной площадкой.
Удивительно, но о Доме Радио до сих пор написано немного. Одним из наиболее полных источников информации остается книга известного радиожурналиста Льва Мархасёва «Белки в колесе. Записки из Дома радио». В том, что касается прошлого, этот текст во многом опирается на книгу и статьи журналиста. О будущем Дома Радио рассказывает Дарья Филиппова, управляющий директор — старший вице-президент банка ВТБ, который проводит реставрацию здания.
Не благородное собрание
Фактически история здания, известного сейчас как Дом Радио, началась в 1912 году. Именно тогда его начали строить на углу Екатерининской и Ильинской улиц для Благородного собрания — игорного клуба, основанного еще в 1858-м, но долгое время не имевшего собственного помещения. О необходимости «своего угла» члены собрания заговорили в начале XX века, когда состав его участников заметно расширился: если раньше в клуб принимали только дворян, то теперь — и военных, и купцов, и артистов.
Архитектурные решения для здания разработали братья Василий, Владимир и Георгий Косяковы. Арочные окна, отделанное мрамором фойе и панно «Диана на охоте» на потолке — их֪идеи. Современникам они, по֪всей видимости, нравились: здание в стиле неоклассицизма еще не֪было достроено, а газета «Зодчий» уже писала, что в нем соединились «благородство, целесообразность и изящная простота». В 1914 году, когда реализация проекта приближалась к финалу, началась Первая мировая война. Тогда на фасаде здания появилась надпись «Дом Петроградского благородного собрания» (город был переименован). Впрочем, собраться в нем игорный клуб так и не успел.
6 декабря 1914 года в здании начал работать лазарет японского отряда Красного Креста. Судя по материалам «Вестника Красного Креста» за тот год, лечением тяжелораненых здесь занимались четыре врача, семь сестер милосердия и два фармацевта из Японии. Им помогали российские коллеги.
Госпиталь занимал практически весь дом, кроме части второго этажа, где в 1915 году появилась временная православная церковь святого Николая Чудотворца. Ее настоятелем был отец Павел (Акира Морита), приехавший с врачами из Токио. Японские доктора проработали в лазарете до весны 1916-го, российские оставались в нем до конца 1917 года.
Эпоха пролеткульта
После октябрьской революции здание отдали петроградскому Пролеткульту — организации пролетарской самодеятельности, которая называла своими целями разрушение старой культурной парадигмы и создание новой. Участник Пролеткульта, режиссер Александр Мгебров вспоминал, что помещения тогда были «завалены массами каких-то военных бумаг, папками и делами». При этом сама архитектура здания, писал он, располагала к тому, чтобы «именно здесь создать дворец новой человеческой культуры». Дом быстро ожил: здесь выставлялись художники, члены организации пели революционные песни. В 1918 году появился театр. Правда, спектакли (ставил их как раз Мгебров) в основном представляли собой декламацию стихотворений пролетарских поэтов.