Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов

МонокльБизнес

Рынок логистики вступил в полосу невезения

Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов и разгорающейся ценовой войной: на рынке образовался дефицит грузов при избытке желающих его перевозить

Алексей Грамматчиков

За январь–февраль этого года объем автомобильных перевозок по России снизился на 30% год к году. Фото: URA.RU/TASS

Российский рынок логистических услуг кардинально поменял траекторию движения: после двухлетнего устойчивого роста тарифов на перевозки в последние месяцы они ощутимо пошли вниз. Прежде всего это заметно в автомобильных транспортировках, которым принадлежит около 70% всех грузоперевозок в РФ.

Согласно статистике логистической платформы «Монополия», средняя ставка на перевозку грузов автотранспортом по России в январе–феврале 2025 года снизилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 66,6 рубля за километр. Еще более существенное снижение за этот же период фиксирует биржа грузоперевозок ATI. SU: по ее данным, за первые два месяца цены на автомобильные транспортные услуги упали на 12%.

Участники рынка подтверждают эти оценки. «Если в сентябре–октябре 2024 года ставка на автомобильную фуру из Шанхая в Москву колебалась в диапазоне от 12 до 13 тысяч долларов, то сейчас за этот же маршрут предлагают 7–8 тысяч», — рассказал «Моноклю» Александр Юрищев, операционный директор логистической компании ILC.

«Только за январь–февраль этого года средние тарифы на перевозку 20-тонного груза на расстояние в одну тысячу километров упали с 45 до 37 тысяч рублей», — соглашается Александр Стрельников, руководитель транспортной компании RusTransChina.

Нынешнее снижение цен контрастирует с динамикой изменений тарифов на перевозки, которая наблюдалась в России последние два года. По данным ATI.SU, за 2023 год цены на грузовые автоперевозки в среднем выросли на 40%, а по итогам прошлого года они увеличились еще на 25%. С одной стороны, для клиентов и потребителей, конечно, хорошо, что транспортировка наконец становится более доступной. Однако столь резкие ценовые колебания могут нанести удар по логистической отрасли и даже стать причиной банкротств транспортных компаний, а значит, в дальнейшем ценовые качели с большой вероятностью опять устремятся вверх.

Груза на всех не хватает

Главной причиной снижения тарифов участники логистического рынка называют падение спроса на перевозку грузов в разных отраслях, что является тревожным сигналом для всей экономики. Еще недавно востребованность транспортных услуг в стране активно росла. По данным Росстата, общий объем грузоперевозок в 2024 году достиг рекорда за последние 15 лет — 9,4 млрд тонн, на 5,5% больше, чем в 2023-м, и, например, на 27% больше, чем в 2009 году (см. график 1).

Однако в начале этого года динамика роста ударила по тормозам. В частности, в январе, по данным Росстата, объем грузоперевозок уменьшился до 454 млн тонн, это на 33% меньше, чем в рекордном для прошлого года июле (686 млн тонн; см. график 2).

Официальной статистике вторят оценки участников рынка. Например, по данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», за январь–февраль объем автомобильных перевозок по России снизился на 30% год к году. В частности, упал спрос на доставку стройматериалов, заметно снижение перевозок в категории товаров повседневного спроса, спад наблюдается и в транспортировке промышленных грузов. «Главная причина снижения грузооборота — высокая ключевая ставка, которая ограничивает доступ к дешевым деньгам для развития бизнеса. Кроме того, во время недавних проблем с трансграничными платежами часть производителей серьезно увеличили запасы сырья и готовой продукции на складах, которые сейчас расходуются или реализуются», — объясняет Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic в России.

«Еще одна причина спада перевозок — падение покупательского спроса, — предполагает Александр Юрищев. — В конце 2024 года многие импортеры заполняли свои склады продукцией в ожидании высокого спроса в первом квартале 2025 года. Однако охлаждение экономики и высокая ключевая ставка Центробанка привели к снижению спроса. У многих клиентов до сих пор заполнены склады, а продукция не продается. Соответственно отсутствует потребность в закупках и перевозке новой продукции».

«Стагнация наблюдается прежде всего в строительной отрасли из-за высокой ключевой ставки. А строительство — большой драйвер роста для всей экономики, с ним связаны перевозки всего — от металла, строительных материалов до отделочных материалов и мебели», — отмечает Александр Кукарских, генеральный директор транспортно-логистической компании «Верста».

На спад грузопотока повлияли и частные случаи, связанные с транспортировкой отдельных групп товаров. «С конца прошлого года почти на 30 процентов сократились перевозки автомобильным транспортом из Европы. Например, значительно уменьшился ввоз из Европы алкогольной продукции, маркировка которой перенесена из Европы в Россию. Плюс еще больше усложнился и подорожал перевод денег в европейские банки», — рассказывает

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бюджет: проблемы явные и скрытые Бюджет: проблемы явные и скрытые

В значительной мере в росте дефицита бюджета виноват ЦБ

Монокль
Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха

Рынок фемтеха в России в перспективе пяти-семи лет может вырасти до 110 млрд

Forbes
Растениеводы в поисках маржи Растениеводы в поисках маржи

На чем смогут заработать аграрии в 2025 году

Агроинвестор
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Зал ожиданий Зал ожиданий

Для психического здоровья фитнес даже полезнее, чем для физического

VOICE
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Прирожденные экстремалы Прирожденные экстремалы

Кто живет в горячих источниках, вечной мерзлоте и Марианской впадине?

Вокруг света
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Черепахи научились приспосабливаться к теплеющему морю Черепахи научились приспосабливаться к теплеющему морю

Ученые показали, как морские черепахи реагируют на изменение климата

ТехИнсайдер
Назойливая бывшая: как сохранить лицо, если экс-супруга не оставляет мужа в покое Назойливая бывшая: как сохранить лицо, если экс-супруга не оставляет мужа в покое

Как отстоять границы новой семьи, когда за них так и норовит зайти экс-партнер?

Psychologies
Основа макияжа Основа макияжа

Как продают и из чего делают косметику в России, рассказывает Наталья Ракоч

СНОБ
Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила» Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила»

Решил, что покажу — повар может быть рок-звездой

Bones
В барокко с головой В барокко с головой

Поиски главного героя в прошлом и настоящем

Weekend
Видимо-невидимо Видимо-невидимо

Какие из «нельзя» о родинках правда, а какие — домыслы?

Новый очаг
Сядь в позу Сядь в позу

Йога и ее вариации: как не запутаться в стилях и направлениях

Лиза
ИИ в законе ИИ в законе

В каком правовом регулировании нуждается применение ИИ?

Ведомости
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Такая красивая Такая красивая

Георгий Кардава ищет вдохновение на улицах и находит в женских лицах

Новый очаг
О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…» О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…»

«Думаю, любые попытки построить безрелигиозное общество обречены»

Монокль
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Ученые переписали нейронауку: впервые обнаружены возможные основы человеческого интеллекта Ученые переписали нейронауку: впервые обнаружены возможные основы человеческого интеллекта

Ученые нашли, как нейроны в человеческом мозге хранят воспоминания

Inc.
Чем опасна «редкоземельная лихорадка» Чем опасна «редкоземельная лихорадка»

Причины резко возникшего интереса к редкоземельным металлам

Ведомости
Лиги настоящих джентльменов Лиги настоящих джентльменов

Зачем Азамату Мусагалиеву, Айдару Гараеву и Виктору Щеткову медиаспорт?

Men Today
Курс пикапа Курс пикапа

Россия как Америка — на примере пикапа GWM Poer

Автопилот
Эффектные факты Эффектные факты

Кроссовер Jetour Dashing — бьющий на эффект

Автопилот
3D-печатные пещеристые тела восстановили эрекцию у свиней 3D-печатные пещеристые тела восстановили эрекцию у свиней

Ученые создали биомиметические модели полового члена свиньи с помощью 3D-печати

N+1
Научная мозаика Научная мозаика

Взаимосвязь картофеля с гипертонией, польза сиесты и разница между звездами

Санкт-Петербургский университет
Дар, а не «мочалка» Дар, а не «мочалка»

«Сначала с чем-то в себе борешься, а потом вдруг начинаешь любить»

Новый очаг
Открыть в приложении