Как появились ориентированные на подростков журналы, публикующие фантастику

Наука и жизньНаука

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин.

Иллюстрация Фрэнка Пола к рассказу Клемента Фезандие «Секрет искусственного размножения», опубликованному в журнале Science and Invention. 1921 год. Источник: archive.org

В начале ХХ века стала быстро расти популярность англоязычной фантастики. Герберт Уэллс, его подражатели и последователи показали, что этот жанр обладает не только возможностью рассказывать о новейших достижениях науки и моделировать будущее, но и привлекает читателей острыми приключенческими сюжетами и оригинальными образами. Понятно, что такие тексты интересовали в первую очередь юное поколение, поэтому стало неизбежным появление специальных журналов, публикующих фантастику и ориентированных на подростков.

Иной мир

Журналы и альманахи сыграли в развитии жанра фантастики огромную роль. Французский придворный журнал «Галантный Меркурий» (Mercure galant), основанный в 1672 году литератором Жаном Донно де Визе и пользовавшийся вниманием короля Людовика XIV, можно назвать первой ласточкой. На его страницах, в частности, появлялись «салонные» сказки Шарля Перро и Мадам (Мари-Катрин) д’Онуа.

В Британии газета «Авантюрист» (The Adventurer), которая выходила с ноября 1752 по март 1754 года, тоже публиковала фантастические истории. Её основал писатель и редактор Джон Хоксуорт, издававший среди прочего собрания сочинений Джонатана Свифта. Он и сам был приверженцем политической сатиры в иносказательных формах, отдавая предпочтение антуражу восточных сказок.

Джон Хоксуорт (ок. 1715—1773) — английский писатель, либреттист, редактор, издатель, журналист, доктор права. Портрет кисти неустановленного художника. Около 1770 года. Из коллекции Национальной портретной галереи Австралии, Канберра. Источник: www.portrait.gov.au

В XIX веке число журналов неуклонно росло, при этом увеличивалось и количество читателей из разных слоёв общества, и когда в литературу начали приходить авторы, пробующие себя в фантастике, уже хватало площадок, куда они могли предложить свои тексты.

Первым периодическим изданием, специализирующимся на «сверхъестественной» литературе, стал «Удивительный журнал и собрание чудес» (The Marvellous Magazine and Compendium of Prodigies), выходивший в Лондоне в 1802—1804 годах. В нём публиковались отредактированные версии популярных готических романов, вроде «Удольфских тайн» (The Mysteries of Udolpho, 1794) Энн Рэдклифф, изрядно сокращённый и напечатанный под новым названием «Скрытая картина» (The Veiled Picture). Похожий формат использовал эссеист Уильям Хэзлитт, известный популяризатор творчества Шекспира, редактировавший еженедельный журнал «Библиотека романтиков и романистов» (The Romantic and Novelist’s Library), который выходил с января 1839 по декабрь 1840 года, после чего превратился в серию сборников. В «Библиотеке...» тоже сначала перепечатывались проверенные временем готические романы, но затем стали появляться и новые тексты, написанные специально для этого издания.

Иллюстрация неустановленного художника к сокращённому изданию романа Энн Рэдклифф «Удольфские тайны» в The Marvellous Magazine and Compendium of Prodigies. 1802 год. Источник: archive.org

Следующий крупный прорыв в Британии произошёл в январе 1891 года, когда политик и издатель Джордж Ньюнс основал «Стрэнд» (The Strand Magazine) — дешёвый журнал для массового читателя: он продавался всего за шесть пенсов и при этом был богато иллюстрирован, причём при оформлении использовались как рисунки художников, так и натурные фотографии. «Стрэнд» уделял внимание простым для восприятия историям, статьям о разных сторонах жизни, но главное место в журнале отводилось приключенческим произведениям.

Джордж Ньюнс (1851—1910) — британский редактор и издатель, государственный деятель, член британского парламента от Либеральной партии. Карикатура Лесли Уорда из английского журнала Vanity Fair. 1894 год. Источник: commons.wikimedia.org

«Стрэнд» покорил публику с первого номера — его раскупили мгновенно. Тираж рос стремительно, особенно после публикации рассказов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Моментальный успех породил подражателей. Ежемесячник «Ладгейт» (The Ludgate Monthly) вышел в мае 1891 года, «Идлер» (The Idler) — в феврале 1892 года, «Пэлл-Мэлл Мэгэзин» (Pall Mall Magazine) — в мае 1893 года, «Виндзор Мэгэзин» (The Windsor Magazine) — в январе 1895 года, «Пирсонс Мэгэзин» (Pearson’s Magazine) — в январе 1896 года.

Конечно, в этих журналах продолжали публиковать мистические рассказы, но изобилие на рынке периодических изданий, ориентированных на остросюжетную литературу, способствовало разнообразию авторского предложения, и вскоре стали печататься всё больше текстов, которые можно назвать научной фантастикой. И здесь «Стрэнд» тоже проявил инициативу. В первый же год существования на его страницах открылась рубрика «Необычная сторона вещей» (The Queer Side of Things), в которой публиковались странные, юмористические и фантастические истории. Например, в декабре 1892 года появился рассказ Джеймса Салливана «Старый профессор Уиллет» (Old Professor Willett) о гениальном учёном, который «фактически жил в лаборатории» и создал имплозивное взрывчатое вещество локального действия — оно могло совершенно незаметно для окружающих уничтожить любой объект, «превратив его в газообразное состояние», что из-за рассеянности изобретателя привело к многочисленным трагедиям. В январе следующего года там же появился рассказ того же Салливана «Уменьшающийся час» (The Dwindling Hour), в котором высказывалась шутливая гипотеза об ускорении времени Вселенной. И так далее.

Иллюстрация Джеймса Салливана к собственному рассказу «Уменьшающийся час», опубликованному в журнале The Strand Magazine. 1893 год. Источник: en.wikisource.org

Благодаря журналам «зажглись» такие звёзды английской фантастики, как Грант Аллен, Джордж Гриффит, Уильям Ходжсон, Джордж Уоллис, Джеймс Барр и Герберт Уэллс. Казалось, вот-вот должно возникнуть специализированное периодическое издание, объединяющее науку и фантастику.

У истоков жанра

Дешёвые журналы, регулярно публикующие приключенческие произведения, конечно же, пользовались популярностью и в Соединённых Штатах. Наибольших успехов в этом формате добился писатель и предприниматель Фрэнк Манси, изначально ориентировавшийся на читателей юного возраста. С 1882 года он выпускал еженедельник «Золотой аргоси» (The Golden Argosy), который приносил неплохую прибыль. Однако Манси решил переориентировать его на более взрослую аудиторию, и с 1 декабря 1888 года журнал стал называться просто «Аргоси» (The Argosy), после чего в нём начали публиковать светскую хронику, реалистические, мистические и научнофантастические тексты ныне забытых авторов: Чарльза Палмера, Тюдора Дженкса, Фрэнка Обри, Берта Фостера, Джерарда Фуллера. Большинство произведений всё ещё создавались для юношества, но постепенно стали появляться и более серьёзные рассказы.

Фрэнк Эндрю Манси (1854—1925) — американский издатель, писатель и предприниматель, владелец нескольких периодических изданий. Фотопортрет неустановленного авторства. 1910 год. Из коллекции Библиотеки Конгресса США. Источник: loc.gov

К началу 1902 года почти в каждом номере «Аргоси» печатались истории о неких научных или научно-фантастических разработках. Сформировались два направления: рассказы, в которых рассматривалась идея какого-то изобретения, и рассказы, описывающие головокружительные приключения. К первой категории можно отнести, например, юмористические новеллы Эдгара Франклина об эксцентричном изобретателе мистере Хокинсе, который «прожил» долгую жизнь — с мая 1903 по июль 1915 года, породив целую волну подражаний. Вторую категорию лучше всего иллюстрирует творчество плодовитого прозаика Уильяма Кука, писавшего боевики, вестерны, пьесы и сценарии для кино. Его первый роман в «Аргоси» под названием «Путешествие в 2000 год и обратно» (A Round Trip to the Year 2000), публиковавшийся с июля по ноябрь 1903 года, показывал обширную панораму будущего в соединении с острым сюжетом и злободневной сатирой: группа литераторов легла в анабиоз, чтобы отправиться в конец века, и обнаружила там роботизированный мир, в котором тем не менее они всё ещё остаются популярными авторами. Всего Кук написал пять романов для «Аргоси», используя тот же приём — отправляя своих персонажей то в прошлое, то на Северный полюс, то на планету Меркурий.

Обложка июльского выпуска журнала The Argosy за 1903 год с публикацией первой части романа Уильяма Кука «Путешествие в 2000 год и обратно». Источник: philsp.com

С января 1905 года Фрэнк Манси начал выпускать журнал «Все истории» (The All-Story Magazine), где публиковались романы Эдгара Берроуза о приключениях Джона Картера на Марсе и приёмыша обезьян Тарзана в джунглях Африки, ранние детективы Рекса Стаута и произведения Джонстона Маккалли о герое в маске Зорро. Кроме того, в нём вышло несколько знаковых текстов, определивших дальнейшие пути научной фантастики: например, повесть авторитетного популяризатора астрономии Гарретта Сервисса «Лунный металл» (The Moon Metal), впервые опубликованная в 1901 году. В ней описывалась история открытия металла «артемизия» (artemisium), который доставляют с Луны на Землю при помощи «передатчика материи» и который заменил золото в качестве средства финансового обеспечения.

Обложка январского выпуска журнала The All-Story Magazine за 1909 год с публикацией первой части романа Гарретта Сервисса «Колумб космоса». Источник: philsp.com

Став постоянным автором журнала, Сервисс предложил Манси новый роман «Колумб космоса» (A Columbus of Space, 1909) об учёном Эдмунде Стоунволле, который изобрёл двигатель, работающий на «межатомной» энергии и генерирующий антигравитационную тягу. Это позволило герою романа построить летающую машину, на которой он вместе с друзьями отправился на Венеру, где они вступили в контакт с двумя расами обезьяноподобных существ-телепатов, живущих раздельно на «светлой» и «тёмной» сторонах планеты. «Колумб космоса» стал очень популярен и многократно переиздавался.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
Есть вопрос Есть вопрос

Что такое хорарная астрология и как ей пользоваться

Лиза
Царство янтаря: Самые удивительные находки из бирмита Царство янтаря: Самые удивительные находки из бирмита

О нескольких удивительных находках, обнаруженных в бирмитах

Наука и техника
Научная мозаика Научная мозаика

Взаимосвязь картофеля с гипертонией, польза сиесты и разница между звездами

Санкт-Петербургский университет
Английский Гитлер Английский Гитлер

Освальд Эрнальд Мосли известен советским людям по фильму «Обыкновенный фашизм»

Дилетант
Ломать не строить Ломать не строить

Что делать при покупке квартиры с неузаконенной перепланировкой

Лиза
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Мясная альтернатива Мясная альтернатива

Не все повара умеют работать с альтернативными стейками. В чем секреты ремесла?

Bones
Совет от ученых, как есть достаточно белка, если отказаться от яиц Совет от ученых, как есть достаточно белка, если отказаться от яиц

Какие альтернативные варианты белка стоит добавить в свой рацион?

ТехИнсайдер
Ирландская загадочность, стиль и бездонные голубые глаза: 7 лучших фильмов с Киллианом Мерфи Ирландская загадочность, стиль и бездонные голубые глаза: 7 лучших фильмов с Киллианом Мерфи

Самые знаковые работы харизматичного актера Киллиана Мерфи

Psychologies
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету

Женщины фактически сравнялись с мужчинами на рынке франчайзинга

Forbes
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
Эллинг выходного дня Эллинг выходного дня

Этот небольшой дом на Финском заливе — бывший эллинг, то есть гараж для яхты

Идеи Вашего Дома
Белковое изобилие Белковое изобилие

Белковые батончики, коктейли, протеиновые добавки популярны. Но безопасны ли?

Здоровье
Плохие словечки Плохие словечки

Как отучить ребенка от нежелательной лексики?

Лиза
Нежные чувства Нежные чувства

Твой ребенок впервые влюбился. И, конечно, думает, что ты ничего не понимаешь

Лиза
Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Давайте отдыхать поездами Давайте отдыхать поездами

Как в России развивается железнодорожный туризм

Деньги
Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта

Каково преимущество низкого старта и почему его не используют марафонцы

ТехИнсайдер
Семь шагов к красивой спине Семь шагов к красивой спине

Бороться с жировыми валиками на спине трудно. Но можно попробовать

Здоровье
Вместе с семьёй Вместе с семьёй

Этот дом можно назвать воплощением мечты любого горожанина

Идеи Вашего Дома
Талант грани Талант грани

Катя Грань занимается керамикой почти десять лет, ее вазы — часть природы

Seasons of life
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
Арт-терапия: как творчество меняет жизнь Арт-терапия: как творчество меняет жизнь

Как благодаря арт-терапии можно укрепить своё ментальное здоровье

Здоровье
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Все на высоте Все на высоте

Пять причин поспешить к маммологу

Лиза
Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

В Александринке в прошлом году произошли одни из самых существенных изменений

Ведомости
Открыть в приложении