Как появились ориентированные на подростков журналы, публикующие фантастику

Наука и жизньНаука

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин.

Иллюстрация Фрэнка Пола к рассказу Клемента Фезандие «Секрет искусственного размножения», опубликованному в журнале Science and Invention. 1921 год. Источник: archive.org

В начале ХХ века стала быстро расти популярность англоязычной фантастики. Герберт Уэллс, его подражатели и последователи показали, что этот жанр обладает не только возможностью рассказывать о новейших достижениях науки и моделировать будущее, но и привлекает читателей острыми приключенческими сюжетами и оригинальными образами. Понятно, что такие тексты интересовали в первую очередь юное поколение, поэтому стало неизбежным появление специальных журналов, публикующих фантастику и ориентированных на подростков.

Иной мир

Журналы и альманахи сыграли в развитии жанра фантастики огромную роль. Французский придворный журнал «Галантный Меркурий» (Mercure galant), основанный в 1672 году литератором Жаном Донно де Визе и пользовавшийся вниманием короля Людовика XIV, можно назвать первой ласточкой. На его страницах, в частности, появлялись «салонные» сказки Шарля Перро и Мадам (Мари-Катрин) д’Онуа.

В Британии газета «Авантюрист» (The Adventurer), которая выходила с ноября 1752 по март 1754 года, тоже публиковала фантастические истории. Её основал писатель и редактор Джон Хоксуорт, издававший среди прочего собрания сочинений Джонатана Свифта. Он и сам был приверженцем политической сатиры в иносказательных формах, отдавая предпочтение антуражу восточных сказок.

Джон Хоксуорт (ок. 1715—1773) — английский писатель, либреттист, редактор, издатель, журналист, доктор права. Портрет кисти неустановленного художника. Около 1770 года. Из коллекции Национальной портретной галереи Австралии, Канберра. Источник: www.portrait.gov.au

В XIX веке число журналов неуклонно росло, при этом увеличивалось и количество читателей из разных слоёв общества, и когда в литературу начали приходить авторы, пробующие себя в фантастике, уже хватало площадок, куда они могли предложить свои тексты.

Первым периодическим изданием, специализирующимся на «сверхъестественной» литературе, стал «Удивительный журнал и собрание чудес» (The Marvellous Magazine and Compendium of Prodigies), выходивший в Лондоне в 1802—1804 годах. В нём публиковались отредактированные версии популярных готических романов, вроде «Удольфских тайн» (The Mysteries of Udolpho, 1794) Энн Рэдклифф, изрядно сокращённый и напечатанный под новым названием «Скрытая картина» (The Veiled Picture). Похожий формат использовал эссеист Уильям Хэзлитт, известный популяризатор творчества Шекспира, редактировавший еженедельный журнал «Библиотека романтиков и романистов» (The Romantic and Novelist’s Library), который выходил с января 1839 по декабрь 1840 года, после чего превратился в серию сборников. В «Библиотеке...» тоже сначала перепечатывались проверенные временем готические романы, но затем стали появляться и новые тексты, написанные специально для этого издания.

Иллюстрация неустановленного художника к сокращённому изданию романа Энн Рэдклифф «Удольфские тайны» в The Marvellous Magazine and Compendium of Prodigies. 1802 год. Источник: archive.org

Следующий крупный прорыв в Британии произошёл в январе 1891 года, когда политик и издатель Джордж Ньюнс основал «Стрэнд» (The Strand Magazine) — дешёвый журнал для массового читателя: он продавался всего за шесть пенсов и при этом был богато иллюстрирован, причём при оформлении использовались как рисунки художников, так и натурные фотографии. «Стрэнд» уделял внимание простым для восприятия историям, статьям о разных сторонах жизни, но главное место в журнале отводилось приключенческим произведениям.

Джордж Ньюнс (1851—1910) — британский редактор и издатель, государственный деятель, член британского парламента от Либеральной партии. Карикатура Лесли Уорда из английского журнала Vanity Fair. 1894 год. Источник: commons.wikimedia.org

«Стрэнд» покорил публику с первого номера — его раскупили мгновенно. Тираж рос стремительно, особенно после публикации рассказов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Моментальный успех породил подражателей. Ежемесячник «Ладгейт» (The Ludgate Monthly) вышел в мае 1891 года, «Идлер» (The Idler) — в феврале 1892 года, «Пэлл-Мэлл Мэгэзин» (Pall Mall Magazine) — в мае 1893 года, «Виндзор Мэгэзин» (The Windsor Magazine) — в январе 1895 года, «Пирсонс Мэгэзин» (Pearson’s Magazine) — в январе 1896 года.

Конечно, в этих журналах продолжали публиковать мистические рассказы, но изобилие на рынке периодических изданий, ориентированных на остросюжетную литературу, способствовало разнообразию авторского предложения, и вскоре стали печататься всё больше текстов, которые можно назвать научной фантастикой. И здесь «Стрэнд» тоже проявил инициативу. В первый же год существования на его страницах открылась рубрика «Необычная сторона вещей» (The Queer Side of Things), в которой публиковались странные, юмористические и фантастические истории. Например, в декабре 1892 года появился рассказ Джеймса Салливана «Старый профессор Уиллет» (Old Professor Willett) о гениальном учёном, который «фактически жил в лаборатории» и создал имплозивное взрывчатое вещество локального действия — оно могло совершенно незаметно для окружающих уничтожить любой объект, «превратив его в газообразное состояние», что из-за рассеянности изобретателя привело к многочисленным трагедиям. В январе следующего года там же появился рассказ того же Салливана «Уменьшающийся час» (The Dwindling Hour), в котором высказывалась шутливая гипотеза об ускорении времени Вселенной. И так далее.

Иллюстрация Джеймса Салливана к собственному рассказу «Уменьшающийся час», опубликованному в журнале The Strand Magazine. 1893 год. Источник: en.wikisource.org

Благодаря журналам «зажглись» такие звёзды английской фантастики, как Грант Аллен, Джордж Гриффит, Уильям Ходжсон, Джордж Уоллис, Джеймс Барр и Герберт Уэллс. Казалось, вот-вот должно возникнуть специализированное периодическое издание, объединяющее науку и фантастику.

У истоков жанра

Дешёвые журналы, регулярно публикующие приключенческие произведения, конечно же, пользовались популярностью и в Соединённых Штатах. Наибольших успехов в этом формате добился писатель и предприниматель Фрэнк Манси, изначально ориентировавшийся на читателей юного возраста. С 1882 года он выпускал еженедельник «Золотой аргоси» (The Golden Argosy), который приносил неплохую прибыль. Однако Манси решил переориентировать его на более взрослую аудиторию, и с 1 декабря 1888 года журнал стал называться просто «Аргоси» (The Argosy), после чего в нём начали публиковать светскую хронику, реалистические, мистические и научнофантастические тексты ныне забытых авторов: Чарльза Палмера, Тюдора Дженкса, Фрэнка Обри, Берта Фостера, Джерарда Фуллера. Большинство произведений всё ещё создавались для юношества, но постепенно стали появляться и более серьёзные рассказы.

Фрэнк Эндрю Манси (1854—1925) — американский издатель, писатель и предприниматель, владелец нескольких периодических изданий. Фотопортрет неустановленного авторства. 1910 год. Из коллекции Библиотеки Конгресса США. Источник: loc.gov

К началу 1902 года почти в каждом номере «Аргоси» печатались истории о неких научных или научно-фантастических разработках. Сформировались два направления: рассказы, в которых рассматривалась идея какого-то изобретения, и рассказы, описывающие головокружительные приключения. К первой категории можно отнести, например, юмористические новеллы Эдгара Франклина об эксцентричном изобретателе мистере Хокинсе, который «прожил» долгую жизнь — с мая 1903 по июль 1915 года, породив целую волну подражаний. Вторую категорию лучше всего иллюстрирует творчество плодовитого прозаика Уильяма Кука, писавшего боевики, вестерны, пьесы и сценарии для кино. Его первый роман в «Аргоси» под названием «Путешествие в 2000 год и обратно» (A Round Trip to the Year 2000), публиковавшийся с июля по ноябрь 1903 года, показывал обширную панораму будущего в соединении с острым сюжетом и злободневной сатирой: группа литераторов легла в анабиоз, чтобы отправиться в конец века, и обнаружила там роботизированный мир, в котором тем не менее они всё ещё остаются популярными авторами. Всего Кук написал пять романов для «Аргоси», используя тот же приём — отправляя своих персонажей то в прошлое, то на Северный полюс, то на планету Меркурий.

Обложка июльского выпуска журнала The Argosy за 1903 год с публикацией первой части романа Уильяма Кука «Путешествие в 2000 год и обратно». Источник: philsp.com

С января 1905 года Фрэнк Манси начал выпускать журнал «Все истории» (The All-Story Magazine), где публиковались романы Эдгара Берроуза о приключениях Джона Картера на Марсе и приёмыша обезьян Тарзана в джунглях Африки, ранние детективы Рекса Стаута и произведения Джонстона Маккалли о герое в маске Зорро. Кроме того, в нём вышло несколько знаковых текстов, определивших дальнейшие пути научной фантастики: например, повесть авторитетного популяризатора астрономии Гарретта Сервисса «Лунный металл» (The Moon Metal), впервые опубликованная в 1901 году. В ней описывалась история открытия металла «артемизия» (artemisium), который доставляют с Луны на Землю при помощи «передатчика материи» и который заменил золото в качестве средства финансового обеспечения.

Обложка январского выпуска журнала The All-Story Magazine за 1909 год с публикацией первой части романа Гарретта Сервисса «Колумб космоса». Источник: philsp.com

Став постоянным автором журнала, Сервисс предложил Манси новый роман «Колумб космоса» (A Columbus of Space, 1909) об учёном Эдмунде Стоунволле, который изобрёл двигатель, работающий на «межатомной» энергии и генерирующий антигравитационную тягу. Это позволило герою романа построить летающую машину, на которой он вместе с друзьями отправился на Венеру, где они вступили в контакт с двумя расами обезьяноподобных существ-телепатов, живущих раздельно на «светлой» и «тёмной» сторонах планеты. «Колумб космоса» стал очень популярен и многократно переиздавался.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд

Все про ГАЗ «Соболь»: характеристики, сколько стоит, модификации

РБК
Сибирский Хогвартс Сибирский Хогвартс

Еще часа два я плутал среди гигантских сосен, пока не вышел к зданию ФМШ

ТехИнсайдер
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Клин с клином Клин с клином

Клинопись – древнейшая известная человечеству система письма

Вокруг света
Редкий вид Редкий вид

Как выкупить жилье после его аренды

Деньги
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно 5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно

5 истин о супружеской жизни, знание которых может помочь построить брак

Inc.
Я всё смогу! Я всё смогу!

7 киногероинь, у которых стоит поучиться здоровой самооценке

Лиза
Юаневая экзотика Юаневая экзотика

Корпорация МСП заинтересовалась юаневыми бондами малого и среднего бизнеса

Ведомости
Рублевый поток Рублевый поток

Как изменилось сотрудничество России и ЕС в газовой сфере

Ведомости
Носить с собой Носить с собой

Пять слагаемых ежедневной гигиены, чтобы улыбаться во весь рот

Новый очаг
Это точно моё! Это точно моё!

10 признаков того, что ты занимаешься своим делом

Лиза
Кейс Кейнса Кейс Кейнса

Как теория британского экономиста покоряла мир

Деньги
Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер

За 15 лет видение о том, каким должен быть Ту-204, несколько раз менялось

ТехИнсайдер
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове

Многие называли Олега Стриженова гордецом, а он просто был свободным человеком

Караван историй
Я тебя — что? Я тебя — что?

Как меняется смысл «ты» в культуре, отношениях и восприятии себя?

Seasons of life
Мечта Тони Старка Мечта Тони Старка

Wey 07 — кроссовер для гения, миллиардера, плейбоя и филантропа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Прогулка по Казани Прогулка по Казани

«Третья столица» – одно из популярных направлений для короткого путешествия

Лиза
Юка Вижгородская и Карцев Гоша Юка Вижгородская и Карцев Гоша

Юка Вижгородская и Гоша Карцев — где учиться моде, искать люкс и лучшие платья

Собака.ru
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Научная мозаика Научная мозаика

Взаимосвязь картофеля с гипертонией, польза сиесты и разница между звездами

Санкт-Петербургский университет
Мюзикальная сказка Стамбула Мюзикальная сказка Стамбула

Увидеть дворец султана Сулеймана, колоритный восточный базар и величие Босфора

ЖАРА Magazine
В старой коллекции находок из Костёнок нашли три кроманьонских зуба В старой коллекции находок из Костёнок нашли три кроманьонских зуба

Ученые обнаружили три кроманьонских человеческих зуба в Костёнки-1

N+1
Серебряный век Серебряный век

Дмитрий Чеботарев — о трендах, которые задают дальнейшее развитие кино

Men Today
Приключения генерала Зорича Приключения генерала Зорича

Генерал Семен Зорич: «хороший человек, что творил плохие дела»

Знание – сила
Дача мечты Дача мечты

Превратили типовой и уже выстроенный каркасный дом в уютную, стильную дачу

Идеи Вашего Дома
Герилья гереро, или Восстание обреченных Герилья гереро, или Восстание обреченных

Геноцид гереро и нама: как колониальный конфликт предвестил ужасы Второй мировой

Знание – сила
Открыть в приложении