Как появились ориентированные на подростков журналы, публикующие фантастику

Наука и жизньНаука

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин.

Иллюстрация Фрэнка Пола к рассказу Клемента Фезандие «Секрет искусственного размножения», опубликованному в журнале Science and Invention. 1921 год. Источник: archive.org

В начале ХХ века стала быстро расти популярность англоязычной фантастики. Герберт Уэллс, его подражатели и последователи показали, что этот жанр обладает не только возможностью рассказывать о новейших достижениях науки и моделировать будущее, но и привлекает читателей острыми приключенческими сюжетами и оригинальными образами. Понятно, что такие тексты интересовали в первую очередь юное поколение, поэтому стало неизбежным появление специальных журналов, публикующих фантастику и ориентированных на подростков.

Иной мир

Журналы и альманахи сыграли в развитии жанра фантастики огромную роль. Французский придворный журнал «Галантный Меркурий» (Mercure galant), основанный в 1672 году литератором Жаном Донно де Визе и пользовавшийся вниманием короля Людовика XIV, можно назвать первой ласточкой. На его страницах, в частности, появлялись «салонные» сказки Шарля Перро и Мадам (Мари-Катрин) д’Онуа.

В Британии газета «Авантюрист» (The Adventurer), которая выходила с ноября 1752 по март 1754 года, тоже публиковала фантастические истории. Её основал писатель и редактор Джон Хоксуорт, издававший среди прочего собрания сочинений Джонатана Свифта. Он и сам был приверженцем политической сатиры в иносказательных формах, отдавая предпочтение антуражу восточных сказок.

Джон Хоксуорт (ок. 1715—1773) — английский писатель, либреттист, редактор, издатель, журналист, доктор права. Портрет кисти неустановленного художника. Около 1770 года. Из коллекции Национальной портретной галереи Австралии, Канберра. Источник: www.portrait.gov.au

В XIX веке число журналов неуклонно росло, при этом увеличивалось и количество читателей из разных слоёв общества, и когда в литературу начали приходить авторы, пробующие себя в фантастике, уже хватало площадок, куда они могли предложить свои тексты.

Первым периодическим изданием, специализирующимся на «сверхъестественной» литературе, стал «Удивительный журнал и собрание чудес» (The Marvellous Magazine and Compendium of Prodigies), выходивший в Лондоне в 1802—1804 годах. В нём публиковались отредактированные версии популярных готических романов, вроде «Удольфских тайн» (The Mysteries of Udolpho, 1794) Энн Рэдклифф, изрядно сокращённый и напечатанный под новым названием «Скрытая картина» (The Veiled Picture). Похожий формат использовал эссеист Уильям Хэзлитт, известный популяризатор творчества Шекспира, редактировавший еженедельный журнал «Библиотека романтиков и романистов» (The Romantic and Novelist’s Library), который выходил с января 1839 по декабрь 1840 года, после чего превратился в серию сборников. В «Библиотеке...» тоже сначала перепечатывались проверенные временем готические романы, но затем стали появляться и новые тексты, написанные специально для этого издания.

Иллюстрация неустановленного художника к сокращённому изданию романа Энн Рэдклифф «Удольфские тайны» в The Marvellous Magazine and Compendium of Prodigies. 1802 год. Источник: archive.org

Следующий крупный прорыв в Британии произошёл в январе 1891 года, когда политик и издатель Джордж Ньюнс основал «Стрэнд» (The Strand Magazine) — дешёвый журнал для массового читателя: он продавался всего за шесть пенсов и при этом был богато иллюстрирован, причём при оформлении использовались как рисунки художников, так и натурные фотографии. «Стрэнд» уделял внимание простым для восприятия историям, статьям о разных сторонах жизни, но главное место в журнале отводилось приключенческим произведениям.

Джордж Ньюнс (1851—1910) — британский редактор и издатель, государственный деятель, член британского парламента от Либеральной партии. Карикатура Лесли Уорда из английского журнала Vanity Fair. 1894 год. Источник: commons.wikimedia.org

«Стрэнд» покорил публику с первого номера — его раскупили мгновенно. Тираж рос стремительно, особенно после публикации рассказов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Моментальный успех породил подражателей. Ежемесячник «Ладгейт» (The Ludgate Monthly) вышел в мае 1891 года, «Идлер» (The Idler) — в феврале 1892 года, «Пэлл-Мэлл Мэгэзин» (Pall Mall Magazine) — в мае 1893 года, «Виндзор Мэгэзин» (The Windsor Magazine) — в январе 1895 года, «Пирсонс Мэгэзин» (Pearson’s Magazine) — в январе 1896 года.

Конечно, в этих журналах продолжали публиковать мистические рассказы, но изобилие на рынке периодических изданий, ориентированных на остросюжетную литературу, способствовало разнообразию авторского предложения, и вскоре стали печататься всё больше текстов, которые можно назвать научной фантастикой. И здесь «Стрэнд» тоже проявил инициативу. В первый же год существования на его страницах открылась рубрика «Необычная сторона вещей» (The Queer Side of Things), в которой публиковались странные, юмористические и фантастические истории. Например, в декабре 1892 года появился рассказ Джеймса Салливана «Старый профессор Уиллет» (Old Professor Willett) о гениальном учёном, который «фактически жил в лаборатории» и создал имплозивное взрывчатое вещество локального действия — оно могло совершенно незаметно для окружающих уничтожить любой объект, «превратив его в газообразное состояние», что из-за рассеянности изобретателя привело к многочисленным трагедиям. В январе следующего года там же появился рассказ того же Салливана «Уменьшающийся час» (The Dwindling Hour), в котором высказывалась шутливая гипотеза об ускорении времени Вселенной. И так далее.

Иллюстрация Джеймса Салливана к собственному рассказу «Уменьшающийся час», опубликованному в журнале The Strand Magazine. 1893 год. Источник: en.wikisource.org

Благодаря журналам «зажглись» такие звёзды английской фантастики, как Грант Аллен, Джордж Гриффит, Уильям Ходжсон, Джордж Уоллис, Джеймс Барр и Герберт Уэллс. Казалось, вот-вот должно возникнуть специализированное периодическое издание, объединяющее науку и фантастику.

У истоков жанра

Дешёвые журналы, регулярно публикующие приключенческие произведения, конечно же, пользовались популярностью и в Соединённых Штатах. Наибольших успехов в этом формате добился писатель и предприниматель Фрэнк Манси, изначально ориентировавшийся на читателей юного возраста. С 1882 года он выпускал еженедельник «Золотой аргоси» (The Golden Argosy), который приносил неплохую прибыль. Однако Манси решил переориентировать его на более взрослую аудиторию, и с 1 декабря 1888 года журнал стал называться просто «Аргоси» (The Argosy), после чего в нём начали публиковать светскую хронику, реалистические, мистические и научнофантастические тексты ныне забытых авторов: Чарльза Палмера, Тюдора Дженкса, Фрэнка Обри, Берта Фостера, Джерарда Фуллера. Большинство произведений всё ещё создавались для юношества, но постепенно стали появляться и более серьёзные рассказы.

Фрэнк Эндрю Манси (1854—1925) — американский издатель, писатель и предприниматель, владелец нескольких периодических изданий. Фотопортрет неустановленного авторства. 1910 год. Из коллекции Библиотеки Конгресса США. Источник: loc.gov

К началу 1902 года почти в каждом номере «Аргоси» печатались истории о неких научных или научно-фантастических разработках. Сформировались два направления: рассказы, в которых рассматривалась идея какого-то изобретения, и рассказы, описывающие головокружительные приключения. К первой категории можно отнести, например, юмористические новеллы Эдгара Франклина об эксцентричном изобретателе мистере Хокинсе, который «прожил» долгую жизнь — с мая 1903 по июль 1915 года, породив целую волну подражаний. Вторую категорию лучше всего иллюстрирует творчество плодовитого прозаика Уильяма Кука, писавшего боевики, вестерны, пьесы и сценарии для кино. Его первый роман в «Аргоси» под названием «Путешествие в 2000 год и обратно» (A Round Trip to the Year 2000), публиковавшийся с июля по ноябрь 1903 года, показывал обширную панораму будущего в соединении с острым сюжетом и злободневной сатирой: группа литераторов легла в анабиоз, чтобы отправиться в конец века, и обнаружила там роботизированный мир, в котором тем не менее они всё ещё остаются популярными авторами. Всего Кук написал пять романов для «Аргоси», используя тот же приём — отправляя своих персонажей то в прошлое, то на Северный полюс, то на планету Меркурий.

Обложка июльского выпуска журнала The Argosy за 1903 год с публикацией первой части романа Уильяма Кука «Путешествие в 2000 год и обратно». Источник: philsp.com

С января 1905 года Фрэнк Манси начал выпускать журнал «Все истории» (The All-Story Magazine), где публиковались романы Эдгара Берроуза о приключениях Джона Картера на Марсе и приёмыша обезьян Тарзана в джунглях Африки, ранние детективы Рекса Стаута и произведения Джонстона Маккалли о герое в маске Зорро. Кроме того, в нём вышло несколько знаковых текстов, определивших дальнейшие пути научной фантастики: например, повесть авторитетного популяризатора астрономии Гарретта Сервисса «Лунный металл» (The Moon Metal), впервые опубликованная в 1901 году. В ней описывалась история открытия металла «артемизия» (artemisium), который доставляют с Луны на Землю при помощи «передатчика материи» и который заменил золото в качестве средства финансового обеспечения.

Обложка январского выпуска журнала The All-Story Magazine за 1909 год с публикацией первой части романа Гарретта Сервисса «Колумб космоса». Источник: philsp.com

Став постоянным автором журнала, Сервисс предложил Манси новый роман «Колумб космоса» (A Columbus of Space, 1909) об учёном Эдмунде Стоунволле, который изобрёл двигатель, работающий на «межатомной» энергии и генерирующий антигравитационную тягу. Это позволило герою романа построить летающую машину, на которой он вместе с друзьями отправился на Венеру, где они вступили в контакт с двумя расами обезьяноподобных существ-телепатов, живущих раздельно на «светлой» и «тёмной» сторонах планеты. «Колумб космоса» стал очень популярен и многократно переиздавался.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Прирожденные экстремалы Прирожденные экстремалы

Кто живет в горячих источниках, вечной мерзлоте и Марианской впадине?

Вокруг света
Девочки из хороших семей Девочки из хороших семей

Комиссарши — сотрудницы советских органов безопасности, лишенные жалости

Дилетант
Видимо-невидимо Видимо-невидимо

Какие из «нельзя» о родинках правда, а какие — домыслы?

Новый очаг
Шелковые врата Шелковые врата

Как японская художница Мари Нэромэ создает нечто новое из традиционного

Вокруг света
Лев Дуров был по натуре дуэлянт. Рассказ друга Лев Дуров был по натуре дуэлянт. Рассказ друга

Я вызываю вас на дуэль. Оружие выбирайте сами

Коллекция. Караван историй
Овечкин Овечкин

Как Овечкин пытается расколоть гретцкий орех

СНОБ
Аппетит приходит вовремя Аппетит приходит вовремя

Испытываете чувство вины по поводу своего пищевого поведения?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Зачем играть в игры? Зачем играть в игры?

Почему людям нравится играть, и какая от этого польза?

Здоровье
«Везёт тому, кто везёт» «Везёт тому, кто везёт»

Мила Ершова о том, как важно ждать свои роли и быть избирательной

OK!
9 принципов первой психологической помощи 9 принципов первой психологической помощи

Каковы главные принципы оказания первой психологической помощи?

Psychologies
Дело о наведённой порче Дело о наведённой порче

Русская деревня в XIX столетии вызывала у интеллигенции противоречивые чувства

Дилетант
Токсичная любовь Токсичная любовь

Почему мы не замечаем тревожные сигналы в отношениях?

Лиза
Прогулка по Казани Прогулка по Казани

«Третья столица» – одно из популярных направлений для короткого путешествия

Лиза
От эволюции к революции От эволюции к революции

Разговор о настоящем и будущем российского авиационного двигателестроения

Монокль
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Что едят в космосе Что едят в космосе

Рассказываем про пищу для космонавтов и по каким принципам она подбирается

Maxim
Богатый старый дом Богатый старый дом

«Берлинский дом» — история московской роскоши в лицах и событиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Польша между двух рек и трёх спичек Польша между двух рек и трёх спичек

Как Большая тройка определяла границы, статус и политическое устройство Польши

Дилетант
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
Форрест Гамп отдыхает Форрест Гамп отдыхает

Иногда я думаю: что будет с этим миром, когда я закончу бегать?

Men Today
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Как научиться довольствоваться тем, что есть, и перестать сравнивать свою жизнь с чужими Как научиться довольствоваться тем, что есть, и перестать сравнивать свою жизнь с чужими

Как перестать вечно гнаться за идеалом?

ТехИнсайдер
Игры разума Игры разума

Ученые вывели глухих комаров и отправили в космос первый деревянный спутник

Вокруг света
Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод

Что помешало поставить асинхронные двигатели на ВЛ80К в роли тяговых?

Наука и техника
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Открыть в приложении