Смена поколений на арт-рынке

Рынок искусства сильно упал. В I квартале 2024 г. продажи снизились на 36%, согласно данным ArtPrice.com. И клиентов, которые делали покупки на сумму менее $1 млн, стало меньше.
При этом общее количество сделок практически не уменьшилось. Но число проданных лотов в среднем и высоком сегменте (от $1 млн) снизилось с 261 до 142. По сути, упал средний чек.
Исключение – французский рынок искусства, выросший на 70% за последние 10 лет. Во Франции стали активно продаваться работы дороже $10 млн. Обычно подобные вещи продавались только в США и Англии. Но после Brexit за ввоз и вывоз предметов искусства нужно платить налог, поэтому Британия теряет позицию большого финансового центра рынка искусства.
Одновременно c искусством просел весь рынок люкса. Например, часы. Часть марок, таких как Girard Perregaux и Ulysse Nardin, вообще воспользовались системой господдержки и за счет этого продержались на плаву. Упали продажи фаворитов рынка: Rolex (на 3% за 2024 г.), Audemars Piguet (более 8%) и Patek Philippe (около 8%). Люди, которые покупают картины, носят Patek и Rolex. Это один рынок.
На него повлияли высокая инфляция и рост ставки. Как следствие, средний класс начал беднеть. Поэтому люди стали снижать потребление, в особенности это коснулось предметов роскоши, к которым относится искусство.
При этом работы стоимостью до $10 000 растут. В частности, весь рынок тиражной графики: то, что называется литографией, гравюрой, линогравюрой. Также ультрасовременная живопись теперь самый растущий сегмент на западном рынке искусства. Получается, произошло структурное изменение. Появились современные художники, работы которых стоят $1–5 млн. Причем речь идет о молодых, еще не сложившихся художниках. Такого раньше не было никогда.
Изменение тренда связано со сменой поколений покупателей. Великовозрастные ценители умирают, поэтому стоимость произведений искусства начала XX в. (импрессионистов, модернистов), активными покупателями которых они были, не растет.