Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБКРепортаж

«Я очень скупой на оценки»

Артур Саркисян, автор «Гида по российским винам», глава Союза сомелье и экспертов России и с 2024 года партнер «РБК Вино», — о том, какова цена «входа» в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

Беседовала Ирина Парфентьева

Свитер, пиджак — все HENDERSON (henderson.ru)

Представим ситуацию: приходит к вам за консультацией бизнесмен: «Артур, хочу инвестировать в виноделие». Что посоветуете?

Я буду всеми способами его отговаривать. Виноделие — это сложнейший процесс, результат которого увидят даже не твои дети, а внуки. Самая дорогая инвестиция в виноделии — это время. Когда ты высаживаешь виноград, то уже понимаешь, что настоящая красота появится только лет через 10 или 15. Особенно активно отговариваю, если вижу, что для человека это будет просто игрушка, на которую у него есть деньги и которые он не знает, куда потратить. Но, если он действительно хочет заниматься вином, осознанно идет к этому и готов вложить не последние деньги, только тогда стоит в это ввязываться. Тут будет актуально выражение «если ты хочешь стать миллионером в виноделии, тебе сначала надо быть миллиардером». В любом случае эта отрасль будет развиваться. Рано или поздно она принесет очень хорошие деньги, и ты не проиграешь.

О какой сумме инвестиций можно говорить для входа в производство?

Думаю, что минимум $5 млн. Это позволит собрать маленькую винодельню и сделать что-то более или менее нормальное.

За последние годы как-то изменился портрет инвесторов в вино? Кто это сейчас?

Крупные проекты — это по-прежнему состоятельные люди. Но появились и те, кто хочет купить несколько гектаров земли, посадить виноград, сделать свое вино, то есть готов над этим работать.

И в таком случае «ценник» для входа ниже…

Это вопрос концепции: смотря что ты хочешь делать. Если говорить о маленькой, «гаражной» винодельне, думаю, что на такой формат нужно 50 млн руб. для того, чтобы сделать что-то интересное с объемом выпуска 10–15 тыс. бутылок в год. Но, если у людей есть, условно, деньги от проданной квартиры в Москве, участок земли под Севастополем или на Тамани и горячее желание что-то сделать, они идут и делают, в первую очередь своими руками.

Это очень разные инвесторы. Отставной пилот «Аэрофлота», кавист из Сибири, маркетолог из Белоруссии, мурманские полярные логисты, семья рестораторов, потомственный виноградарь и т. д. Классным увлеченным людям всегда хочется помочь, подсказать, дать возможность посмотреть на свое вино со стороны. Не все сразу получается, не у всех есть деньги на свою винодельню, но вместе с рынком развивается и его инфраструктура. В Крыму есть очень хорошая тенденция — это так называемые условно винные общежития, или кооперативы: винодельни, на которые ты можешь прийти и переработать свой виноград, сделать вино и выпустить под своей маркой. Надеюсь, что и в других регионах такой формат появится для малых хозяйств.

Небольших инвесторов будет появляться все больше. Вижу, что многие «винные» люди очень активно идут в этом направлении: кооперируются, высаживают виноград, объединяют производство.

Вы часто говорите, что, анализируя вино, оцениваете его потенциал. По каким признакам вы можете определить, будет проект успешным или «не полетит»?

Прежде всего человек должен быть хорошим. Плохой человек не может сделать хорошее вино: личность создателя сильно влияет на вино.

Кроме того, надо быть открытым миру, не замыкаться в себе. Ты можешь быть упертым, упрямым в хорошем смысле, можешь даже чего-то добиться. Но если ты не слышишь, что происходит вокруг, не знаешь, в каком направлении двигаться, то ты каждый год теряешь не просто много денег, а теряешь энергию, которую мог бы пустить в позитивное, правильное русло. Когда мне человек говорит: «Я пью только свое вино», это сразу знак застоя. Пить в свое удовольствие можно что угодно, но расширять кругозор, сравнивать свои вина с винами окружающих — это важно. Я поэтому всегда выступаю за большие дегустации в наших поездках, когда за одним столом собираются 10–12 авторских виноделен. Вместе пробуем вина, обсуждаем, делимся впечатлениями. И я всегда спрашиваю: «В чем ваша концепция?»

Самая серьезная проблема наших виноделен независимо от того, большие они или маленькие, — это отсутствие концепции и стратегии. Вино как самовыражение — это прекрасно, но выразился раз-два, а дальше куда идти? Большинство виноделен просто этого не понимают, теряются. Иногда сорта для виноградника выбираются по очень странному принципу. Спрашиваешь: «Вы зачем это посадили, какая концепция сорта?» Ответ: «Саженцы такие удалось купить, а в идеале виноградник этот еще дети и внуки должны будут обрабатывать».

Есть еще так называемый плавающий винодел: один раз у него вино хорошо получилось, а второй раз не очень. Один раз он пригласил консультанта, второй раз решил без него поработать. Эти скачки, по сути, приводят к тому, что потребитель запоминает бренд как нестабильный и не покупает его. Поэтому при оценке потенциала проекта нужно учитывать очень много моментов, начиная от саженца винограда, который ты покупаешь или выращиваешь, и заканчивая уже бутылкой, которую ты продаешь. Если мы говорим о «массовом вине», то, конечно, важно, чтобы потребитель дотянулся до бутылки на полке. Но гораздо важнее, чтобы он совершил вторую и третью покупки. А если вино тебе сразу не понравилось, ты больше к нему не придешь. Покупка на эмоциональной волне «о, какая красивая этикетка, попробую» при плохом качестве вина не приведет потребителя к нему снова.

А если оно «модное»? Когда маркетинг оказывается лучше того, что находится в бутылке.

Можно сколько угодно выдавать свои технические косяки за мировоззрение, но все равно жизнь вернет все в свое русло. Явление «модное» есть, но это недолговечная история. Потребитель запомнит, что это — плохое вино. Ты можешь продолжать его делать, рекламировать, но человек все понимает, особенно когда это вино покупает не на винодельне, где «магия» места и винодела действует, а берет его в бутике или в ресторане за пару тысяч километров от виноградника. И вот тогда возникают вопросы.

Российские виноделы научились делать концепции и «истории»? Во многом стоимость вина — это легенда вокруг продукта.

Сложный вопрос. Сейчас много личных историй, людей, которые сами по себе являются винными брендами вне зависимости от того, где куплен виноград. Это характер, философия винодела. Людей, которым удалось построить такие личные бренды, единицы, и потрачены на это десятки лет. Главное, что надо понять винному инвестору, начинающему виноделу и о чем мы говорили со многими проектами на их старте, что «ваш бренд — это ваш терруар». Вы сколько угодно можете сочинять мифы про античных богов или космические корабли, но вино все равно от земли, от того места, которое вы выбрали под виноградник. Кто-то погружается в историю: император или поэт мимо проезжал, и это все тоже интересно. Но терруар — это немножко про другое. Традиция виноградарства, энергия места. Лес, приморский склон или берег реки. Как с этим местом связан сорт, который выбран для виноградника.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отель как лучше Отель как лучше

В чем причина затянувшегося романа между литераторами и гостиницами?

Правила жизни
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
Неспешно пили предки наши Неспешно пили предки наши

Медиевист Олег Воскобойников — о путешествии вина по истории мировой культуры

РБК
Если видишь на картине Если видишь на картине

Правила игры в метафорические карты

VOICE
Булгаковское Средневековье Булгаковское Средневековье

Что роман «Мастер и Маргарита» унаследовал от Средневековья

Вокруг света
Искусство маскировки Искусство маскировки

Многие симптомы разных болезней маскируются под особенности характера

Лиза
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Арт-психология Арт-психология

Что о внутреннем состоянии могут рассказать спонтанные рисунки

Лиза
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
В Африку гулять В Африку гулять

Марокко — яркий осколок арабской Африки, сияющий разными цветами

Лиза
Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…» Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…»

Все хотят знать, кто такая очаровательная Ника Здорик

Maxim
Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем

«Шапку не забыла?» Эти вопросы нам давно не задают. Напрасно. Они нужны и важны

Afternoon Seasons of life
Как отличить сухую кожу от обезвоженной и почему важно знать разницу: объяснения дерматологов Как отличить сухую кожу от обезвоженной и почему важно знать разницу: объяснения дерматологов

Перепробовала столько увлажняющих кремов, но ни один не помог?

VOICE
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Марк Принс «Латинист». Фрагмент из романа Марк Принс «Латинист». Фрагмент из романа

Отрывок из переосмысления мифа о Дафне и Аполлоне от Марка Принса

СНОБ
Иероглифы и сбоку бантик: как продвигать франшизу на этапе открытия Иероглифы и сбоку бантик: как продвигать франшизу на этапе открытия

Как новому сервису, заведению или магазину со старта громко заявить о себе?

Forbes
Ирина Темичева. «Каждый день просыпаюсь с мыслью: «Я мама!» Ирина Темичева. «Каждый день просыпаюсь с мыслью: «Я мама!»

Вы можете быть израненным внутри, но казаться легкомысленным, веселым человеком

Караван историй
Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания» Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания»

Юрий Сапрыкин об истории медиа, роли поколения пятидесятилетних и даже будущем

Afternoon Seasons of life
Что делать, если изменил, но хочешь сохранить отношения: случай из практики психолога Что делать, если изменил, но хочешь сохранить отношения: случай из практики психолога

Чем можно объяснить неверность? Стоит ли признаваться в ней партнеру?

Psychologies
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Шестой Шестой

Новый 4Runner: пятнадцать лет спустя

Автопилот
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
Кровать, которая не даст больному залежаться Кровать, которая не даст больному залежаться

«Папийон» налаживает серийное производство инновационных медицинских кроватей

Монокль
Ты моя хорошая Ты моя хорошая

Какие качества необходимы сегодня настоящей подруге?

VOICE
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Лукерья Ильяшенко: «Счастье внутри» Лукерья Ильяшенко: «Счастье внутри»

Лукерья Ильяшенко о мечтах, неожиданных поворотах судьбы и секретах радости

Караван историй
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
Терапия садом Терапия садом

Я выжила благодаря людям и садам. Сейчас я уже немного знаю про садовую терапию

Afternoon Seasons of life
Ни рук, ни ног — вообще ничего… Ни рук, ни ног — вообще ничего…

Что представляют собой змеи, чем они опасны и чем прекрасны?

Наука и жизнь
Открыть в приложении