Как развивается гражданская авиаотрасль в России

СНОБHi-Tech

На каких самолетах будут летать россияне в ближайшие годы

Ту-214
Ту-214. Фото здесь и далее: пресс-служба «Ростеха»

По распоряжению правительства РФ, до 2030 года в стране должны выпустить более 900 пассажирских самолетов. Власти планируют существенно обновить российский авиапарк, представив замену Boeing и Airbus. Корреспондент «Сноба» Александр Юдин изучил, как развивается гражданская авиаотрасль, почему переносились сроки поставки первых отечественных самолетов и будет ли на них летать дороже, чем на «Боингах» и «Эйрбасах».

Авиация в условиях санкций

В России сегодня решается вопрос обновления флота пассажирских самолетов: эксплуатируемый парк уже не справляется с растущим спросом и нуждается в профилактике. К таким выводам пришли эксперты на недавней Национальной выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2025. Руководитель Росавиации Дмитрий Ядровотметил, что в 2025 году ожидается небольшое снижение пассажиропотока — с 111,7 до 109,7 млн человек, что связано с достижением «потолка» возможностей имеющегося авиапарка. При этом глава Минпромторга Антон Алиханов заверил, что отечественные самолеты поступят в эксплуатацию уже в ближайшей перспективе.

Министр транспорта Роман Старовойт в ходе заседания Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктурызаявил, что к 2030 году в России появятся 14 новых аэродромов и будет выпущено 994 отечественных самолета. Значительную часть этого плана реализует госкорпорация «Ростех»: ее дочерняя компания ОАК («Объединенная авиастроительная корпорация») объединяет ведущие заводы по строительству гражданских самолетов, а ОДК — отечественных двигателей, перед которыми стоит задача выпустить несколько сотен самолетов разного типа. «Кооперация предприятий “Ростеха”, включая ОАК, ОДК, КРЭТ и других, решает сложную и важную задачу — дать стране отечественные крылья. Эти предприятия разрабатывают и готовят к серийному производству ближне- и среднемагистральные самолеты — SJ-100, Ил-114-300, МС-21 и Ту-214. Все эти проекты уже на финишной прямой», — отметили в «Ростехе».

Для России производство пассажирских самолетов — не только вопрос престижа и экономической выгоды, но и необходимость: многие удаленные регионы полностью зависят от авиации. После введения западных санкций в феврале 2022 года (их ввели, в частности, США, Великобритания и государства ЕС) российским авиаперевозчикам запретили покупать иностранные самолеты. Под запретом оказались закупка запчастей, техобслуживание и страхование судов. Иностранные лизинговые компании потребовали вернуть самолеты, находившиеся в операционном лизинге, но российские власти решили сохранить большинство из них в стране — эти лайнеры продолжают летать на внутренних рейсах.

В «Ростехе» отмечают, что сегодня ни одна страна не создает крупные авиапроекты в одиночку. Например, при производстве Boeing 787 Dreamliner крыло частично делают в Японии и Корее, часть фюзеляжа и оперения — в Италии, еще одну часть фюзеляжа — в Канаде, шасси — в Англии, грузовые двери — в Швеции, а пассажирские — во Франции; элероны собирают в Австралии. Раньше Россия тоже участвовала в глобальной кооперации, однако из-за санкций вынуждена опираться на собственные ресурсы. При этом в мировой практике создание нового самолета занимает от 10 до 12 лет, однако отечественные разработчики создают импортозамещенные модели быстрее — примерно в полтора-два раза.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Остров сокровищ Остров сокровищ

Алмазные старатели Борнео

Вокруг света
Мне надо подумать Мне надо подумать

Какие признаки могут остановить от совместной жизни «в горе и радости»?

Лиза
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
Роботы Figure научились сообща сортировать предметы Роботы Figure научились сообща сортировать предметы

Компания Figure разработала универсальный алгоритм управления роботами

N+1
Комплексный обет Комплексный обет

Как помочь любимой справиться с комплексами на пути к наслаждению?

Men Today
Зимний гриль Зимний гриль

Закрываем холодный сезон снежным пикником в саду своего загородного дома

Лиза
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
«Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!) «Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!)

Какими качествами обладает идеальный сотрудник?

Maxim
Рога и гобелены Рога и гобелены

В Париже открылась выставка «Кутюр в Лувре: предметы искусства, предметы моды»

Weekend
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм» Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм»

Как быстрее сделать вуз таким, каким он нужен стране?

Монокль
Я никому ничего не должен? Я никому ничего не должен?

Может ли прощение освободить нас от прожитой боли?

Psychologies
Морская жемчужина Морская жемчужина

Украшение черноморского побережья — семейная вилла в неоклассическом стиле

SALON-Interior
Хочешь победить в конкуренции — считай! Хочешь победить в конкуренции — считай!

Суперкомпьютерная отрасль в нашей стране переживает не самые простые времена

Наука и жизнь
«Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься «Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься

Как обезопасить себя от сталкера и какими тактиками они пользуются

СНОБ
Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер» Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер»

В чем сила Анастасии Толокновой в кондитерском искусстве

Bones
Лед тронулся Лед тронулся

Как вернуть Арктику с периферии общественного внимания?

Ведомости
Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя

Что делать внутри пустого гнезда, когда дети выросли? Жить в радость!

Psychologies
Перестройка по-американски Перестройка по-американски

Европейский кризис приносит пользу экономике США

Деньги
История любви История любви

Почему личные фонды — альтернатива западным трастам и частным фондам?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Укол в сердце Укол в сердце

Нельзя обидеть – можно обидеться. Так ли это? В чем смысл этого послания?

Psychologies
Кузница кадров Кузница кадров

Главная кузница кадров — технический персонал

Bones
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
Умеете ли вы прощать? Умеете ли вы прощать?

Тест о том, как обстоят дела с прощением именно у вас

Psychologies
«Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок «Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок

Как избежать наказания за утечку персональных данных клиентов?

Inc.
Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них

Можно ли на мотоблоке передвигаться без прав?

РБК
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
Битва СССР с канадскими профи. Почему хоккейная Суперсерия-72 имела такое значение Битва СССР с канадскими профи. Почему хоккейная Суперсерия-72 имела такое значение

Суперсерия-72: как она изменила хоккей

СНОБ
Открыть в приложении