Метод / Ресурсы
Коуч побуждает мыслить и действовать
Слово «коуч» сегодня украшает визитку любого успешного бизнесмена, который готов делиться своими знаниями с другими. Какие особенности есть у коучинга как метода, как он сложился и на кого рассчитан? Чем профессионал может быть полезен своему клиенту? Об этом размышляют коучи Алексей Улановский, Леонид Кроль и Петр Бочкарев.
Psychologies: Мы не всегда понимаем, чем занимается коуч, с какими запросами работает, какого результата ждать. Если у меня депрессия или драма, я пойду к психотерапевту. Если хочу чему-то научиться – поищу образовательные программы. Зачем обращаться к коучу?
Петр Бочкарев: Согласно определению классического коучинга, это набор методов (а кто-то добавляет, что еще и философия, система взглядов), цель которых – помочь клиенту раскрыть его возможности и добиться задуманного. А дальше есть разные школы и направления.
Леонид Кроль: Коуч – тот, кто рождает понимание из головы клиента. Моя цель как коуча – пробуждение знания, скрытого в моем клиенте. Я стараюсь найти в человеке ту часть, в которой заключен наибольший потенциал, которая может быть максимально реализована. Но для этого мне нужно понять внутренний язык клиента, которого он сам часто не знает, и общаться с ним на этом языке.
На кого в первую очередь рассчитан коучинг? Кому и в чем он может быть наиболее полезен?
Алексей Улановский: Коучинг изначально связан с бизнесом. Развился он из движения за развитие человеческого потенциала, которое возникло в США в 1970-е годы. Там были и шаманизм, и буддизм, и йога. Все это могло бы остаться на уровне духовных практик, если бы они не оказались полезны для развития людей в организациях. Руководителям был нужен тот, кто помог бы им понять себя, выбрать наилучшее направление действий в имеющихся обстоятельствах, поддержал бы их по-человечески и как лидеров. Психотерапия в том виде, в котором она сложилась к тому времени, не ассоциировалась с задачами бизнеса. Понятие «коуч» оказалось более подходящим.
Л. К.: В современном ускоряющемся мире мы хотим, чтобы кто-то помог нам думать, принимать решения, быстрее сортировать информацию. Возникает потребность в разделении труда. А еще такой специалист поможет разобраться с чувствами по тому или иному поводу. И важно отделить властные аспекты от чисто интеллектуальных. Где появляется разделение власти, это уже не коуч, а помощник, заместитель.
Кто сегодня называет себя коучем? Нужен ли в этой работе особый талант, или достаточно обучения?
П. Б.: Часто в нашу профессию приходят те, у кого возник собственный запрос на изменения. Например, человек достиг предела в карьере и не знает, куда двигаться дальше. Пытаясь разобраться в себе, в итоге приходит к коучингу. Кроме того, тот, кто сам не прошел через личностные и профессиональные изменения, вряд ли поможет измениться другому человеку.
Л. К.: Обучение коучингу устроено примерно так же, как обучение психотерапии. У будущих психотерапевтов есть личный анализ, есть супервизии, когда коллеги следят за работой новичка и подсказывают, что тот упустил. Считается, что будущему коучу тоже неплохо сперва пройти собственный коучинг, то есть быть в каком-то смысле «проанализированным». И конечно, каждый коуч, начиная работать, опирается на ту сферу, из которой он вышел. Кто-то приходит с экономическим образованием, кто-то из педагогики, кто-то – из психологии. И этот опыт всегда сказывается на стиле работы. Допустим, вы обращаетесь к коучу. Он может быть офицером в отставке, программистом, психоаналитиком, просто хитрым парнем. Офицер может с вами работать четко, как по уставу. Программист будет хорошо разбираться в логике и системах. Коуч-психоаналитик поможет вам заглянуть в глубину, увидеть скрытое. Хотим мы этого или нет, в работе каждый все равно использует весь свой опыт.