Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

ВедомостиРепортаж

Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Екатерина Кинякина, Екатерина Литова
вт. 5.08.2025

Фото: пресс-служба «Интерроса»

На фоне санкционного давления, высокой ключевой ставки и ускоренной цифровизации крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике. В этих условиях холдинг «Интеррос», который всегда ассоциировался прежде всего с добывающей промышленностью, трансформировался в гибкую экосистему, состоящую из финансовых активов, цифровых платформ и туристических объектов. В интервью «Ведомостям» генеральный директор «Интерроса» Сергей Батехин объясняет, почему холдинг сознательно избегает контролирующего участия в проектах, как выстраивает партнерства между такими разными бизнесами, как банк «Точка» и «Яндекс», и зачем инвестирует миллиарды в ИИ и 5G.

– Сейчас в российском бизнесе сформировалось довольно много экосистем – как банковских, так и небанковских. Маркетплейсы, «Яндекс» – все выстраивают вокруг себя экосистемы сервисов. Что представляет собой технологическая экосистема «Интерроса»?

– «Интеррос» с самого начала строился как многопрофильная инвестиционная компания. Нам 35 лет, и все это время мы стремились диверсифицировать бизнес – это классическая логика управления рисками: разные секторы экономики проходят через разные циклы. Поэтому, инвестируя в горнодобычу, финтех, туризм, маркетплейсы, медиа, мы создаем устойчивую экосистему.

Сейчас наша цель – не просто инвестировать в отдельные компании, а находить между ними точки синергии. Многие из наших активов сами по себе уже являются экосистемами – например, «Точка» и «Т-технологии». Но для нас важно, чтобы эти бизнесы не просто сосуществовали, а дополняли друг друга. Простой пример – Т-банк предоставляет кредиты клиентам «Точки» через кредитную платформу «Точка». «Точка» могла бы делать это сама, но благодаря партнерству обеим компаниям получается экономить время и предоставить клиентам нужные им продукты.

Наша задача как инвестора – создавать такие связи между компаниями, чтобы они усиливали друг друга. Это особенно важно в конкурентных отраслях, где скорость выхода на рынок критична. Мы ни в одном из наших активов не являемся контролирующим акционером. Мы везде большой, но миноритарный акционер. Это наша философия, которая вырабатывалась много лет. Почему? Потому что мы считаем, что контролировать – это не всегда хорошо и не всегда правильно. Когда ты контролируешь, появляется желание «порулить». Мы пришли к выводу, что эта система не всегда эффективная.

Вы представляете набор активов, компании, куда мы инвестируем? Всем этим многообразием управляет 120 человек. Если сравнить с другими большими холдингами, то 120 – это очень мало, поверьте мне.

– Если у вас нет контроля, то решения могут приниматься очень долго. Как вы аргументируете свою позицию?

– Взаимоуважение и разделение стратегических целей с командами компаний – ключевые условия. Если, например, мы считаем, что развитие искусственного интеллекта (ИИ) критически важно, то предлагаем нашим партнерским компаниям использовать наработки, которые уже есть у нас. Простой пример – Т-банк и его технологии борьбы с телефонным мошенничеством. Мы уверены в своем ИИ: если звонок от мошенника – он не дойдет до клиента. И если продукт работает эффективно, то логично предлагать его другим компаниям в экосистеме, чтобы не тратить ресурсы на создание дубликатов.

Но навязать мы ничего не можем – мы не контролирующие акционеры. Мы договариваемся. Если другая команда решит разрабатывать свое решение, потратит на это год и десятки миллионов – это их выбор.

Почему не всегда получается договориться? Во-первых, амбиции. Современные компании сильно отличаются от «традиционных» – в них культура построена снизу вверх, с горизонтальной структурой и высоким уровнем автономии. Это делает команды устойчивыми, но менее склонными к внешним советам: каждая считает себя самодостаточной.

Вторая проблема – данные. Сегодня данные – это актив. И например, «Яндекс» не будет делиться ими даже с дружественными компаниями, как «Точка» или «Т-технологии». Наша роль – выстраивать доверие и прозрачные правила. Мы становимся своего рода гарантом, чтобы, если компании договорились о чем-то, эти правила соблюдались, даже если их сложно зафиксировать формально.

– Получается, у «Интерроса» роль медиатора.

– Мы не просто финансовый инвестор. Наша цель – не только заработать на норме прибыли, но и вложиться туда, где мы видим стратегическую ценность и можем принести знания. Поэтому, заходя в проект вроде «Т-технологий», мы не диктуем сверху, а сначала разбираемся в их стратегии и видении.

Если, например, «Т-технологии» планируют развивать маркетплейс, мы говорим: ребята, посмотрите – у «Яндекса» уже есть подобное решение. Может, есть смысл не дублировать, а объединить усилия, ведь «Яндекс» сейчас уступает основным маркетплейсам.

Поэтому мы поднимаем вопрос: можно ли сделать что-то совместно? Мы не даем указаний – мы задаем направление для разговора. Команды начинают обсуждать и, если видят смысл, сотрудничают. Если нет, это их выбор. Мы уважаем автономию и не вмешиваемся в операционные решения.

«Будущее – за цифровыми сервисами»

– Можно ли говорить о том, что ваше совместное с «Т-технологиями» предприятие, созданное на базе «Каталитик пипл», вложилось в «Яндекс» для достижения синергии бизнесов?

– Хороший вопрос. Приведу пример. В 2013 г. мы продали Росбанк – тогда это был классический банк, и дальнейшие инвестиции в традиционную банковскую модель не входили в нашу стратегию. Мы сосредоточились на цифровых продуктах, IT и маркетплейсах. Покупать банк мы больше не планировали.

Однако после начала специальной военной операции Societe Generale обратился к нам с просьбой вернуть Росбанк в российскую юрисдикцию. История имела не столько бизнесовый, сколько личный характер, и мы банк купили. Поскольку он не вписывался в стратегию группы, в итоге акционеры решили объединить его с Т-банком.

Почему так? Потому что будущее – за цифровыми сервисами. Мы считаем, что банк – это уже не финальная точка, а инфраструктура, на которой строятся технологии. Росбанк оставался классическим банком с отделениями, Т-банк же – цифровая экосистема. Поэтому мы закрыли физическую инфраструктуру и перенесли активы и полезные компетенции в Т-банк.

В результате Т-банк получил капитал – он стал вторым частным банком в стране после Альфа-банка, – а также усилился в направлениях, которых у него раньше не было: автокредитовании, корпоративном бизнесе. Все это органично встроилось в существующую модель. При этом эффективность осталась высокой – Т-банк применил свои подходы и повысил доходность на капитал в тех сегментах, где раньше Росбанк зарабатывал меньше.

Кроме того, в старом Росбанке не была решена даже базовая IT-интеграция – за 10 лет платформы внутри банка так и не стали едиными. Мы полностью перешли на платформу Т-банка, устранив технологическую неэффективность.

Но важно понимать: это один тип интеграции. Есть и другой – как с «Точкой». Это уникальный банк для малого и среднего бизнеса. Мы его не интегрировали в Т-банк, потому что ценим его особую культуру. У Т-банка и «Точки» разные модели, разная аудитория, разный стиль управления. И наша задача – не «поглотить», а создать партнерство.

Еще один пример. «Точка» – один из крупнейших сервисов по обслуживанию селлеров на маркетплейсах и бизнесов розничной торговли. «Яндекс» – естественный партнер, с кем они много лет работают, так как обладает и маркетплейсом, и рекламными сервисами, и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Солнце в спирали Солнце в спирали

Стеллараторы — новые фавориты в гонке за будущую термоядерную энергетику

ТехИнсайдер
Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы

Как эволюция помогла тарантулам спасаться от самок при спаривании

ТехИнсайдер
Где на Руси отдыхать хорошо Где на Руси отдыхать хорошо

Лучшие места в России по версии Men Today

Men Today
«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича «Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

История успеха наследия художника Казимира Малевича

Forbes
Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Как работает психологический механизм под названием «иммунитет к переменам»

Forbes
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи

Поход: сколько стоит ночевка в лесу и как избежать бытового дискомфорта в пути?

Forbes
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
«Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой «Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой

Сценарист Андрей Золотарев — о полном метре и просроченных дедлайнах

Правила жизни
«Жизнь на каторге несладка»: мемуары женщин, которые прошли через ГУЛАГ «Жизнь на каторге несладка»: мемуары женщин, которые прошли через ГУЛАГ

Forbes Woman рассказывает о пяти книгах женщин — заключенных сталинских лагерей

Forbes
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
Открыть в приложении