Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

ВедомостиРепортаж

Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Екатерина Кинякина, Екатерина Литова
вт. 5.08.2025

Фото: пресс-служба «Интерроса»

На фоне санкционного давления, высокой ключевой ставки и ускоренной цифровизации крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике. В этих условиях холдинг «Интеррос», который всегда ассоциировался прежде всего с добывающей промышленностью, трансформировался в гибкую экосистему, состоящую из финансовых активов, цифровых платформ и туристических объектов. В интервью «Ведомостям» генеральный директор «Интерроса» Сергей Батехин объясняет, почему холдинг сознательно избегает контролирующего участия в проектах, как выстраивает партнерства между такими разными бизнесами, как банк «Точка» и «Яндекс», и зачем инвестирует миллиарды в ИИ и 5G.

– Сейчас в российском бизнесе сформировалось довольно много экосистем – как банковских, так и небанковских. Маркетплейсы, «Яндекс» – все выстраивают вокруг себя экосистемы сервисов. Что представляет собой технологическая экосистема «Интерроса»?

– «Интеррос» с самого начала строился как многопрофильная инвестиционная компания. Нам 35 лет, и все это время мы стремились диверсифицировать бизнес – это классическая логика управления рисками: разные секторы экономики проходят через разные циклы. Поэтому, инвестируя в горнодобычу, финтех, туризм, маркетплейсы, медиа, мы создаем устойчивую экосистему.

Сейчас наша цель – не просто инвестировать в отдельные компании, а находить между ними точки синергии. Многие из наших активов сами по себе уже являются экосистемами – например, «Точка» и «Т-технологии». Но для нас важно, чтобы эти бизнесы не просто сосуществовали, а дополняли друг друга. Простой пример – Т-банк предоставляет кредиты клиентам «Точки» через кредитную платформу «Точка». «Точка» могла бы делать это сама, но благодаря партнерству обеим компаниям получается экономить время и предоставить клиентам нужные им продукты.

Наша задача как инвестора – создавать такие связи между компаниями, чтобы они усиливали друг друга. Это особенно важно в конкурентных отраслях, где скорость выхода на рынок критична. Мы ни в одном из наших активов не являемся контролирующим акционером. Мы везде большой, но миноритарный акционер. Это наша философия, которая вырабатывалась много лет. Почему? Потому что мы считаем, что контролировать – это не всегда хорошо и не всегда правильно. Когда ты контролируешь, появляется желание «порулить». Мы пришли к выводу, что эта система не всегда эффективная.

Вы представляете набор активов, компании, куда мы инвестируем? Всем этим многообразием управляет 120 человек. Если сравнить с другими большими холдингами, то 120 – это очень мало, поверьте мне.

– Если у вас нет контроля, то решения могут приниматься очень долго. Как вы аргументируете свою позицию?

– Взаимоуважение и разделение стратегических целей с командами компаний – ключевые условия. Если, например, мы считаем, что развитие искусственного интеллекта (ИИ) критически важно, то предлагаем нашим партнерским компаниям использовать наработки, которые уже есть у нас. Простой пример – Т-банк и его технологии борьбы с телефонным мошенничеством. Мы уверены в своем ИИ: если звонок от мошенника – он не дойдет до клиента. И если продукт работает эффективно, то логично предлагать его другим компаниям в экосистеме, чтобы не тратить ресурсы на создание дубликатов.

Но навязать мы ничего не можем – мы не контролирующие акционеры. Мы договариваемся. Если другая команда решит разрабатывать свое решение, потратит на это год и десятки миллионов – это их выбор.

Почему не всегда получается договориться? Во-первых, амбиции. Современные компании сильно отличаются от «традиционных» – в них культура построена снизу вверх, с горизонтальной структурой и высоким уровнем автономии. Это делает команды устойчивыми, но менее склонными к внешним советам: каждая считает себя самодостаточной.

Вторая проблема – данные. Сегодня данные – это актив. И например, «Яндекс» не будет делиться ими даже с дружественными компаниями, как «Точка» или «Т-технологии». Наша роль – выстраивать доверие и прозрачные правила. Мы становимся своего рода гарантом, чтобы, если компании договорились о чем-то, эти правила соблюдались, даже если их сложно зафиксировать формально.

– Получается, у «Интерроса» роль медиатора.

– Мы не просто финансовый инвестор. Наша цель – не только заработать на норме прибыли, но и вложиться туда, где мы видим стратегическую ценность и можем принести знания. Поэтому, заходя в проект вроде «Т-технологий», мы не диктуем сверху, а сначала разбираемся в их стратегии и видении.

Если, например, «Т-технологии» планируют развивать маркетплейс, мы говорим: ребята, посмотрите – у «Яндекса» уже есть подобное решение. Может, есть смысл не дублировать, а объединить усилия, ведь «Яндекс» сейчас уступает основным маркетплейсам.

Поэтому мы поднимаем вопрос: можно ли сделать что-то совместно? Мы не даем указаний – мы задаем направление для разговора. Команды начинают обсуждать и, если видят смысл, сотрудничают. Если нет, это их выбор. Мы уважаем автономию и не вмешиваемся в операционные решения.

«Будущее – за цифровыми сервисами»

– Можно ли говорить о том, что ваше совместное с «Т-технологиями» предприятие, созданное на базе «Каталитик пипл», вложилось в «Яндекс» для достижения синергии бизнесов?

– Хороший вопрос. Приведу пример. В 2013 г. мы продали Росбанк – тогда это был классический банк, и дальнейшие инвестиции в традиционную банковскую модель не входили в нашу стратегию. Мы сосредоточились на цифровых продуктах, IT и маркетплейсах. Покупать банк мы больше не планировали.

Однако после начала специальной военной операции Societe Generale обратился к нам с просьбой вернуть Росбанк в российскую юрисдикцию. История имела не столько бизнесовый, сколько личный характер, и мы банк купили. Поскольку он не вписывался в стратегию группы, в итоге акционеры решили объединить его с Т-банком.

Почему так? Потому что будущее – за цифровыми сервисами. Мы считаем, что банк – это уже не финальная точка, а инфраструктура, на которой строятся технологии. Росбанк оставался классическим банком с отделениями, Т-банк же – цифровая экосистема. Поэтому мы закрыли физическую инфраструктуру и перенесли активы и полезные компетенции в Т-банк.

В результате Т-банк получил капитал – он стал вторым частным банком в стране после Альфа-банка, – а также усилился в направлениях, которых у него раньше не было: автокредитовании, корпоративном бизнесе. Все это органично встроилось в существующую модель. При этом эффективность осталась высокой – Т-банк применил свои подходы и повысил доходность на капитал в тех сегментах, где раньше Росбанк зарабатывал меньше.

Кроме того, в старом Росбанке не была решена даже базовая IT-интеграция – за 10 лет платформы внутри банка так и не стали едиными. Мы полностью перешли на платформу Т-банка, устранив технологическую неэффективность.

Но важно понимать: это один тип интеграции. Есть и другой – как с «Точкой». Это уникальный банк для малого и среднего бизнеса. Мы его не интегрировали в Т-банк, потому что ценим его особую культуру. У Т-банка и «Точки» разные модели, разная аудитория, разный стиль управления. И наша задача – не «поглотить», а создать партнерство.

Еще один пример. «Точка» – один из крупнейших сервисов по обслуживанию селлеров на маркетплейсах и бизнесов розничной торговли. «Яндекс» – естественный партнер, с кем они много лет работают, так как обладает и маркетплейсом, и рекламными сервисами, и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Железные правила большого бизнеса Железные правила большого бизнеса

Как фитнес помогает в бизнесе

Men Today
Чудо света Чудо света

Как Александрийский маяк пережил цунами и шесть землетрясений

Weekend
«Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert «Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert

Чего не следует делать стартапам с совершенно новой технологией на рынке

Inc.
Иван Бунин Иван Бунин

Почему Бунин поссорился с Чеховым и на что истратил всю Нобелевскую премию?

Караван историй
Употребление картофеля фри связали с ростом риска сахарного диабета Употребление картофеля фри связали с ростом риска сахарного диабета

Регулярное употребление картофеля фри связано с риском сахарного диабета

N+1
Что делать, если бизнес приносит убытки Что делать, если бизнес приносит убытки

Какие шаги помогут стабилизировать ситуацию, если предприятие работает в минус

Inc.
56 млн лет назад Земля пережила климатический кризис. Может ли он случиться вновь 56 млн лет назад Земля пережила климатический кризис. Может ли он случиться вновь

Ученые изучили древние отложения в бассейне Бигхорн в Вайоминге, США

ТехИнсайдер
Как в том меме Как в том меме

Почему ироничные картинки стали видом коммуникации и целым культурным пластом

Grazia
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Тигры на колесах Тигры на колесах

Какие азиатские страны рулят сегодня в «высшей лиге» мирового автопрома

РБК
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Дарья Донина: «Парфюмерию считали мещанской блажью» Дарья Донина: «Парфюмерию считали мещанской блажью»

Как исследовали ароматы прошлого и что смотреть на выставке, посвященной запахам

Ведомости
Ученые нашли способ вдвое продлить срок службы масла для АКПП Ученые нашли способ вдвое продлить срок службы масла для АКПП

Ученые разработали новый состав масла для автоматических коробок передач

ТехИнсайдер
Показывают то, что скрыто Показывают то, что скрыто

Зачем музейное закулисье выходит на авансцену

Weekend
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Код руды: как оптимизировать измельчение руды с помощью искусственного интеллекта Код руды: как оптимизировать измельчение руды с помощью искусственного интеллекта

Какие цифровые инструменты используются при измельчении руд

ТехИнсайдер
Обойти финансовые ловушки Обойти финансовые ловушки

Деньги приходят легче тогда, когда о них меньше думаешь как о цифрах

Psychologies
Яхты Яхты

Яхты — эталонные образцы элегантности, помноженные на технические инновации

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Это место восстановления психики» «Это место восстановления психики»

Исполнительный директор Еврейского музея об инклюзии и арт-терапии

Weekend
«Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров «Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров

С чем путают «близнецовое пламя» и что в этих подходах противоречит

VOICE
Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина: Институт полигамии мы узаконивать не будем Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина: Институт полигамии мы узаконивать не будем

Нина Останина — об аспектах законодательной деятельности

Ведомости
Регионы не оправдали кредиты Регионы не оправдали кредиты

Счетная палата усомнилась в эффективном использовании кредитов регионами

Ведомости
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Ученые выяснили, почему сложно простить себя за ошибки и как это сделать Ученые выяснили, почему сложно простить себя за ошибки и как это сделать

Почему одни застревают в самоосуждении, а другие находят способ простить себя?

ТехИнсайдер
«Турецкая книга» Мельхиора Лорка «Турецкая книга» Мельхиора Лорка

Мельхиор Лорк — один из самых необычных и интересных художников немецкой школы

Дилетант
Открыть в приложении