Думаю, и встреча их тоже была предопределена

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил»

Записал Олег Перанов

Фото: из архива А. Колосова

В мае этого года страна отмечала 100 лет со дня рождения народной артистки СССР Людмилы Касаткиной. Она ушла из жизни в феврале 2012-го, через 11 дней после смерти любимого супруга, режиссера Сергея Колосова. Их сын Алексей Колосов вспоминает: «О его смерти я сам сказал маме. Она выслушала меня молча. Без истерик и слез. Думаю, она понимала, что папа уйдет. Мне кажется, что и о своем уходе догадывалась. В день похорон Сергея Николаевича мама попросила, чтобы ей дали возможность попрощаться с ним не на людях. Мы привели ее в ритуальный зал ЦКБ за два часа до начала официальной панихиды. Потом ходили слухи, что маму привезли туда на инвалидной коляске. Нет, мама подошла к нему сама! Молча стояла и смотрела на папу. Очень какая-то беззащитная. Словно потеряла смысл жизни...»

Признаться, я был удивлен, сколько людей помнят и любят мою маму, даже молодежь. Наш Фонд поддержки деятелей науки, культуры и спорта имени народных артистов СССР Л.И. Касаткиной и С.Н. Колосова, в котором я являюсь президентом, организовал в этом году в Москве много мероприятий, посвященных 100-летию актрисы. И я рад, что в это дело включились и ГИТИС, где Людмила Ивановна и Сергей Николаевич учились, а затем пришли мастерами и преподавали, и киностудия «Мосфильм», на которой они создавали свои фильмы, и Театр Российской армии, где мама играла более шестидесяти лет, а папа поставил несколько спектаклей. На Страстном бульваре, напротив здания СТД, прошла выставка фотографий из архива семьи, театра, «Мосфильма» с редкими кадрами, которые мало где публиковались. Куратором выставки стала друг нашей семьи Галина Мерзликина. Совместно с Театром Российской армии на его малой сцене мы устроили вечер памяти, в котором приняли участие коллеги и ученики Людмилы Ивановны — Алиса Богарт, Роман Радов, Михаил Богдасаров, который пришел уже со своими учениками, Андрей Житинкин, Елена Захарова и многие другие. В этот вечер я исполнил песню Булата Окуджавы «Молитва», которую мои родители особенно любили.

Пока Земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет...

Я пел и вспоминал, как с этой песней выступал на этой же сцене на 85-летнем юбилее мамы. Как оказалось, последнем в ее жизни. Тогда мы вышли с девятилетней дочкой Аней. Мама не ожидала, это был сюрприз. И когда мы с Анечкой вместе пели «Молитву», глаза у нее заблестели от слез... А когда вечер завершился, она обняла нас с дочкой, расцеловала.

Людмила Касаткина с внучкой Аней в музее «Союзмультфильма», 2006 год. Фото: из архива А. Колосова

Она очень любила внучек, и они отвечали ей взаимностью. Называли ее не «бабушкой», а Люлей. Старшую дочь от первого брака я назвал в честь мамы — Людмилой. Но больше похожей на нее и внешне, и творческим задором получилась младшая, Анечка. Она окончила ВГИК, факультет режиссуры кино и телевидения. А еще Анечка — вице-президент нашего фонда. Признаться, мы никогда не задумывались о создании каких-либо фондов, пока не случилась та ужасная история с семьей Алексея Баталова, когда рядом с его именем появились некие мошенники. Тогда мы организовали концерт-акцию в память об артисте, чтобы защитить светлое имя Баталова. Ведь Людмила Ивановна и Сергей Николаевич дружили еще с мамой Алексея Владимировича, и они дружили семьями. И вот тогда, четыре года назад, возникла идея фонда, чтобы увековечить память Касаткиной и Колосова и оказывать определенную поддержку тем, кто попал в такую трудную ситуацию, как семья Баталова. С большим энтузиазмом в это дело включились моя жена Светлана и наша дочь.

Вообще, и Людмила Ивановна, и Сергей Николаевич поддерживали во всех творческих начинаниях свою внучку Аню, чем бы она ни занималась: в хореографическом кружке, музыкальной школе или в театральной студии при Доме актера. Мама говорила ей: «Если ты будешь упорна в достижении своих целей и не будешь лениться, то многого добьешься!» До слез было пронзительно и трогательно, когда мы приехали в больницу поздравить папу с 90-летием. Он уже практически никого не узнавал, кроме меня. С нами был его давний коллега, директор студии «Телефильм» Виталий Васильченко, с которым они долгое время проработали вместе, а также старый друг семьи Владимир Александрович Трусов. Но он их не вспомнил и не особо понял, зачем мы все пришли, однако рад был видеть меня. Обращаясь к нам со Светой, приподнявшись на локтях, папа неожиданно проговорил: «Как я переживаю, как я волнуюсь, что Анечке будет так сложно, ведь она так чрезмерно развита и умна не по годам, столько знает, как же ей будет из-за этого тяжело по жизни». Все были шокированы... до слез. Действительно, у Ани получается многое, например хорошо держать аудиторию на лекциях и мастер-классах, придумывать и записывать подкасты, посвященные современному кино, в котором она прекрасно разбирается. Даже затеяла с каналом «Интертитры» под флагом фонда создать собственное киноиздание, пока в онлайн-формате. Она снимает интервью с деятелями культуры и науки. Ее первый девятисерийный документальный фильм под названием «Диалоги памяти: наука», посвящен 300-летию Российской академии наук. А сейчас она заканчивает следующий фильм — «Знакомьтесь, мозг» к 35-летию Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой в Санкт-Петербурге. Вот на такие серьезные, но очень интересные темы она замахнулась.

Кстати, с моей второй женой Светланой меня познакомила мама. Мы не сразу разглядели друг друга. И поженились через четыре года после знакомства — совсем как когда-то мои родители.

Однажды мама возмущенно рассказала, как к ней в театре подошел один коллега и то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался: «Ты так давно живешь с Сергеем Колосовым. Неужели ни разу не изменяла ему?» — «Никогда!» — отвечает ему мама. И он, махнув рукой, говорит: «Ну, тебе и вспомнить перед смертью будет некого». — «Почему же?! — нашлась мама. — Я Сережу буду вспоминать...»

Людмила Касаткина на репетиции спектакля «Барабанщица». Во время съемок документального фильма о Людмиле Ивановне «Сегодня и каждый день», 1971 год. Фото: из архива А. Колосова

И знаете, так оно и получилось. После смерти отца мама оказалась в больнице и в своем полусознательном состоянии, в полубреду часто видела его перед собой. Обращалась к Елене — женщине, которая ухаживала за ней: «Сергей, почему ты молчишь? Сережа, где ты был?» К сожалению, постоянно быть рядом с мамой я не мог: мне пришлось увеличить число концертов, чтобы заработать деньги на дорогостоящие лекарства. Но когда приезжал в больницу и наблюдал эти сцены со стороны, чувствовал невыносимую боль в сердце. Накануне смерти мама приподнялась на кровати, снова посмотрела на Леночку. Взгляд как будто прояснился, лицо помолодело, словно болезнь отступила. Мама четко произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день ее не стало. Это случилось на одиннадцатый день после смерти Сергея Николаевича.

Я человек не религиозный, но, когда думаешь об их жизни — особенно о том, как они вместе ушли, — невольно начинаешь размышлять, что есть все-таки высшие силы, которые нас ведут.

Думаю, и встреча их тоже была предопределена. И, как ни страшно это звучит, если бы не война, они могли разминуться по жизни. Ведь на режиссерский факультет ГИТИСа папа поступил в 1939 году, когда мама еще была школьницей. Только вот долго учиться в вузе ему не пришлось — ушел на фронт. Сначала воевал на советско-финской войне, а затем на Великой Отечественной... И только после Победы смог продолжить обучение.

Родители часто со смехом вспоминали историю своего знакомства. Папа впервые увидел маму в мае 1946 года, накануне дня ее рождения, где-то в коридоре института — и просто не смог пройти мимо. «Так она мне понравилась, — спустя много лет рассказывал мне отец, — что я тут же решил с ней познакомиться». Его можно понять: мама всю жизнь была такой обаятельной, открытой, искренней. Глаза лучистые, радостные... Папа подошел, представился. Узнал, что зовут ее Людмила Касаткина, что учится она на третьем курсе актерского факультета. И решительно пригласил девушку на свидание. Она немного растерялась — надо же, какой напор! Помолчала, что-то обдумывая, и неожиданно улыбнулась: «Хочешь — приходи ко мне завтра на день рождения!» И назвала адрес. В назначенный час папа в парадном костюме, с букетом цветов позвонил в дверь. Ее открыли совершенно незнакомые люди. «Нет-нет, молодой человек, вы ошиблись, Касаткины тут не проживают!» Вот так моя будущая мама подшутила над настойчивым кавалером. Расстроенный, он вернулся домой. Через несколько дней, когда они снова пересеклись в коридоре ГИТИСа, папа посмотрел на нее с упреком, а мама подошла и... извинилась. Смотрела на него и улыбалась настолько искренне, что он не смог на нее сердиться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Астрологический прогноз на октябрь от Галины Краснопевцевой Астрологический прогноз на октябрь от Галины Краснопевцевой

Осенний прогноз для всех знаков зодиака на октябрь

Коллекция. Караван историй
Что наша жизнь — стрельба Что наша жизнь — стрельба

Случаи в истории кинематографа, когда пуля оказалась умной и настоящей

Weekend
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Что будет в небе после МКС Что будет в небе после МКС

Через пять лет над Землёй будут работать станции разных стран, а не одна МКС

Монокль
Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар» Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар»

«Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки»

Коллекция. Караван историй
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Непрогулка Непрогулка

Непрогулка по ночному Петербургу с Евгением Цыгановым и его дочерью Полиной

Собака.ru
Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков

Как рекордный рост доходов позволил «Ливерпулю» больше вкладывать в трансферы

Forbes
Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы

На самом деле китайцы изобрели множество привычных нам вещей

ТехИнсайдер
Краш-тест на кибербезопасность Краш-тест на кибербезопасность

Российский бизнес не прошел краш-тест на кибербезопасность

Ведомости
Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире

Какой вулкан считается самым высоким, самым большим, самым опасным, самым-самым?

ТехИнсайдер
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор

Самые известные и самые опытные часовые заводы мира

ТехИнсайдер
Три самых популярных ошибки новичка в трейле Три самых популярных ошибки новичка в трейле

Как подготовиться к своему первому трейлу и какие ошибки важно не повторить

Maxim
«Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории «Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории

О шести сказочницах, которые говорили о женской судьбе

Forbes
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель 4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель

Бизнес-литература, на которую стоит обратить внимание

Inc.
Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели

Тренды и стартапы в HotelTech-индустрии, которое меняет пользовательский опыт

Inc.
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Быстрые и буйные Быстрые и буйные

Как фристайл-мотокросс появился в России?

Men Today
Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки

Биологи выяснили, что было возбудителем истощающей болезни морских звезд

N+1
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя» Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историй
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров

Reels и TikTok могут продать отель не по цене, а по ощущению

Inc.
Открыть в приложении