Фондовый крах
В 2024 г. на развитие спорта только государство потратило почти 700 млрд руб. В начале 1990-х Россия не могла позволить себе такие расходы – финансировать спорт в стране помогал специальный фонд благодаря налоговым льготам

В 1990-е спорт – как профессиональный, так и массовый – не входил в список государственных приоритетов. В стране накопилось столько социальных, экономических и прочих проблем, что денег на физкультурные нужды не хватало. Но молодой стране было важно показать себя на мировой арене – победы на футбольном поле или в олимпийском бассейне были новостной отдушиной на фоне негативной повестки. Искать источники финансирования решили в предпринимательстве и налоговых преференциях. В 1992 г. указом первого президента РФ Бориса Ельцина был учрежден Национальный фонд спорта (НФС). Правда, новая структура просуществовала недолго. Она зарабатывала на продаже алкоголя и сигарет, вот только команды и сборную поддерживала символическими суммами.
Новые реалии
В 1989 г. 0,1% (или 198 млн руб.) всех государственных расходов СССР приходились на физкультуру и спорт. К тому моменту эта сфера была почти полностью дотационной. Закон о кооперативах, позволивший спортивным организациям оказывать платные услуги и размещать рекламу, был принят лишь в 1988-м. Одними из первых новой возможностью воспользовались главные футбольные клубы страны – московский «Спартак» и киевское «Динамо», разместившие на форме лого итальянского производителя оборудования для мельниц Ocrim. Но в остальном команды продолжали жить по-старому. Тем более что зависимость от государства была не только финансовой, но и административной. Параллельно советские атлеты начали уезжать за границу, но почти все трансферы проходили через государственного посредника-монополиста – «Совинтерспорт».
С распадом СССР перемены захлестнули Россию и российский спорт еще сильнее. Страна шоковыми методами строила рыночную экономику. Появились самостоятельные лиги и первые частные клубы. Государство самоустранилось от управления и финансирования большинства спортивных организаций – денег на дотации не хватало. Дефицит госбюджета в 1992 г. составил 64 млрд руб., т. е. 5–6% ВВП, и правительство искало новые механизмы для поддержки спорта, которые не привели бы к дополнительным расходам. Как раз такую схему предложил тогдашний советник президента РФ Шамиль Тарпищев. К тому моменту у него уже был успешный опыт коммерциализации спорта. В 1990 г. он участвовал в организации первого розыгрыша Кубка Кремля. Благодаря поддержке спонсора – немецкой фармкомпании Bayer – у теннисного турнира появился диковинный для СССР призовой фонд в $330 000.
Новый проект был в разы масштабнее. Тарпищев предложил создать фонд, который пополнялся бы за счет внешней торговли и коммерческой деятельности. Заработанное шло бы на нужды сборных, команд и отдельных спортсменов. Инициативу поддержал Борис Ельцин, и летом 1992 г. в России появился НФС. «Мы создали структуру, которая благодаря щадящему налоговому обложению должна была приносить деньги в спорт, – объяснял в 2001 г. в интервью «Спорт-экспрессу» Тарпищев. – А в дальнейшем НФС планировалось преобразовать в государственный фонд при Министерстве финансов России».