Киновед Вячеслав Корнев — о психоанализе и коллективных неврозах в кино

СНОБСобытия

Психоанализ и кино. Как кинематограф заставляет внутренних демонов работать

Беседовал Алексей Черников

Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд. Фото: Bettmann / предоставлено Getty Images

13 октября 1900 года была издана первая крупная работа Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Корреспондент «Сноба» Алексей Черников побеседовал с киноведом Вячеславом Корневым о том, как психоанализ повлиял на кинематограф и выродился во вредную догму, есть ли границы между иллюзорным и реальным, зачем человек должен идентифицировать себя с пролетами камеры и монтажными склейками, как кино выводит из плоскости бессознательного коллективные фрустрации и неврозы и почему хорроры категории Б о монстрах на самом деле говорят о сексе.

Почему к Фрейду и его идеям у нас отнеслись враждебно, а на Западе – с интересом и энтузиазмом, почему русская культура смотрит на психоанализ с презрением?

Понятное дело, что в советское время его книги не издавались. Я впервые увидел изданного на русском Фрейда в 1988-м, он появился в печати одновременно с Ницше. Потом уже появилось множество психологов, психоаналитиков, но из-за полувекового отставания от Запада у нас оставался к Фрейду шлейф недоверия. Проблема в том, что Фрейд плохо прививается на почве традиционализма, ксенофобии, если уж зайти с козырей — антисемитизма. Еще одна из базовых настроек скрепного мышления — это культ семейственности, «традиционного союза мужчины и женщины». А Фрейд анатомирует эту ячейку общества, показывает, какие проблемы в ней скрываются, какой ужас может таиться в отношениях старших и младших, матери и сына, отца и дочери и так далее. Фрейд — партизан, подрывающий основы коллективной иллюзии.

А что делать с отношением к Фрейду таких русских людей, как Набоков, который был блестящим интеллектуалом и все же клеймил венского доктора «шарлатаном» и «пройдохой»? Я уверен, что и сейчас это самое мейнстримное отношение к Фрейду среди русских интеллектуалов, осколков старой культуры.

Все упирается в ощущение дворянского гнезда, в традиции отечественного быта. Это такой аристократизм духа, граничащий со снобизмом. Тут не только Набоков: у Бахтина, например, есть ругательная книжка в адрес Фрейда, неплохо аргументированная. Бахтин обвиняет Фрейда в том, что он выводит психологию человека из клинического опыта. Если иметь дело только с невротиками и психами, ты не можешь говорить о человеческой природе, считает Бахтин.

Когда психоанализ стали применять в интерпретации кино, как этот метод в принципе просочился в кинематограф?

В 1950-е: это было время настоящих прорывов в кинематографе. Именно тогда полноценное авторское кино появилось как феномен. А еще в те годы психоанализ стал мейнстримом, его стали практиковать повсеместно. В «Психо» Хичкока даже появляется персонаж — психоаналитик, и у него же в картине «Завороженный» представлен сам психоаналитический метод — анализ сна героя, общение с психиатром (которого играет Михаил Чехов)…

Кино пришло на смену литературе в том смысле, что отныне общественные фантазмы и объекты желания транслировались не из книг, а с экрана. Кино стало обрабатывать коллективные неврозы, вытекающие из коллективных желаний. Итальянский психолог и художник Антонио Менегетти определял кинематограф как конденсат коллективного бессознательного. Грубо говоря, фильму гарантирован успех, если он попадает в какую-нибудь общую фрустрацию, когда невроз делается предметным на экране. Так произошло с «Братом» и «Братом-2» в России, эти фильмы аккумулируют на экране сам принцип ксенофобии — и зрители эпохи ресентимента выдыхают: «Вот чем мы были задавлены! Ну, теперь нам ясно, в чем правда и сила». Так же было с фильмом «Кабинет доктора Калигари» — немецкий экспрессионизм отражал рождение Гитлера и Третьего рейха. 

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»
Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари». Фото: FilmPublicityArchive / United Archives / Hulton Archive / предоставлено Getty Images

А практикующие психоаналитики осознают эту силу кинематографа, как-то взаимодействуют с киноопытом на своем профессиональном уровне?

Вообще, психоанализ всегда был рядом с кино (они даже родились в одно и то же время), потому что кинематограф работает с коллективным бессознательным. Есть даже то, что я бы назвал «кинематографичным бессознательным». У нас часто возникает ощущение, что кто-то выразил наши мысли, а ведь это и есть то, чем занимается любой режиссер. Он улавливает витающее в общественной атмосфере: коллективные боли, неврозы, страхи и желания. В России, кстати, весьма популярны специальные киноклубы, в которых собираются психологи для анализа поведения киногероев. А самый популярный фильм на сеансах с психоаналитиками — «Осенняя соната» Бергмана. Каждый найдет себя в этом фильме для проекции и идентификации.

Что в кинематографе исследуется с помощью психоанализа: внутренний мир героев и их отношения или сам киноязык, само кружение камеры и монтаж?

Пожалуй, исследуется нечто большее, чем все перечисленное вами. Сократ говорил, что главный итог философии — это познание самого себя. Так же и с кино. Оно приглашает к самоанализу посредством соприкосновения с опытом, данным на экране. Бессознательное всегда где-то снаружи, зря обыватели думают, что это персональный черный ящик. Добраться до бессознательного возможно только за счет проекций, идентификаций с чем-то, эмпатии. Я смотрю на экран и узнаю свои желания, фобии, мечты, сны — раньше, чем я успеваю их отрефлексировать в собственной жизни.

У меня было несколько встреч с кино в том возрасте, когда какой-то опыт был мне еще не по уму. Но я узнавал себя в том, что видел. Кинематограф, как рентген, обнаруживает в тебе что-то такое, о чем ты сам еще не догадываешься. Оно обязательно когда-нибудь проявится, но ты можешь встретиться с ним благодаря киноопыту намного раньше. Мы смотрим кино не только для того, чтобы узнать о других странах, людях, расширить кругозор. Кино в первую очередь помогает нам понять свои желания и даже учит нас желать. Фильм дает нам объекты желания — это кинозвезды, сопутствующие товары, мерч. Но я и жизненные ситуации связываю с кино. Какой-то киноопыт помогал мне разобраться в конкретных проблемах, например просмотр фильма «Осенний марафон». 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как сходить на свидание и не пожалеть об этом: 6 рекомендаций Как сходить на свидание и не пожалеть об этом: 6 рекомендаций

Как найти «своего» человека? Что важно знать?

Psychologies
Что они несут Что они несут

Многие из образов киноперсонажей определяют моду на десятилетия вперед

Men Today
Нобелевская премия мимо Нобелевская премия мимо

9 убедительных причин отказаться от награды

Weekend
Памятка правильного хранения одежды: какие вещи нужно складывать, а какие — вешать Памятка правильного хранения одежды: какие вещи нужно складывать, а какие — вешать

Можно ли продлить сроки службы вашей одежды?

ТехИнсайдер
Трудности съёма Трудности съёма

Аренда дорожает на фоне дефицита предложения

Деньги
На чем цвет стоит На чем цвет стоит

Осени к лицу желтый цвет, чего не скажешь о ваших зубах. Как сделать их белыми?

Men Today
Сирийские мистики о любви, страхе, гневе и радости — отрывок из книги Сирийские мистики о любви, страхе, гневе и радости — отрывок из книги

Отрывок из книги о мистическом опыте народов, живших в VII веке

СНОБ
Вложения в чемпионство: как бывший fashion-инвестор создает топ-команду «Формулы-1» Вложения в чемпионство: как бывший fashion-инвестор создает топ-команду «Формулы-1»

Тактика канадского бизнесмена Лоуренс Стролла в «Формуле-1» и к чему она привела

Forbes
Яйцо Яйцо

Почему яйца называют чемпионами завтрака?

Здоровье
Великое в малом Великое в малом

Мы сошли с проторенной дорожки и побывали в старинных маленьких городах

Лиза
Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей

Нобелевская премия порой приносит с собой не только славу, но и крах карьеры

Psychologies
Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!» Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!»

Плучек все-таки оттащил меня от кино. А Андрюшка Миронов меня ругал

Караван историй
Завезенные в Великобританию эскулаповы полозы предпочли жить по соседству с людьми Завезенные в Великобританию эскулаповы полозы предпочли жить по соседству с людьми

Эскулаповы полозы выживают в Британии только благодаря людям

N+1
Хеллоуинское чтиво: мистические триллеры и детективы Хеллоуинское чтиво: мистические триллеры и детективы

Книги, которые создадут мистическое настроение

Maxim
Истоки инсектофобии и арахнофобии, или Почему нас так пугают насекомые и членистоногие Истоки инсектофобии и арахнофобии, или Почему нас так пугают насекомые и членистоногие

Почему люди боятся крошечных насекомых?

ТехИнсайдер
Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека» Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека»

Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях

РБК
Фононы оказались главными виновниками теплового планарного эффекта Холла Фононы оказались главными виновниками теплового планарного эффекта Холла

Физики поставили под сомнение причины, по которым возникает эффект Холла

N+1
Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни Астероиды стали источником цинка и дали возможность развитию земной жизни

Без «нерасплавленных» астероидов на Земле не появилось бы жизни

ТехИнсайдер
«Вдох-выдох — тут уже есть повтор» «Вдох-выдох — тут уже есть повтор»

Как из повторов рождаются стихи и что с ними делают разные авторы

Weekend
Как ножницы могут парализовать работу одного из самых загруженных аэропортов: необычный инцидент из Японии Как ножницы могут парализовать работу одного из самых загруженных аэропортов: необычный инцидент из Японии

35 авиарейсов пришлось отменить, еще 201 — задержать... из-за ножниц

ТехИнсайдер
Яркость на максимум! Яркость на максимум!

Лаундж-студия KOKO loft для занятий танцами и йогой

SALON-Interior
Учёные рассказали, почему люди уверены в своей правоте, даже когда ошибаются Учёные рассказали, почему люди уверены в своей правоте, даже когда ошибаются

Почему люди полагают, будто у них уже есть вся информация для принятия решения

ТехИнсайдер
Такой разный стресс Такой разный стресс

Чем полезен и вреден стресс для организма?

Здоровье
Хронология событий Хронология событий

Алжирская война длилась с 1954 по 1962 год, но началось всё гораздо раньше

Дилетант
Худеем по интуиции Худеем по интуиции

Надо ли заставлять себя есть брокколи и шпинат, если к ним не лежит душа?

Лиза
Инвесторы сделали ставку Инвесторы сделали ставку

Приток капитала идет, но не на все рынки акций

Деньги
По следам ушедшей эпохи По следам ушедшей эпохи

Реконструкция уникальной исторической квартиры в стиле ар-нуво

SALON-Interior
«Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней «Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней

Psychologies вспоминает судьбы нескольких «артистов одного хита»

Psychologies
«Мне хотелось уйти от своей интеллигентности» «Мне хотелось уйти от своей интеллигентности»

О съемках и потребности играть антагонистов — в беседе с актером Павлом Поповым

OK!
Открыть в приложении