Курсовая работа: как выпускники психфака создали заметную школу data science
Онлайн-школа karpov.courses начиналась как pet-проект (который разработчик делает для себя в свободное время) выпускников факультета психологии Анатолия Карпова и Михаила Серегина, а также бывшего дата-аналитика «Яндекса» Беслана Курашова и выросла в заметного участника российского EdTech-рынка с выручкой больше 400 млн рублей, совместными программами с вузами и контрактами с корпорациями. Теперь основатели думают о выходе в новые ниши и обсуждают слияние со стратегическими инвесторами
«Человек с физтеха вам не всегда поможет войти в IT. Он с седьмого класса мыслит математическими абстракциями. Если вы так не делаете, вам нужен тот, кто прошел этот путь самостоятельно», — рассуждает сооснователь karpov.courses Михаил Серегин, выпусник психфака МГУ и номинант рейтинга Forbes «30 до 30». Основанная им, его другом Бесланом Курашовым и тоже выпускником психфака Анатолием Карповым школа стала лидером в нише обучения data science, или науке о данных — области, в основе которой анализ больших массивов информации и создание моделей, например, для прогнозирования спроса.
С 2020 по 2023 год выручка karpov.courses выросла с 18 млн до 417 млн рублей, а среди клиентов появились корпорации, которые готовы платить за обучение своих сотрудников востребованным навыкам работы с данными. Теперь школа хочет «выплывать» за пределы data science и предлагать IT-курсы в непрофильных для себя сферах.
Выбор даты
В названии karpov.courses — фамилия 33-летнего Анатолия Карпова. На момент создания школы у него уже был личный бренд в сфере дата-аналитики, поэтому основатели вместе поддержали такой нейминг. Но как психолога по образованию занесло в data science?
После школы Карпов собирался поступать на математический факультет СПбГУ, но в последний момент передумал, выбрав факультет психологии. Ему хотелось получить «классическое университетское образование» с большим количеством предметов, а на психфаке как раз изучали и математику, и физиологию, и иностранные языки, перечисляет он. На третьем курсе студент увлекся когнитивной психологией. Для описания поведения человека в ней используются в том числе математические модели и нейросети. Карпов рассказывает, что на кафедре преподавали статистику для анализа данных и учили программировать на профильном для этого языке R (язык программирования для статистической обработки данных и работы с графикой). Вскоре он решил, что данные ему гораздо интереснее, чем сама психология, и с головой ушел в data science.
Карпов начал работать в исследовательской группе на психфаке, где занимался статистическим анализом данных. На первом курсе аспирантуры директор Института биоинформатики Николай Вяххи предложил ему разработать и вести курс по статистике в Институте, а вдобавок — записать видеоверсию программы для онлайн-школы Stepik, которой сам же заведовал. В итоге курс оказалась востребован не только среди изучающих статистику, но и у тех, кто хотел найти работу в IT. «Требование знать матстат практически всегда есть на позиции аналитика данных или дата-сайентиста», — отмечает Карпов. Так его узнала IT-тусовка.
В том же году Stepik нанял Карпова еще и на позицию аналитика данных для улучшения платформы. В тот период для работы он активно дообучался, проходил на платформе Coursera курсы по языкам SQL и Python, которые тоже помогают собирать и анализировать данные. Спустя почти год Карпов уволился: «Меня тянуло поработать в крупных компаниях». И вскоре он устроился продуктовым аналитиком в команду рекламы и бизнеса в санкт-петербургский офис VK.
Со временем Карпову захотелось создать собственный проект, и в 2019-м он ушел из корпорации, поработав там три года. Решил сделать симулятор, где люди могли бы «эффективно обучаться разным навыкам аналитики и программирования». На идею его вдохновила американская платформа DataCamp по обучению data science. На ней собраны короткие видео с теоретическим материалом и большое количество практических заданий, за выполнение которых пользователь получает очки, их можно потратить на подсказки к сложным задачам. Для разработки похожей платформы Анатолий позвал двух знакомых. Но до запуска дело так и не дошло. «Мы сфокусировались на технической стороне вопроса, упустив продуктовую часть. За четыре месяца сделали первый прототип платформы и остановились на этом. Мы не знали, как привлекать пользователей, как работать с ценообразованием», — вспоминает Карпов.
Тогда он решил вернуться в VK, на этот раз устроился в московский офис на позицию аналитика бизнес-продуктов Mail.Ru. Но и стартаперство не забросил, правда, теперь решил начинать с MVP (минимально жизнеспособного продукта), вместо того, чтобы сразу вкладываться в разработку. Так, параллельно с работой он запустил под брендом karpov.courses очный курс по Python для менеджеров и маркетологов, чтобы те при помощи несложного программирования и знаний баз данных научились решать прикладные задачи. Формат позволял без лишних трат протестировать спрос. Карпов вложил 100 000 рублей из личных накоплений в таргетированную рекламу, столько же потратил на дизайнера, создавшего лендинг курса, аренду помещения и зарплату ассистента, который помогал проверять домашние задания. За месяц Анатолий распродал 30 мест на первый поток.