Инвестиции в будущее: как женщины преодолевают барьеры в креативных индустриях
Почему инвестировать в женские проекты выгодно, что мешает женщинам соглашаться на повышения, насколько важна поддержка окружающих во время построения карьеры и какие новые возможности сегодня открываются для предпринимательниц? Об этом говорили участницы дискуссии FWD. Woman Summit, который прошел 27 сентября в Москве
27 сентября в Москве состоялся четвертый саммит о гендерном равенстве FWD. Woman Summit. В рамках специальной дискуссии в интеллектуальном партнерстве со Школой управления «Сколково» мы обсудили, какие изменения для женщин происходят в сфере инноваций, технологий и креативных индустрий, что им мешает брать инвестиции и занимать первые роли в бизнесе и какие стереотипы только предстоит разрушить. Участницы дискуссии:
Дарья Дзябура, профессор Московской школы управления «Сколково» и Российской экономической школы (РЭШ);
Александра Калошина, основатель группы текстильных компаний Solstudio Textile Group и бренда Radical Chic;
Жанна Кан, меценат, патрон искусства, серийный предприниматель, основатель брендов «Constella» и «Zardozi» , международного проекта «BEWoman Central Asia» , нетворкинг-клуба «ALTO» , проекта Senior Club для людей 60+, официальный дистрибьютор брендов Damiani и La Perla в Казахстане;
Яна Комарова, генеральный директор инвестиционного фонда Zerno Ventures;
Мария Краснова, геммолог, сооснователь бренда Mousson Atelier;
Алина Назарова, старший вице-президент, директор по работе с состоятельными клиентами «Альфа-Банка»; руководитель «А-Клуба».
Модератор сессии — Марина Карбан, проректор по образовательным программам, академический директор программ «Лидеры как преподаватели» и FLOW Школы управления «Сколково».
О новых возможностях
Мария Краснова: Нам часто кажется, что проблем нет. Иногда ты просто не отдаешь себе отчет в том, что ты действительно сталкивалась со сложностями: не обязательно гендерными, бывают и просто недопонимания в коммуникации — это же тоже влияет на бизнес и работу. Но то, что мир нам дает сейчас возможности в любом возрасте делать свое дело, неважно, мужчина ты или женщина, — это факт.
Жанна Кан: Чем общество свободнее и менее подвержено критике, тем больше креатива в нем развивается. Восточные страны где-то, возможно, более стеснительные и скромные. То, что типично именно для нашего региона — это нехорошо для того, что сейчас в тренде. Умение пробовать, ошибаться, не бояться того, что скажет общество, не бояться быть самой собой и, может быть, идти в совершенно противоположную сторону — это то, что сейчас необходимо каждой женщине, особенно из нашего региона.
Александра Калошина: Буквально восемь лет назад мы представляли собой стол, стул и три компьютера. Сегодня мы группа из четырех компаний, у нас на 95% женский коллектив, что очень свойственно предприятиям легкой промышленности.
Мне часто приходится выступать ролевой моделью и рассказывать сотрудницам на собственном примере, что можно получить образование, вырастить четырех детей, идти вперед, развиваться. Мы отправляем наших женщин в декрет и учиться — в зависимости от потребности, — всячески их вдохновляем, показывая, что все возможно.
О важности инвестиций в женские проекты
Яна Комарова: Когда мы четыре года назад организовали фонд Zerno Ventures, то решили проверить, сможем ли сохранить фокус на женщинах-фаундерах. Потому что, если судить по сделкам, очень малая доля инвестиций приходится на женские проекты.
Что такое женский проект? Это когда хотя бы один основатель — женщина. По последним данным мы видим, что большую часть образованного населения России составляют женщины. Среди глав малых и средних предприятий практически половина — женщины. Если мы говорим про инновационные технологичные проекты, то треть создана женщинами, но инвестиции привлекают только 8% из них. В этом году на первом месте по привлечению инвестиций в женские проекты сфера FashionTech. Вот уже четыре года среди лидеров также EdTech, Health and Wellness (здоровье), потребительские товары — это те сектора, где много женщин.