Очень скучное кино: почему список рекомендуемых фильмов вряд ли понравится школьникам
В конце сентября сотрудники Московского педагогического государственного университета с подачи министра просвещения Сергея Кравцова представили черновой вариант списка фильмов, рекомендованных для российских школьников. В своей колонке для Forbes Life историк культуры Святослав Иванов объясняет, в чем недостатки этого перечня и почему смотреть его сложно будет даже взрослым.
Летом 2024 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов рекомендовал составить список «ядра отечественных кинематографических произведений, рекомендованных к семейному просмотру». В конце сентября центр «Философия образования» при МПГУ представил черновой вариант такого перечня. При этом конкретное назначение списка из 191 фильма обозначено нечетко — то ли для семейного просмотра, то ли для демонстрации в школах.
Подавляющее большинство фильмов в списке было снято в советское время, больше половины — в 1960-е и 1970-е (60 и 53 соответственно). Современное же российское кино тотально обесценено. В перечне всего 10 постсоветских фильмов, то есть меньше, чем снятых в 1940-е — самое тяжелое и малопродуктивное десятилетие советской киноиндустрии. Среди этих «новинок» три фильма о Великой отечественной, два военно-морских («72 метра», «Нахимовцы»), две экранизации классиков («Русский бунт», «Тарас Бульба»), один спортивный блокбастер («Легенда №17») и один фильм про современную молодежь («Коробка»). Также в перечень вошла мелодрама «Платки» 2007 года, по сюжету которой в «городок Павловский Посад, где делают старинные русские платки, приезжает американец русского происхождения, сызмала влюбленный в эти самые платки». Финал истории, судя по статистике «Кинопоиска», за 17 лет оценили только 340 пользователей (для сравнения у фильма «Бриллиантовая рука», не вошедшего в список вообще, 792 166 оценок).
Участники публичной дискуссии быстро обратили внимание и на другую странность — наличие в списке для школьников ряда фильмов с возрастным ограничением «18+» («Иди и смотри», «Обыкновенный фашизм» и «Тарас Бульба»). Возможно, не стоит упрекать в этом составителей — просто различные бюрократические инициативы наползают друг на друга. С одной стороны, государство хочет оградить детей от всего на свете (скажем, от фильмов со сценами насилия), с другой — показать им побольше всего патриотического (скажем, фильмы о войне).