Санкт-Петербургский университетИстория
Раскрывая тайны судьбы социолога
Около пятнадцати лет назад архив Николая Николаевича Андреева (социолога, историка и философа, работавшего несколько десятилетий в Санкт-Петербургском университете), бережно хранимый в семье ученого, стал достоянием научного сообщества.
В результате удалось значительно расширить знания о творчестве Николая Николаевича, сформировать новое, более детальное понимание того, как он способствовал преемственности социологической традиции в нашей стране, соединив дореволюционный и советский этапы. Стал понятен индивидуальный дискурс выработки аргументов его социологической концепции. С учетом этого было подготовлено к изданию собрание его сочинений в издательстве СПбГУ.
Судьба Николая Андреева (1876–1954) сложилась непросто, но интересно. Он стал свидетелем и участником многих судьбоносных процессов в истории страны, был сверстником и единомышленником основателей советского государства, но не имел абсолютно никаких политических амбиций и нашел свою нишу в сфере науки и образования. Его работы имеют большое значение, так как стали основой советской школы истории философии и социологии. А педагогическая и просветительская деятельность Николая Андреева помогла распространить передовые научные идеи среди населения.
Карьера и признание
Николай Николаевич родом из Торжка Тверской губернии. Он получил образование в Германии, в университетах Берлина, Лейпцига, Гейдельберга и Страсбурга. Обучался на философском факультете, проявлял интерес к вопросам общественной жизни. Среди его учителей были Вильгельм Виндельбанд, Фридрих Паульсен, Куно Фишер, Георг Еллинек, Вильгельм Вундт, Карл Лампрехт.
Николай Николаевич был захвачен идеями революционного преобразования России и даже участвовал в деятельности только что возникшей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), лично общался с Владимиром Лениным, Львом Троцким, Владимиром Бонч-Бруевичем. В какой-то момент при изучении его биографии кажется, что политика как будто перевесила в его сознании науку. Но это оказалось временным явлением, спровоцированным юношескими эмоциями. Внутренне он все-таки был более склонен к академической деятельности и преподаванию. Поэтому именно на данной стезе и сумел впоследствии реализовать себя.
Еще до революции 1917 года Николай Николаевич обосновался с семьей в Санкт-Петербурге. Он успешно писал книги по истории и общественной жизни для широкой аудитории в доступной популяризаторской форме и издавал их в самых известных издательствах города, а также читал лекции в рабочих клубах и народных университетах, которые стали возникать тогда на частные деньги с целью просвещения населения российских городов. Параллельно он устроился на редакторскую должность в Статистическое отделение при городской управе Санкт-Петербурга. Также в те годы Николай Андреев публиковал в журналах много статей по отдельным социологическим теориям, по вопросам текущей городской жизни и народного образования в отдельных регионах России, а также участвовал в дискуссиях на страницах партийно-политической прессы. Он получил признание среди коллег. В 1916 году его привлекли к созданию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского.
Революционный год стал переломным в биографии Николая Андреева. Он окончательно переключился с политики на педагогическую карьеру. К этому рубежу он зарекомендовал себя как последователь материалистического понимания истории. Поэтому представители советской власти вовлекли его в проект создания новой марксистской системы социогуманитарного образования.
В печатном творчестве Николая Николаевича также произошел переход от журнальных статей к монографическим изданиям. Так, в издательстве «Книга» большими тиражами выходили разные варианты его учебника по русской истории, появлялись очерки «По большой дороге истории», «Древний Рим», «Древняя Греция». Вышел в свет главный социологический труд Николая Андреева «К вопросу о понимании закономерности в истории: социологический этюд», на основании которого в 1946 году он защитил кандидатскую диссертацию. Массового читателя находили его книги по истории культуры: «Религия, ее происхождение и начальные ступени развития», «История развития общественных форм», «История общества в докапиталистическую эпоху». В 1930-е годы в журнале «Записки научного общества марксистов» была опубликована статья «Методологические проблемы истории», в журнале «Вестник знания» — статья «Первобытное общество», в энциклопедическом словаре «Гранат» три биографические статьи о философе и социологе Николае Бердяеве, ученом Александре Богданове, философе Иосифе Дицгене.
Повороты судьбы
Печатные труды и устные лекции Николая Андреева были очень популярны. Но в конце тридцатых годов в результате политической борьбы в академической среде он оказался арестован по ложному доносу по делу об организации ленинградского меньшевистского центра. Лишь волею судьбы и благодаря поддержке университетской профессуры Николаю Андрееву и другим участникам процесса удалось выйти на свободу после полутора лет пребывания в заключении. Это отразилось как на физическом, так и на моральном состоянии Николая Николаевича, которому к тому времени шел седьмой десяток лет, но не сломило его волю к научной и преподавательской деятельности.
Так, даже во время войны и эвакуации из Ленинграда сначала в Кудымкар, а затем на Крайний Север (в Нарьян-Мар) он занимался преподаванием в школе, а свободное время посвящал своим историческим и социологическим трудам. Они так и остались в рукописной форме и долгие годы были недоступны общественности.
По возвращении в Ленинград Николай Андреев был приглашен на философский факультет ЛГУ для преподавания истории социологических теорий и истории русской философии. Он много занимался проблемами общественной мысли России, особенно творчеством Виссариона Белинского, резюмировал свои общесоциологические воззрения, углублял исторические исследования по русскому крестьянству и по древним германцам.
В 40-е годы Николая Андреева также увлекло новое исследовательское направление, ставшее продолжением его более раннего социологического интереса, — это бытовая культура различных групп населения. Особенно ученого интересовала эта тема в советской действительности. К ее рассмотрению Николай Николаевич подходил основательно и собирал материал по истории европейской бытовой культуры XIX века, затрагивая, конечно, и Россию. Он изучал быт в комплексе с социальной структурой, проходящей процесс развития по определенным сменяющим друг друга фазам.
К сожалению, политические обстоятельства в стране снова повлияли на судьбу ученого. Так, широкие процессы по борьбе с космополитизмом, с безыдейностью в литературе, искусстве и науке и напряжение вокруг «Ленинградского дела» привели к увольнению большого числа сотрудников философского факультета Университета, среди которых оказался и Николай Андреев. Он был освобожден от должности в 1949 году и тяжело пережил расставание с работой. Спустя четыре года скончалась его жена, что стало для ученого еще бóльшим ударом. В 1954 году не стало и самого Николая Николаевича.
Творческий путь Николая Андреева извилист и тяжел. Но, несмотря на все жизненные испытания, он все равно был счастлив трудиться как ученый и педагог и оставаться на Родине, чтобы использовать свое прекрасное европейское образование во благо своей страны и своего народа.
Все труды в одном месте
Открывшиеся обстоятельства жизни и творчества Николая Андреева позволили реконструировать образ ученого, педагога и популяризатора научного знания, занимавшегося философией, социологией и историей.
Николай Андреев прекрасно владел словом и привлекал читателей и слушателей умением говорить просто о сложном. Поэтому ему удавалось успешно выступать перед аудиторией с разной степенью подготовки. Особенно востребованной его работа оказалась среди широких масс, нуждающихся в простом изложении научных результатов.
Исторические труды Николая Николаевича — это большой массив научно-популярных публикаций, статейных исследований и монографических рукописных текстов. По имеющимся на сегодня данным, он написал 41 монографию и 80 статей, а также оставил рукописный архив. В общей сложности в Университете он успел поработать на факультете общественных наук и факультете советского права, после Великой Отечественной войны — на философском факультете. Стал одним из первых разработчиков и преподавателей курса по историческому материализму. Его научные разработки касались обоснования характера общественной жизни и систематизации социологической проблематики на основе материалистического понимания истории и приложения этого подхода к процессам, происходившим в новом советском обществе.
Исследование творчества Николая Андреева позволило не только больше узнать о нем самом, но и подготовить собрание его сочинений в трех томах. Первый том уже появился в издательстве СПбГУ, а два остальных увидят свет в текущем году.
В собрание вошли как уже опубликованные книги, брошюры и статьи, так и уникальные материалы из личного архива Николая Андреева, такие как рукописные труды, лекции, черновики, научные и дневниковые записи. В первый том включены книги и статьи по социологии, опубликованные в разные периоды жизни автора, а также неопубликованные материалы (рукописи из семейного архива Андреевых). Собрание сочинений будет интересно специалистам по общественным наукам и всем, кто интересуется историей России.
Работа по изучению трудов Николая Николаевича Андреева и подготовке собрания его сочинений поддержана СПбГУ, а также Российским фондом фундаментальных исследований (проект № 18-011-00282А «Теоретическое наследие Н. Н. Андреева: источниковедческое исследование, историко-социологическое освещение, редакционно-издательская подготовка»), Центром немецких и европейских исследований, предоставившим стипендиальный грант «Социологическое наследие Николая Андреева» для работы в европейских архивах, и Институтом марксизма Университета Шаньси (КНР), профинансировавшим редактирование и издание трудов Николая Андреева.
Николай Николаевич Андреев
После революции 1917 года на протяжении почти трех десятилетий Николай Николаевич Андреев преподавал в различных учебных заведениях Ленинграда: Петроградском университете (ныне СПбГУ), Коммунистическом университете имени Г. Е. Зиновьева, Ленинградском государственном педагогическом институте имени М. Н. Покровского (в 1957 году объединен с ЛГПИ имени А. И. Герцена, ныне РГПУ имени А. И. Герцена), Коммунистическом политико-просветительном институте имени Н. К. Крупской (ныне СПбГИК), Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ныне СПбГАСУ), Ленинградском областном педагогическом институте имени А. С. Бубнова (в 1937 году объединен с ЛГПИ имени А. И. Герцена, ныне РГПУ имени А. И. Герцена).
Подробнее о судьбе и работе Николая Николаевича Андреева рассказывается в статье «Социолог номер один: к 140-летию Н. Н. Андреева» Михаила Владимировича Синютина, доктора социологических наук, профессора СПбГУ (кафедра экономической социологии). Она опубликована в «Журнале социологии и социальной антропологии», том XIX, № 3, 2016 год.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl