Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях

РБКБизнес

Наталья Осипчук: «Мы конкурируем за время человека»

Зачем людям в эру онлайн-образования встречаться в учебных аудиториях, какую роль в обучении займет ИИ и для чего в кампусе нужно искусство — эти вопросы обсудили с Натальей Осипчук, исполняющей обязанности генерального директора СберУниверситета

Беседовала Елизавета Пирогова

Наталья Осипчук, исполняющая обязанности генерального директора СберУниверситета

В 2024 году 12 лет исполняется СберУниверситету — образовательному центру, который позволяет руководителям развивать компетенции будущего и формировать карьеру. СберУниверситет включает более 590 образовательных решений, а слушателями офлайн-программ только в 2023 году стали 41 тыс. человек. Кампус СберУниверситета в этом году отмечает десятилетие. Он был построен в Подмосковье, на берегу Истры. На территории площадью 42,5 га расположены аудитории и конференц-залы, а также отель, спа, спорткомплексы и арт-объекты.

РБК: Зачем в современном мире, в эпоху повсеместного цифрового обучения, понадобилось вкладывать ресурсы в образовательные офлайн-пространства?

Н. О.: Не так давно нам казалось, что образование стоит на пороге глобального перехода из офлайна в онлайн. Но это мнение оказалось ошибочным. После пандемии жизнь заиграла новыми красками, и такие пространства, как наш кампус, стали центром притяжения для талантливых и амбициозных лидеров и управленцев.

Оказалось, что их основная мотивация — не сами образовательные программы, а возможность встретиться с людьми с похожими ценностями и интересами. Не зря говорят, что личность человека проявляется через взаимодействие с другими людьми.

Тема масштабирования социальных связей очень ярко звучит в последнее время. Именно поэтому, ввиду такой популярности очных форматов, мы думаем о строительстве нового кампуса СберУниверситета.

РБК: В этом году СберУниверситету исполняется 12 лет, а его кампусу — десять. Какой концепции придерживались их создатели?

Н. О.: СберУниверситет был открыт, чтобы сотрудники «Сбера» могли постоянно развиваться и работать над собой. Уже тогда этот процесс можно было реализовать в онлайне, но для того, чтобы люди «переопылялись», налаживали кросс-функциональные и профессиональные связи, был придуман проект СберУниверситета.

Проект кампуса разработал голландский архитектор Эрик ван Эгераат. Он задумал кампус природосообразным, кардинально отличающимся от атмосферы городской среды. В кампусе можно ощутить единение с природой и переключиться — вчера ты работал, а сегодня учишься; вчера был в городе с его напряженным ритмом, а сегодня ты на природе. Концепция архитектора воплощена, например, в прозрачности галереи, которая соединяет корпуса СберУниверситета. Она устроена так, что из любого помещения вы можете видеть парки или лесополосу. Это действительно помогает быстро перестроиться и сосредоточиться на себе и своем развитии.

РБК: Чем пространство кампуса СберУниверситета отличается от кампусов классических университетов?

Н. О. Мы стараемся, чтобы каждый уголок кампуса стимулировал человека к развитию. Поэтому пространство СберУниверситета позволяет ему несколько дней, не выезжая в город, удовлетворять потребности в интеллектуальном и физическом развитии. Для этого у нас есть не только аудитории и конференц-залы, но и отельный фонд, спа, спорткомплекс, ресторанная инфраструктура. Кроме того, мы наполняем кампус предметами искусства, потому что они вызывают эмоцию. А эмоции, как пишут Джеймс Гилмор и Джозеф Пайн в книге «Экономика впечатлений: как превратить покупку в захватывающее действие», рождают память. Через десять лет ты можешь не вспомнить, что тебе говорили на лекции, но эмоцию, которую ты испытал от общения с человеком или взаимодействия с предметом искусства, ты запомнишь навсегда.

В кампусе мы стараемся постоянно проводить разные экспозиции, сотрудничаем с галереями. Так, например, в рамках десятилетия кампуса уже прошла выставка художников Московской школы современного искусства о связи человека с самим собой и природой. Также в кампусе появился ленд-арт — искусство под открытым небом. Авторы вписали свои произведения в ландшафт, чтобы мы могли поразмышлять на разные темы — от единства с природой до постижения знаний. К юбилею мы запустили проект «арт-хюгге». Это цикл лекций о разных видах и формах искусства: о музыке, театре, скульптуре. Также в кампусе есть постоянная экспозиция Даши Намдакова, российского скульптора и художника родом из Забайкалья. Это девять скульптур, которые находятся как внутри кампуса, так и в парке рядом.

РБК: Как в СберУниверситете изменился подход к образованию и развитию лидеров за последние десять лет? Какие технологии при этом применяются?

Н. О.: Сегодня мы конкурируем за время человека и его внимание с социальными сетями и мессенджерами. Меняется парадигма обучения и развития человека. Человек хочет учиться там, тогда и так, как ему комфортно. Поэтому у нас несколько форматов обучения. Первый — офлайн, в кампусе. Второй формат — это онлайн-обучение. А третий — моментально доступное персонализированное образование. И здесь на арену выходят ИИ-ассистенты, которые помогают получать подходящий образовательный контент, как только у человека появляется такая потребность.

Важно понимать, что у нас нет задачи заменить искусственным интеллектом живых преподавателей и методологов-разработчиков программ. Мы хотим создать партнера, второго пилота, помощника для каждого участника образовательного процесса — студента, преподавателя, сопровождающего на очной образовательной программе. Искусственный интеллект и «умные» ассистенты расширяют твои возможности и дополняют физическое пространство университета. Нахождение в кампусе и личное общение все-таки остается эксклюзивным.

РБК: Каким, по вашему мнению, обучение будет еще через 5–10 лет? Чему и как будут учиться люди?

Н. О.: Мы видим, как меняются привычки и подход к обучению. Совместно с коллегами из РАНХиГС мы проводим исследование управленческого и бизнес-образования. По предварительным результатам, в ближайшие три года повысится спрос на образовательные продукты, ориентированные на развитие конкретного навыка, короткие и кастомизированные программы, максимально практикоориентированный формат обучения. Если говорить о трендах развития рынка бизнес-образования, то в первую очередь стоит отметить обучение цифровым и гибким навыкам, переориентацию партнерств в сторону Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, востребованность индивидуальных образовательных траекторий обучения.

Наша задача — кардинально преобразовать форматы обучения, чтобы человек получал знания не только за партой, но и в процессе всей жизни, не отходя от рабочего места и сразу же применяя их на практике. По сути, мы масштабируем не просто кампус, а физическое и цифровое присутствие СберУниверситета в жизни человека.

Фото: пресс-служба СберУниверситета

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе» Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе»

Чего ждут подростки от e-commerce, зачем сейлерам наружная реклама

РБК
Продается ипотека Продается ипотека

Как выставить на продажу залоговое жилье без досрочного погашения кредита

Лиза
Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой? Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой?

«Круть»: Акела (Виктор Пелевин) на этот раз промахнулся

Правила жизни
Неалчный девелопер Неалчный девелопер

«Железно» доказал: можно строить качественное жилье и на низкомаржинальном рынке

Монокль
А что после? А что после?

4 распространенных сценария возникновения постапокалипсиса на Земле

Лиза
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
10 лучших хорроров за 2023 и 2024 годы. Часть II 10 лучших хорроров за 2023 и 2024 годы. Часть II

Фильмы на тот случай, еще последние пару лет недостаточно пощекотали вам нервы

Maxim
«Гоголя почитайте, камон,— все то же самое» «Гоголя почитайте, камон,— все то же самое»

Куда смотрит Ленин спустя 100 лет после своей смерти

Weekend
Агродроны облетают российские поля Агродроны облетают российские поля

Как БПЛА помогают сельхозпредприятиям экономить

Агроинвестор
Коллекция осень-зима Коллекция осень-зима

Урок пейзажной фотосъемки — чтобы подойти к путешествиям во всеоружии

КАНТРИ Русская азбука
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня» Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»

Как компания Эрен Озмен планирует производить уникальные самолеты

Forbes
Как выбрать спорт, который вам точно подойдет: советы врача Как выбрать спорт, который вам точно подойдет: советы врача

На что важно обращать внимание при выборе спортивной активности

Psychologies
Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений

С этими фазами сталкиваются все женщины, оказавшиеся в сетях психопата

Psychologies
«Всю жизнь мне нравилось сочинять истории» «Всю жизнь мне нравилось сочинять истории»

Как любовь к кино определила карьеру режиссера и сценариста Никиты Власова

Правила жизни
Что за ураган «Милтон», который грозит разрушить США? Что за ураган «Милтон», который грозит разрушить США?

Ураган «Милтон» уже назвали самым разрушительным за столетие

Maxim
Краткий гид по современной поэзии: имена, книги, курсы Краткий гид по современной поэзии: имена, книги, курсы

Актуальные течения русскоязычной поэзии — фемписьмо и антидепрессанты

РБК
«Это не игра в прятки с моей стороны» «Это не игра в прятки с моей стороны»

Владимир Мирзоев о своем «Преступлении и наказании»

Weekend
Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация

Не стоит забывать об одном риске IT-компании — «забытой» автоматизации

Forbes
Вадим Тишин Вадим Тишин

Художник Вадим Тишин открывает невидимые миры и носит в сердце незабудку

Собака.ru
Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью

Provider woman: что это за тренд и как он влияет на традиционные устои общества?

Forbes
Пираты XXI века: как устроен рынок книжного самиздата и нелегальных переводов Пираты XXI века: как устроен рынок книжного самиздата и нелегальных переводов

Литературный обозреватель разбирается, как устроен рынок современного самиздата

Forbes
Что делать, если вы постоянно ссоритесь: 6 советов клинического психолога Что делать, если вы постоянно ссоритесь: 6 советов клинического психолога

Эти очевидные советы могут спасти ваши отношения

Psychologies
Девочки не умеют терпеть: что такое pain gap и почему женщины чаще испытывают боль Девочки не умеют терпеть: что такое pain gap и почему женщины чаще испытывают боль

Как стереотипы и недостаток знаний о женском теле делают нам больно

Forbes
Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen

Как в XX веке Европа бросила вызов автомобильному концерну Америки

ТехИнсайдер
Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях

Рынок юаневых облигаций мог бы заменить закрытый рынок евробондов

Forbes
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Скрытые повреждения Скрытые повреждения

Хотя Франция отпустила Алжир, война её не отпускала и разъедала изнутри...

Дилетант
Дама с собачкой (или кошечкой) Дама с собачкой (или кошечкой)

Когда любовь к питомцу превращается в зависимость

Лиза
«У нас сохранилась практика раскрытия информации» «У нас сохранилась практика раскрытия информации»

Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

РБК
Открыть в приложении