«Порочная королева»: как мораль XVI века приводила женщин на казнь за измену мужу
Английский король Генрих VIII не был образцом супружеской верности, но двух своих жен — Анну Болейн и Кэтрин Говард — казнил за измену. И если в первом случае обвинения могли быть сфабрикованы, то во втором источники подтверждают: у жены короля были любовники как минимум до вступления в брак. В историю она вошла как «порочная королева», однако исследователи спорят о том, как интерпретировать факты из ее жизни. Кэтрин была еще ребенком, когда ее соблазнил учитель музыки, а затем кузен Фрэнсис Дерем, старше ее на 15 лет, убедил, что они помолвлены и без пяти минут женаты. Свою версию биографии Кэтрин британский историк Элисон Уэйр превратила в роман. С разрешения издательства «Азбука-Аттикус» Forbes Woman публикует отрывок.
Король с королевой были на охоте, а когда под цокот лошадиных копыт проезжали через гейтхаус в Хатфилде, Екатерина заметила, как в дом со двора вошла знакомая фигура. Фрэнсис Дерем!
Она ощутила головокружение и ухватилась рукой за луку седла, чтобы не упасть. Что он здесь делает? Меньше всего ей хотелось, чтобы на него обратили внимание Генрих или Том. Кто знает, что мог сделать Том, увидев Фрэнсиса?
Подошел конюх, и Екатерина спустилась с седла.
— Мне нужно поскорее вернуться в свои покои, сир, — сказала она Генриху. — Зря я выпила столько эля за обедом!
Войдя в дом, она опасливо огляделась — не поджидает ли ее Фрэнсис, но его нигде не было. Она поднялась по старинной каменной лестнице в свой приемный зал и сразу увидела кланявшегося ей Дерема. Дамы с интересом поглядывали на него, все-таки Фрэнсис был хорош собою. Однако легкая небрежность во всем его облике больше не привлекала Екатерину.
— Что вы здесь делаете?
— Ваше величество... — Голос Дерема пронизывала едва уловимая ирония.
Снова поклонившись, он протянул ей письмо с гербом вдовствующей герцогини. После того как Екатерина вышла замуж за короля, их общение прервалось. С чего это бабушка решила написать ей, да к тому же из всех людей выбрала в качестве своего посланца именно Фрэнсиса? Она что, потеряла разум?
Екатерина сломала печать и с нарастающим изумлением прочла, что герцогиня просит о милости. Ее дочь, графиня Бриджуотер, а также леди Уильям Говард задумали устроить Дерема на службу к королеве и упросили ее поговорить об этом с Екатериной. «Поэтому я смиреннейше прошу вашу милость исполнить мою просьбу, имея в виду то, как исправно служил Дерем мне самой и лорду Уильяму. Молю вас, ради меня будьте к нему благосклонны и окажите ему покровительство».
Герцогиня много сделала для нее и никогда ни о чем не просила, поэтому Екатерина едва ли могла отказать ей. Это было бы неблагодарностью. Она задумалась: понуждал ли Фрэнсис леди Бриджуотер и леди Уильям просить о протекции для него, и если так, то каковы его мотивы? Не мог же он рассчитывать на какие-то особые милости с ее стороны или, не дай Бог, на возобновление их отношений? Господи, только бы он не начал снова повторять эти глупости о том, что они муж и жена!