В одной упряжке
Еще недавно эта профессия ассоциировалась с отважными золотоискателями из произведений Джека Лондона. Сегодня без нее невозможно представить зимний отдых на природе. Ведь так здорово прокатиться по заснеженным просторам в нартах!

Окатании на собачьих упряжках мы поговорили с каюром центра арктического туризма «Грумант» на Шпицбергене Валентиной Комаровой. На островах архипелага с декабря по январь – пик полярной ночи, туристов нет. Чтобы не терять времени, девушка отправилась работать в этнопарк «Семь хуторов», расположенный неподалеку от карельского города Лахденпохьи. Здесь я ее и застал.
Специалист по верблюдам
Детство нашей героини прошло в поселке лесозаготовителей Усогорск в Удорском районе Республики Коми. В доме всегда водились собаки. Валентина, сколько себя помнит, с ними возилась и, по ее собственному признанию, мечтала стать каюром, даже не зная такого слова.
После школы Валентина поступила в Тимирязевскую академию на зооинженерный факультет. На выходных ездила работать в этнопарк «Кочевник». В парке можно покататься на самых разных животных – осликах, лошадях, оленях… Девушка, как она сама говорит, «работала на верблюдах и собаках». Каюры этнопарка научили ее азам профессии и пригласили на первые соревнования.

Дипломную работу Валентина писала по верблюдам и параллельно мечтала устроиться каюром где-нибудь в… Гренландии.
– Я хотела много снега, холода и поменьше людей, – объясняет девушка, – но, к сожалению, с Гренландией у меня ничего не получилось, вакансии не нашлось.

В России собак ездовых пород по назначению используют на Чукотке и Камчатке. Если говорить о центральных регионах, то, по словам Валентины, в 80 процентах случаев это истории про спорт, выставки и «продажу крови победителей», то есть, попросту говоря, щенков. Но, так как собак нужно кормить, многие владельцы ездовых пород занимаются частным прокатом, для чего нужны помощники вроде Валентины.