О том, как выстраиваются отношения российского и американского бизнеса

ЭкспертОбщество

«Санкционный механизм — это “Титаник”, но Трамп хочет договориться»

Глава американской торговой палаты о том, как выстраиваются отношения российского и американского бизнеса

Беседовали Анастасия Львова, Дмитрий Гринкевич

В московском офисе Американской торговой палаты (AmCham) посетителей встречает оригинальный натюрморт: колосья ржи на столе и альбом фотографий С. М. Прокудина-Горского «Российская империя». Глава AmCham Роберт Эйджи на вопрос, как к нему обращаться, шутит, что иногда его называют Борисом Евгеньевичем — он работает в России уже больше 30 лет. Но в первые месяцы после февраля 2022‑го, по словам Эйджи, было не до шуток. Хотя AmCham призывала американские компании не нервничать и сохранить присутствие в России, многие ушли — прямые санкционные потери членов палаты он оценил в $100 млрд. Но хорошая новость в том, что обе стороны, похоже, хотят договориться. Сама история подсказывает, что между Россией и США еще как минимум со времен императрицы Екатерины II выстраивались дружественные отношения.

Давайте вернемся в 2022 год. Если, например, заморозка российских резервов в целом прогнозировалась, то массового исхода западных компаний мало кто ожидал. Вы в те дни просчитывали такой сценарий?

Для нас это тоже было полной неожиданностью. Тогда в целом время было тяжелое. С точки зрения напряженности работы начало пандемии и закрытие границ может показаться праздником. Каждую неделю вводили новые санкции, надо было за этим следить и анализировать, от компаний валились запросы на консультации.

Какие вопросы задавали наиболее часто?

В основном — уходить или оставаться. Мы сразу поняли, что не все компании уходят, и призывали остальных, наиболее нервных, успокоиться, взять паузу и не принимать поспешных решений.

У вас была разработана какая-нибудь методичка?

Нет, никакой методички не было, поскольку каждый случай индивидуален. У нас было две задачи: дать возможность компаниям общаться как с российским, так и с американским правительством. И наладить общение компаний друг с другом. И мы фактически выступали как площадка для коммуникации бизнеса с органами власти России и США и между собой. С помощью консультантов и юристов, членов Палаты отрабатывали с властями и с компаниями те риски, которые для них возникали в случае абсолютного ухода, сокращения деятельности в России или полноценного сохранения здесь бизнеса.

Например, был введен запрет на экспорт IT-услуг из США. У таких компаний не было другого выхода, кроме как уйти. Помимо этого, были еще и контрсанкции, проблемы с логистикой, которые делали бизнес экономически нецелесообразным и так далее. Речь ведь шла не только об экономических рисках: многие рассматривали сохранение бизнеса в России как репутационный риск.

AmCham что-нибудь заработала на этом?

Мы не коммерческая организация, заработок не наша цель. Мы существуем только на членские взносы компаний. Так как многие компании ушли из России, соответственно, многие ушли и из AmCham, следовательно, наш бюджет сократился и мы вынуждены были серьезно оптимизировать наши расходы, причем так, чтобы это не отразилось на качестве услуг для наших членов. Так как мы не юристы, мы переадресовывали компании к участникам этого рынка, членам AmCham. Вообще, период активного введения санкций стал золотым временем для консультантов и юристов, хотя, конечно, очень напряженным.

В интервью РБК вы приводили три типа реакции компаний на санкции и геополитическое обострение: уход со скандалом, управляемое сокращение бизнеса с сохранением присутствия, продолжение работы в России. Есть ли отраслевая или еще какая-нибудь закономерность в том, как компании себя вели?

Самыми первыми ушли скандинавские компании, затем — британские, европейские, а уже потом — американские. Бизнесы из США в целом покидать Россию не хотели. Четкой градации по отраслям нет, в основном это зависело от того, какими будут потери в случае ухода и какие риски в случае продолжения работы. К началу 2022 года, по нашим подсчетам, объем прямых инвестиций американских компаний — необязательно напрямую из США, иногда через другие юрисдикции — составил около $100 млрд. Терять такие деньги — это больно.

Но некоторые решили, что лучше уходить, не считаясь с потерями. Например, одна крупная консалтинговая компания доплатила российскому менеджменту $15 млн за то, чтобы передать ему бизнес во владение. Одно из сырьевых предприятий проинвестировало в добычу в России $4,5 млрд, а продало бизнес одному из российских предпринимателей за $400 млн. Кто от этого выиграл?

Получается, рассудительные бизнесмены взвешивали «за» и «против», по сути, подбивали баланс потерь в случае ухода или продолжения бизнеса. Решения российского правительства, в частности введение и постепенное повышение «налога на выход», сыграли свою роль?

Да, сыграли. Когда дисконт стал не возможностью, а обязанностью, пыл немного охладел. Хотя к тому моменту пик исхода уже был позади.

Опционы на обратный выкуп бизнеса у менеджмента заключались на определенный срок. Они истекли или еще действуют?

В первый год санкций, то есть в 2022‑м, максимальный срок действия опционов составлял пять лет. В 2023‑м его сократили до трех лет. Сейчас такие разрешения невозможно получить в принципе. Мы проговаривали эту тему с нашими юристами, и сейчас ситуация такая: часть опционов продолжают действовать, но часть, 30%, уже истекли. При этом ведется дискуссия о том, стоит ли исполнять даже те опционы, которые действуют. На наш взгляд, конечно, правильно было бы принять их к учету. Соблюдение российской стороной этих обязательств стало бы хорошим сигналом для тех компаний, которые подумывают о возвращении.

Вы рассказывали о работе над white paper для американского правительства по вопросу снятия санкций. Что представляет собой этот документ?

Это документ на 15 страниц. В нем представлен анализ по тем отраслям российской экономики, в которых работали американские компании: FMCG, фармацевтика, медтех, инвестиционный бизнес, энергетика, предметы роскоши и так далее. Мы с компаниями оценили, какой эффект оказали санкции США, что произошло с 2022 года: какие потери понесли компании, как изменилась ситуация на рынке, долгосрочные перспективы, что можно, что нельзя и так далее. Также white paper — это просьбы или рекомендации относительно того, что можно было бы сделать, чтобы облегчить ситуацию для американского бизнеса в России.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Возраст отдельных изображений Альтамиры оценили более чем в 20-30 тысяч лет Возраст отдельных изображений Альтамиры оценили более чем в 20-30 тысяч лет

Рисунки в пещере Альтамира могут иметь возраст в 20-30 тысяч лет

N+1
Обойти на повороте Обойти на повороте

Как на самом деле России догнать и перегнать Америку

Деньги
«А как же шарики?!» Человечество исчерпает запасы гелия быстрее, чем нефти или газа – но есть выход «А как же шарики?!» Человечество исчерпает запасы гелия быстрее, чем нефти или газа – но есть выход

Поставщики начали отказывать в поставках гелия даже научным лабораториям

ТехИнсайдер
С Ордой и молитвой С Ордой и молитвой

Православная церковь установила с Ордой собственные, довольно прочные отношения

Дилетант
Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе

ИРИ – организация, которая поддерживает производство онлайн-контента

Ведомости
Как научиться принимать комплименты Как научиться принимать комплименты

Почему бывает трудно принимать комплименты и как с этим справиться

Inc.
Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова

Владимир Набоков понимал все проблемы, стоящие перед литературой ХХ века

РБК
Амарант Амарант

Почему амарант — суперфуд и важнейшая пищевая культура XXI века

Здоровье
ПВЗ под прицелом, маркетплейсам приготовиться ПВЗ под прицелом, маркетплейсам приготовиться

Как интерес ФНС к числу самозанятых поменяет бизнес-модель цифровых платформ?

Монокль
Самые безумные и правдоподобные теории заговора про римских пап Самые безумные и правдоподобные теории заговора про римских пап

Какие теории заговора про римских пап были самыми безумными?

Maxim
Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна

Как компьютерный термин проник в велнес-индустрию и в чем его нюансы

РБК
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Безвыходных ситуаций не бывает Безвыходных ситуаций не бывает

Интервью с директором Кризисного центра помощи женщинам и детям

Лиза
Топливный фронт Топливный фронт

Как советская нефтяная промышленность приближала победу

Эксперт
Аналог ацтекского омичикауацтли из человеческой кости выявили среди находок из Техаса Аналог ацтекского омичикауацтли из человеческой кости выявили среди находок из Техаса

Какие ацтекские артефакты обнаружили на юге Техаса

N+1
8 самых грустных фильмов про собак 8 самых грустных фильмов про собак

Эти фильмы про собак точно тронут вас за душу

Maxim
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
Пишем красиво Пишем красиво

Надо ли тратить силы и время, чтобы научить ребенка красиво писать?

Лиза
Из чего выгоднее всего делать самогон? Из чего выгоднее всего делать самогон?

Разбираем экономику домашней дистилляции

Maxim
Когда вырасту Когда вырасту

Люди сегодня ищут место по душе, где будут замечать их, давать возможность расти

Новый очаг
Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!» Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!»

Судьба играет человеком, а человек играет на трубе

Караван историй
Актер и педагог Актер и педагог

Владимир Канухин о гигиене в профессии и ответственности перед аудиторией

OK!
Держи баланс Держи баланс

Как продвинуться в карьере и при этом сохранить здоровье

Лиза
Юани и авось Юани и авось

Почему китайская валюта не заменила американскую на российском рынке

Деньги
Как России преодолеть магнитную аномалию Как России преодолеть магнитную аномалию

Редкоземельные магниты играют ключевую роль в производстве высоких технологий

Монокль
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
«Падучая» под контролем «Падучая» под контролем

Что такое эпилепсия и какие подходы к ее лечению предлагает современная наука?

Знание – сила
Татьяна Архипова Татьяна Архипова

Директор БДТ Татьяна Архипова хранит традиции и внедряет современные форматы

Собака.ru
Возможности перевода Возможности перевода

Российские банки налаживают возможности по переводу денежных средств за границу

Ведомости
Открыть в приложении