Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!»
«Так сложилась моя судьба, что с четырех лет я снималась с прославленными на всю страну актерами: Фаиной Раневской, Тамарой Макаровой, Павлом Кадочниковым, Верой Марецкой. За роль в фильме «У них есть Родина» мне, одиннадцатилетней школьнице, в Кремле вручили медаль «За трудовое отличие». Мое фото напечатали все газеты. . .»
Я жила в самом центре Москвы, на улице Горького, в доме, где Елисеевский магазин. Прямо над ним у нас была квартира. Мой дедушка был главным инженером Елисеевского магазина по холодильным установкам. Благодаря своей должности он и получил там жилье.
Мама была преподавателем музыки в музыкальной школе, а папа у меня погиб в первые дни войны. Мама вышла второй раз замуж, когда мне было шесть лет. У меня был отчим, замечательный человек Исаак Яковлевич, я очень его любила, и он ко мне относился потрясающе: обо мне заботился, кормил, поил, растил. Все было прекрасно.
Бабушка меня одевала как куколку. Она была настоящей рукодельницей, прекрасно шила, вязала, помню, не расставалась с клубком шерсти и спицами. Она, например, сшила мне нарядное платьице по колено. И на мои короткие волосы приколола бант такого же цвета. И мы с бабушкой пошли гулять на Петровский бульвар. Я была очень бойким ребенком, бегала по скверику, кричала, пела и, кстати, очень чисто говорила. К детской песочнице подошла ассистент режиссера. Она искала среди детей героиню для фильма «Жила-была девочка». Я ей сразу приглянулась, и она выбрала меня. Так я и попала в кино...
Но так получилось, что моя жизнь в кино закончилась вместе с детством. Самое смешное, что, несмотря на длинный список ролей, меня ни в один театральный вуз не брали. Педагоги говорили: «Вы уже в кино снимались, вас там испортили, придется переучивать. Идите лучше во ВГИК, а в театральном вам делать нечего, вы уже киношная актриса».
— А у вас в послужном списке сколько было фильмов?
— Сейчас посчитаю. «Жила-была девочка», «Слон и веревочка», «Первоклассница», «У них есть Родина», «Дети партизана», «В степи»... В общем, много. Я была тогда очень популярная девочка, и, понятно, педагогам не хотелось такую в студентки брать: мол, она уже хлебнула этого всего и знает, как и почему. Они же берут свеженьких девочек, чтобы научить профессии.
Когда я пришла во ВГИК, там набирала курс Ольга Ивановна Пыжова. Она была очень строгим педагогом. И тоже категорически была против съемок в кино. Я поняла, что шансов поступить у меня нет.
И тут мне улыбнулась удача. Совершенно случайно в Серебряном Бору на пляже я встретила Сергея Аполлинариевича Герасимова. А его я знала, потому что снималась в фильме «Первоклассница» с его женой Тамарой Федоровной Макаровой. Она играла учительницу, а я первоклассницу Марусю Орлову. Мы очень тесно общались во время съемок. Сергей Аполлинариевич приезжал к жене, мы все вместе чай пили.
Забавно, но девочки, которые вместе со мной играли в «Первокласснице», так и называли Тамару Макарову — Анной Ивановной, как учительницу. Они любили ее, ходили за ней по пятам и задавали массу вопросов.
Так вот, встречаю Герасимова на пляже.
— Ну как, кума, твои дела?
— Сергей Аполлинариевич, вот так кумой и останусь, не берут меня нигде, ни в театр, ни в кино.
— Как это не берут?
— Все твердят одно: я испорчена кинематографом.
Герасимов задумался: «Ладно, вот что я могу сделать... К Пыжовой так просто не подкатишь, это ученица Станиславского, народная артистка. Мы вот что сделаем: я попрошу в деканате, чтобы ты пришла на туры, прочитала программу, как все, но они ни слова Пыжовой не будут говорить о том, что ты снималась в кино.
Сказано — сделано! Я пришла на тур, все прочитала, и Пыжова меня сразу взяла к себе.
— Ольга Ивановна вас не узнала?
— Откуда? Она что, будет смотреть детские фильмы? Пыжова совсем про меня ничего не знала, тем более что ей по просьбе Герасимова ничего в деканате не сказали.
Она узнала о моем «темном» прошлом случайно. Где-то на втором курсе сидим в аудитории. В дверь постучались.
— Защипина, забери наконец свои письма, тут мешки лежат. Не пройти...
Пыжова удивилась: «Почему тебе письма мешками приходят?» А ей девочка из деканата объяснила: «Вы что, Ольга Ивановна, не знали? Наташа же снимается в кино». Так вся правда и открылась. Ольга Ивановна вздохнула: «Ну что ж мне с тобой делать, я тебя уже полюбила». И действительно, я была у нее одной из лучших учениц.
Со мной учились Наталия Кустинская, Тамара Семина, Таня Бестаева. Все три красавицы в будущем стали известными актрисами. Так что у нас курс был очень яркий. Всех растаскивали по кино, но Ольга Ивановна никого никуда не отпускала. Нам было запрещено в кино сниматься.
Такое положение было во всех театральных училищах, потому что студентам надо было учиться, готовиться к сдаче экзаменов. Ведь тогда фильм снимали почти год, долго перед съемками репетировали, это сейчас за неделю все готово. Это правило распространялось и на институт кинематографии. Там актерское мастерство преподавали по системе театра, никакого специального обучения для кино не было.
Я училась с большим удовольствием. Ольга Ивановна умела всех распределить по полочкам, кто чего достоин, кто на что годится. В дипломном спектакле я играла Люську в «Беге». Очень был хороший спектакль, и музыку к нему сам Таривердиев писал. Мама не интересовалась моими студенческими работами. Она была против моей актерской карьеры. Я ведь окончила музыкальную школу при консерватории по классу рояля и очень хорошо играла. Мама мне говорила так: «Учись! В кино выкрасят и выбросят, а надо иметь профессию. Подумаешь, тебя сняли в кино! Ну и что, сегодня сняли, а завтра забыли, а ты никто и ничто». Она хотела, чтобы я была музыкантом.
Но я очень не любила сидеть часами за инструментом, разучивать гаммы. Когда я уже стала самостоятельной личностью, первое, что сделала, продала пианино.
А в Театре сатиры мама спектакли с удовольствием смотрела. Иногда хвалила: «Хорошо сыграла, да и спектакль мне понравился». А порой она приходила и возмущалась: «Ой, что у вас ставят, жуть какая-то, тоска зеленая».
— Как вы после ВГИКа в Сатиру попали?
— На меня пришли заявки с киностудии «Мосфильм» и со студии Горького. Но я хотела в театр, потому что Ольга Ивановна Пыжова привила нам всем любовь к сцене. Она растила из нас театральных актрис.
Для показа мы с ребятами отрепетировали сценку из Брехта, я там играла старуху, которая была начальником обоза, ее потом играла Пельтцер в кино. И отправились показываться во все театры. Меня пригласили в два театра: в Ермоловский и в Сатиру, но я, конечно, выбрала Сатиру. Попала я туда без всякого блата, просто понравилась главному режиссеру театра Валентину Плучеку.
Почему я выбрала Сатиру? Во-первых, личность Валентина Плучека. Все знали, что он прекрасный режиссер. А во-вторых, мне казалось, что в Сатире я буду петь и танцевать. Я ведь очень хорошо пела. У меня был замечательный голос.
И я не ошиблась в своем выборе. В Сатире я столько партий вокальных спела! Простакову, Лизу Синичкину. Кстати, недавно по случаю праздника в честь годовщины Победы у нас был вечер в театре. И я спела с оркестром балладу Лизы Синичкиной из спектакля «Гурий Львович Синичкин»...
— А вы помните, как вы в первый раз переступили порог театра?
— Осенью на сборе труппы Валентин Николаевич представил меня коллегам: «Вот наша новая молодая актриса, кинодива, но не волнуйтесь, ее отпускать на съемки не собираюсь, будет работать, как все». Никто в Театре сатиры о моей кинокарьере и не подозревал. Кому надо было смотреть фильм «Первоклассница», что вы, смеетесь!
Вся моя слава осталась в детстве. Обо мне тогда и в газетах писали. Все узнали про меня после того, как фильм «У них есть Родина» получил Сталинскую премию. Мне не дали, потому что педагогический совет кинематографа, Министерство культуры решили, что девочке в десять лет государственную премию давать нельзя, это непедагогично.
Награждение проходило в Кремле. За мной прислали черную правительственную машину. Через все залы меня сопровождал почетный караул. Все это было очень торжественно, председатель Президиума Верховного Совета СССР Шверник вручил мне медаль «За трудовое отличие».
Одета я была как примерная советская девочка. На мне была черная юбочка в складку на бретельках, белая шелковая блузочка и пионерский галстук. Еще у меня были длинные косички ниже плеч с бантами, мне их мама заплела.
Я ни капельки не волновалась, ничего еще тогда не соображала. Когда мне вручили эту медаль, я села обратно на место в кресло. С одного бока от меня сидела Тамара Федоровна Макарова, а с другого — актер Геловани, который в кино играл Сталина. Тамара Федоровна стала прикреплять мне медаль к бретельке от юбки. Тут, конечно, все корреспонденты подбежали и стали снимать, как сама Макарова мне цепляет медаль. Это фото потом появилось во всех газетах и журналах. Еще бы! Такое событие — маленькая девочка впервые получает медаль в Кремле!