Александр Великий: «разорванный» портрет героя

Знание – силаИстория

Вечная мания завоеваний

Александр Голяндин

Александр Великий побеждает персов в битве при Иссе. Элемент так называемого саркофага Александра (Сидонского саркофага). Около 325 г. до н.э.

Само имя «Александр Великий», 2380 лет со дня рождения которого отмечалось в этом году, пробуждает в сознании многих людей схожие ассоциации: безоглядный юношеский задор, невероятная удача в войне, создание мировой империи и в то же время – непомерная жестокость, маниакальное стремление покорить весь мир. Многим памятна его фраза, ставшая крылатой: «Во вселенной бессчетное множество миров, а мы еще и одного не завоевали!». Если, пытаясь понять фигуру Александра Македонского, его роль в мировой истории, мы попробуем подыскать равновеликие ему личности, то мы можем назвать его «предшественником Цезаря», этаким «греческим императором», взявшим себе столько власти, сколько он захотел, или же «Наполеоном древности», с автоматизмом машины подчинявшим себе одну страну за другой, чтобы везде установить тот же порядок, что сложился на его родине.

Разорванный портрет

Уже в античности мнения об Александре Македонском разнились так, как разнятся два войска, вышедшие на битву. Кажется, что от оскорблений, допустимых для ораторов, спорщики легко перешли бы на кулачный бой, а то и выхватили бы кинжалы. Лишь разделившие их десятилетия и века удерживают их. Друг другу же они были так же противны, как одним – царь Александр, другим – его враги.

Историк Диодор Сицилийский величаво рек о нем: «В течение короткого времени Александр, опираясь на собственное разумение и мужество, совершил дела более великие, чем те, что совершили все цари, память о которых передана нам историей. За 12 лет он покорил немалую часть Европы и почти всю Азию и, конечно, приобрел громкую славу, равнявшую его с древними героями и полубогами» («Историческая библиотека», кн. XVII, I).

Для римского философа Сенеки царь был ненавистен. В своих «Нравственных письмах к Луцилию» он судит его как «государственного преступника»: «Несчастного Александра гнала и посылала в неведомые земли безумная страсть к опустошению. Или, по-твоему, здрав умом тот, кто начал с разгрома Греции, где сам был воспитан? […] кто, не довольствуясь поражением многих государств, либо побежденных, либо купленных Филиппом, стал опрокидывать другие в других местах, неся оружье по всему свету? чья жестокость нигде не остановилась, уставши, – наподобие диких зверей, загрызающих больше добычи, чем требует голод?» (Письмо XCIV, 62).

Сенека. Скульптор Амадео Руис Ольмос. Статуя установлена на родине философа, в Кордове

Современные историки также не могут примириться, когда разговор заходит об Александре Великом. И хотя, рисуя этот образ, они обращаются к одним и тем же античным источникам, результат их работы поразительно двулик. Под пером одних исследователей Александр блистателен, как бог света. Другие видят в нем лишь черное исчадие ада.

Те и другие исследования больше говорят о самих авторах, чем об их герое. Описывая великого царя, они проецируют на эту фигуру собственные политические взгляды и пристрастия, а также свой жизненный опыт. Подобный подход мы наблюдаем, начиная с эпохи Просвещения.

Для одного из крупнейших немецких историков XIX века Иоганна Густава Дройзена, автора фундаментальной работы «История эллинизма», деятельность Александра Македонского являлась главной предпосылкой грядущего торжества христианства. Он соединил персидский Восток и греческий Запад. Впоследствии, зародившись на Ближнем Востоке, христианство скоро распространилось везде, где говорили по-гречески (добавим в скобках: а также на латыни).

Британский историк Уильям Тарн настойчиво проводил параллели между Британской империей и Македонской империей. Для австрийского историка Фрица Шахермайра Александр Македонский, демагог и воитель, сверхчеловек и титан, был подобен Гитлеру, которым ученый по молодости восхищался, как и царем Александром, и которого, наряду с македонским царем, всю оставшуюся жизнь презирал и ненавидел.

Подчас современные историки концентрируются на одной-единственной черте своего героя. Он становится то психопатом, одержимым страстью к разрушению, то алкоголиком, превратившим жизнь в «потешный» дионисийский праздник, где веселье внезапно кончается смертью, а смерть производит новый взрыв веселья.

Другие исследователи, например, немецкий историк Ханс-Ульрих Вимер, автор книги «Александр Великий» (H.-U. Wiemer. «Alexander der Große», 2005), создают «разорванный» портрет своего героя, составляя рядом то, что несоединимо: его отношение к своему «культурному миру», Македонии и Греции, и к завоеванному им варварскому миру. Там, на Востоке, царь был совсем другим человеком, и это не случайно. С варварами он из образованного грека превращался в варвара и вел себя так, как ему мнилось, должны вести себя люди, лишенные всякого налета традиционной греческой культуры.

Страх и ужас собеседника богов

Как полемично написал немецкий историк Ханс-Иоахим Герке в книге «Александр Великий», «мир "Илиады" может позволить нам заглянуть во внутренний мир македонского царя», ощутить, какими представлениями и ценностями он руководствовался, затевая свой фантастический поход ради завоевания целого мира (H.-J. Gehrke. «Alexander der Grosse», 2013).

В начатой им войне важнейшее значение имели определенные символические жесты и картинные ритуалы – всё потому, что Александр на протяжении всего похода, очевидно, ощущал то, что чувствовали герои «Илиады» – что, пока они сражаются с врагом, боги спорят, кому отдать победу, грекам или троянцам, и важно задобрить богов, чтобы наконец выиграть эту нескончаемую войну.

Боги спускаются к битве. Гравюра Т. Пироли по иллюстрации Дж. Флаксмана (1793) к «Илиаде»

В пустынных просторах Персии и безлюдных местностях Египта, в горах, куда не добирались ранее греки, и в Индии, почти неведомой им, Александр Македонский всегда ощущал это присутствие богов, которые беззвучно и безвидно рассуждали о том, кому присудить победу в следующей битве. Царь вглядывался в незримое, вслушивался в незвучное, нервы его были истончены до предела этим ожиданием, и он всегда думал о том, как не оплошать, не оттолкнуть от себя богов. Их приговор ведь, как убедились герои «Илиады», уже не отменить. Александр страшился их проклятия и скрывал от всех тот ужас перед богами, что тяготил его, раздваивал его личность. Внешне он был непобедимым воином, которому боги якобы давно отдали победу. Внутри же, словно Ахилл, был проклятым неудачником, которого боги давно обрекли на смерть, какие бы подвиги он ни совершал.

Эта раздвоенность, которую он пытался подавить алкоголем, превращала его порой в безумца, когда он, остро чувствуя, что уже приговорен богами, бесновался и неистовствовал, не щадя уже никого, как и подобает последнему злодею, а не герою.

Ахилл оплакивает Патрокла. Гравюра Т. Пироли (1795) по иллюстрации Дж. Флаксмана (1793) к «Илиаде»

«Илиада» и «Одиссея» Александра Великого

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр: из эллина в азиата Александр: из эллина в азиата

Выдающийся полководец превратился из «первого среди равных» в азиатского деспота

Дилетант
Москва зодиакальная Москва зодиакальная

Астрологическая карта столицы: выбери свой счастливый район

Лиза
Пять выстрелов в мае Пять выстрелов в мае

Симон Петлюра повернул голову к незнакомцу, и прозвучали пять выстрелов

Дилетант
Новым деньгам новые ставки Новым деньгам новые ставки

Банки устроили процентные гонки

Деньги
Первая прямая телетрансляция Первая прямая телетрансляция

Днём рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года

Дилетант
Филиппо Минелли: Не позволяю мнению людей влиять на то, что делаю Филиппо Минелли: Не позволяю мнению людей влиять на то, что делаю

Звезда международной арт-сцены Филиппо Минелли — о самых сложных проектах

СНОБ
Как устроено женское сексуальное желание Как устроено женское сексуальное желание

Женщина может испытывать возбуждение, но не хотеть секса. Это нормально

Psychologies
Ближний Восток в спирали войны Ближний Восток в спирали войны

Остановит ли иранский удар амбициозные планы Биньямина Нетаньяху?

Монокль
Продается ипотека Продается ипотека

Как выставить на продажу залоговое жилье без досрочного погашения кредита

Лиза
Краткий гид по современной поэзии: имена, книги, курсы Краткий гид по современной поэзии: имена, книги, курсы

Актуальные течения русскоязычной поэзии — фемписьмо и антидепрессанты

РБК
Что такое опорный подшипник, где он находится и как его проверить Что такое опорный подшипник, где он находится и как его проверить

Изношенный «опорник» вызывает шумы и усиливает износ элементов подвески

РБК
Эксперты назвали 10 самых опасных регионов России для жизни бездомных Эксперты назвали 10 самых опасных регионов России для жизни бездомных

В 2023 году в России умерло более 57 000 бездомных. В каких регионах?

Forbes
Восток заходит с Запада Восток заходит с Запада

Geely, но только Belgee

Автопилот
Бег по наклонной Бег по наклонной

Мог бы уровень современной науки позволить создать Человека-паука?

Вокруг света
Двое в городе Двое в городе

История встречи, любви и совместного бизнеса Иды Галич и Олега Ледвича

OK!
Пицца, суши, роллы: что делает бизнес, чтобы люди заказывали и считали еду модной и необходимой Пицца, суши, роллы: что делает бизнес, чтобы люди заказывали и считали еду модной и необходимой

Как бизнес сохраняет интерес к одним и тем же людям в течении многих лет?

Inc.
«Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес «Мы всегда готовы ко всему»: что мешает и помогает женщинам строить карьеру и бизнес

Как женщины строили бизнес и карьеру в 2000-х, несмотря на гендерные стереотипы

Forbes
Жить, сниматься, любить: как Софи Лорен стала воплощением мечты Жить, сниматься, любить: как Софи Лорен стала воплощением мечты

Удалось ли Марко Спаньоли показать Софи Лорен такой, какое ее знают близкие

СНОБ
Рацион оптимистки Рацион оптимистки

Для подъема духа и снижения веса специалисты рекомендуют диету оптимистки

Лиза
«Фильмы и сериалы о психотерапии могут многое рассказать о нас самих» «Фильмы и сериалы о психотерапии могут многое рассказать о нас самих»

Почему нам так интересны истории и фильмы, связанные с психотерапией?

Psychologies
Ловушки для шопоголиков Ловушки для шопоголиков

5 способов потерять деньги, покупая или продавая вещи в Интернете

Лиза
Пятьдесят — это новые тридцать Пятьдесят — это новые тридцать

Стоит ли радоваться тому, что старость теперь приходит позже?

РБК
Семь причин мешков под глазами Семь причин мешков под глазами

Какие факторы способствуют появлению отеков под глазами

Здоровье
В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита

Археологи проанализировали каменные артефакты из памятника Куэва-Мильян

N+1
Екатерина Стриженова: «Мы каждый год решаем с мужем: да, живем дальше» Екатерина Стриженова: «Мы каждый год решаем с мужем: да, живем дальше»

Если мужа надо пасти, то зачем он такой мне нужен? Вот я так живу

Караван историй
Станция «Кузнечное» Станция «Кузнечное»

Кузнечное дело во Владимире с инструкцией по выковке гвоздя

КАНТРИ Русская азбука
Кто в океане правит бал Кто в океане правит бал

На земле всё начинается с растений, а как обстоят дела в морях и океанах?

Наука и жизнь
Материальный и ментальный минимализм: 3 способа избавиться от лишнего в доме и голове Материальный и ментальный минимализм: 3 способа избавиться от лишнего в доме и голове

Как отказ от лишнего в ментальной и материальной сферах улучшит вашу жизнь?

Psychologies
Джим лежа Джим лежа

Героические истории со съемок первых фильмов великих режиссеров

Правила жизни
Легенда №17 Легенда №17

Из чего состоят рутинные дела главы республики Тува

Men Today
Открыть в приложении