Капризы директивной конверсии
На минувшей неделе правительство одобрило подготовленный Минфином проект федерального бюджета на 2021 год и на следующие два года. Главная новость: в предстоящем году расходы на национальную оборону будут ниже, чем расходы на национальную экономику. Впервые за одиннадцать последних лет! «Огонек» задумался, получим ли мы масло вместо пушек.
В только что подготовленном проекте федерального бюджета ассигнования на оборону составляют 3,11 трлн рублей, или 14,5 процента от общих расходов. А на национальную экономику выделяют на 260 млрд рублей больше — это 15,7 процента от всех бюджетных расходов.
Значительное сокращение оборонных расходов — с этим наша страна сталкивается впервые за 11 лет. Сумма 3,11 трлн рублей в бюджете — это общие ассигнования на национальную оборону в 2021 году (прошлогодние расходы — 3,37 трлн рублей). Сюда входит, в частности, финансирование госпрограммы вооружений, гособоронзаказа (ГОЗ) и содержание армии. Эти расходы в бюджете тоже не расписаны, указывается только общая сумма. Но из открытых источников известно, что ГОЗ в последние три года финансировался в объеме 1,5 трлн рублей — это примерно половина (или чуть меньше) от общей суммы оборонных расходов. Как говорят эксперты «Огонька», грядущее сокращение расходов не коснется закрытых статей по содержанию армии. Некоторые открытые источники пишут, что объем сокращения расходов на ГОЗ и госпрограмму вооружений (ГПВ) (это тоже закрытые статьи федерального бюджета) может составить 258,2 млрд рублей в 2021 году, или более 8 процентов от общей суммы оборонных расходов. В дальнейшем предусмотрены сокращения на 192 млрд рублей в 2022-м и на 198 млрд рублей в 2023 году.
Речь, правда, пока только о проекте бюджета, представленном Минфином в правительство. Василий Зацепин, военный экономист, считает, что объемы сокращения оборонных расходов могут быть уменьшены или вообще сведены к нулю:
— Это может произойти уже на этапе обсуждения бюджета в Государственной думе. Я не знаю ни одной думской партии, которая выступала бы за сокращение военных расходов. Нашу армию и ВПК поддерживает очень мощное лобби.
Понятно, что в ближайшее время развернется серьезная борьба и между ведомствами, и между предприятиями и корпорациями за сокращающийся пирог оборонного заказа. Но тем не менее вектор движения заявлен — предстоит снижение оборонных расходов, а значит, возникает проблема финансирования предприятий ОПК, который долгое время только рос. Итоги этого поступательного роста известны: в стране сегодня насчитывается 1339 предприятий, выпускающих военную продукцию. Это отдельные заводы, КБ, крупные кластеры и объединения. В ОПК трудятся около 2 млн человек. Кроме этого — некоторое число смежных гражданских предприятий, участвующих в производственных цепочках создания военной техники и вооружений. И как им теперь быть?
По мнению экспертов, реально возникшая перспектива сокращение ГОЗ ставит перед большинством оборонных предприятий вопрос не о развитии, а об элементарном выживании. Перспектива сокращения производства — а для некоторых предприятий и полная его остановка — становится вполне реальной. А вслед за этим идет снижение рентабельности, уменьшение прибыли, увольнение или перевод работников на неполную неделю. Неужели все это будет происходить на фоне продолжающегося кризиса нефтяных цен, коронавируса и растущей безработицы? Если честно, верится с трудом.
Диверсификация 5.0
Жизнь ОПК — это бесконечное чередование подъемов и спадов. Финансирование оборонки то увеличивается, то снижается. И нынешнее сокращение военных расходов — не новость. Два десятка лет Россия наращивала вооружение. Наша армия в значительной мере модернизирована: по некоторым оценкам, уровень современной техники и вооружений сейчас достигает 70 процентов. Если государство исходит из принципа разумности и достаточности вооружений для защиты своих интересов, то военные расходы неизбежно сокращаются. И тогда встает вопрос о переводе военных производств на выпуск гражданской продукции.
Именно поэтому еще в 2016 году Военно-промышленная комиссия поставила задачу выпуска гражданской продукции оборонными предприятиями. Планировалось довести выпуск гражданской продукции на предприятиях ОПК в 2021 году до 17 процентов, в 2025-м — до 30 процентов, а в 2030-м — до 50 процентов от общего объема. Конверсия? Ну да, уже пятая по счету за последние 75 лет.
Первой диверсификацией считают послевоенную перестройку заводов и фабрик на выпуск товаров народного потребления. Хотя это скорее была так называемая реконверсия — возращение к довоенной номенклатуре выпускаемой продукции. Потом конверсия середины 50-х годов, связанная с переориентацией армии с авиационной на ракетную технику. Некоторые исследователи считают, что она способствовала рывку гражданской авиации — Ту-104 и Ту-114 создавались изначально как бомбардировщики, но их смогли перекроить в лучшие в мире авиалайнеры. Во всяком случае в то время.
В 70-е годы, после Хельсинских соглашений о разрядке, СССР тоже проводил сокращение военной продукции. Руководил этим процессом Госплан, который сумел перевести на выпуск гражданской продукции аж 45 процентов мощностей оборонных заводов. Об этом, правда, сообщали советские источники, которые сейчас трудно проверить, но отдельные удачные примеры, несомненно, были — холодильники «ЗИЛ», например, выпускавшиеся заводом имени Серго, автомобили «Москвич» — на Ижевском машиностроительном заводе. Хотя массового производства гражданских товаров по широкой номенклатуре добиться все же не удавалось. Поэтому в стране и был хронический дефицит.