Носороги, космические черепахи, символизм: жизнь и творчество Дмитрия Плавинского — графика и одного из самых важных представителей нонконформизма
Дмитрий Плавинский — один из самых ярких представителей московского нонконформизма и поколения «неофициальных» художников-шестидесятников. Его работы невозможно не узнать — это единство истории и современности, философской мысли, сложности фактур (от рельефной многослойности живописи до работы с необычными материалами) и безупречной техники.
В честь 85-летия знаменитого художника Музей AZ подготовил выставку «Носороги на черепашьих бегах в Москве», в которой представлены офорты и живописные произведения Плавинского из собрания Музея AZ и частных коллекций. Среди них — работы из важных для творчества художника серий «черепах» и «носорогов».
Плавинский родился 28 апреля 1937 года в Москве. В детстве ходил в художественную школу и с юности увлекался классической музыкой и математикой. Высшее образование Дмитрий получил в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года, где учился на театрально-декорационном отделении у Виктора Шестакова. А после училища путешествовал по всей стране — от заполярного Урала и Дальнего Востока до Самарканда и Ашхабада. С конца 1950-х входил в круг художников, позднее названных нонконформистами.
В 1957 году участвовал в выставке во время VI Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве и познакомился с будущими нонконформистами Анатолием Зверевым, Михаилом Кулаковым, Александром Харитоновым. Как вспоминает его жена Мария, Дмитрий был со всеми внимателен и дружелюбен, но близких друзей у него практически не было. В 1960 году прошла его первая выставка в квартире искусствоведа Ильи Цырлина, и первая же работа оказалась в коллекции Георгия Костаки — «Кричащая рыба». Эта картина открывает долгую серию работ, посвященных теме рыб, черепах, ящериц и насекомых в творчестве художника, — с того момента в его работах практически исчезают люди. Среди других значимых для пути художника коллекционеров — собирательница неофициального российского искусства Нина Стивенс, благодаря которой в 1967 году двадцать две работы Плавинского будут показаны в Америке, а три из них приобретет музей МоМА. Позже он принимал участие в огромном количестве международных выставок нонконформистов в США, Англии, Италии, Японии и других странах. Сегодня работы Плавинского входят в крупнейшие музейные и частные коллекции, такие как музей Метрополитен и Государственная Третьяковская галерея.
Плавинский много путешествовал по маленьким городам и монастырям Севера, где обращал внимание на фрески, архитектуру, палеографию. Также вдохновляло его и наследие Возрождения: он много времени проводил в ГМИИ им. А. С. Пушкина, вглядываясь в офорты Дюрера, Рембрандта и Гойи, а позже и сам освоил эту технику. Сам Плавинский как-то назвал себя «цыганом» в искусстве: его всегда отличала неутомимая тяга к познанию различных культур. В среде своих друзей он занимал нетипичную позицию: не занимался ни абстрактным экспрессионизмом, ни бытоописанием гнетущей советской жизни. Его куда больше интересовала многослойная древность, впитывающая в себя историю разных времен, которую и показывали его работы.. С конца 1950-х годов Плавинский много ездил по Средней Азии, изучая местные духовные традиции, а также пытался восстановить связь с пострадавшей при большевиках русской христианской культурой. Его работы 1960-х, как правило, предметны и много обращаются к религиозным мотивам. А в конце 1970-х центром внимания оказывается не предмет, а пространство. Уже после эмиграции в Соединенные Штаты, в 1990-х, Плавинский активно путешествовал по Европе, стремясь постичь все богатство классики Запада.