Манежная площадь
Автомобильные выставки в дореволюционной России
Даже у вполне привычных и понятных слов иногда бывают очень витиеватые определения. Например, слово «выставка». Международное бюро выставок объясняет его значение такой фразой: «Показ какого бы ни было его наименования, путем представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности».
Вряд ли такую словесную конструкцию можно применить, скажем, к выставке картин, а вот к автомобилям – вполне. Тут налицо и удовлетворение потребностей, и технический прогресс. Но куда лаконичнее было бы русское «на других посмотреть и себя показать». Потому что показывать такую диковинку, как только что изобретенный «самодвижущийся экипаж», лучше всего было именно на выставках. Так, первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе демонстрировался публике на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Впрочем, народ тогда «прогресс» не оценил, да и автомобилизация России на начальном этапе вообще затянулась.
На рубеже веков «самодвижущиеся экипажи» завозились в страну поштучно, что долгое время не позволяло сформироваться полноценной автомобильной индустрии. Так, в 1902 году в Россию ввезли всего 37 «моторов». В НьюЙорке, Берлине, Париже и Лондоне к тому моменту проходили уже полноценные автосалоны, собиравшие по несколько сотен участников, а в Петербурге все только начиналось. Первая в столице выставка с автомобилями даже не называлась автомобильной.
Публика собирается вокруг мотора
Первая Всероссийская выставка предметов спорта прошла в Михайловском манеже в Петербурге с 19 мая по 15 июля 1902 года. В день открытия автомобилей на ней было мало. Торговый дом «Победа» представил на своем стенде две «колясочки» – Gladiator и Prunel, а также моторную лодку Truscott. Московская фабрика «Дукс» показала паровой автомобиль американской марки Locomobile, который затем начала делать по лицензии под названием «Дуксмобиль». Петербургский велосипедный фабрикант Эмиль Лидке продемонстрировал двухместную коляску «Унион» собственного производства. Мотоцикл оказался только один – так называемый La Motosacoche, или дословно «сумка с мотором», которую подвешивали на раме велосипеда, превращая его в мотоцикл. Конечно же, было много и самих велосипедов, именовавшихся тогда «исконно русским» словом «самокат».
Позже появились и другие «колясочки», а также моторные лодки и даже железнодорожная дрезина. Один из прибывших автомобилей – «тонно», так назывался тип кузова, где для пассажиров заднего ряда была всего одна дверца – марки Peugeot с мотором мощностью 8 л.с., что тогда считалось приличным показателем. Всего же на выставке в разное время показали семь автомобилей – столько насчитал редактор журнала «Самокат» Николай Александрович Орловский, ставший к тому же и главным критиком выставки. Один из репортажей он так и назвал – «Крах выставки».
Несмотря на обилие критики, Орловский давал и вполне дельные советы, актуальные даже сегодня: «Мы бы очень посоветовали некоторым фирмам почаще присылать на выставку своих представителей, а то иные витрины публика осматривает очень поверхностно едва ли с пользой для фабриканта. Но стоит только пустить в ход, например, двухколесный мотор по арене или на станке, как сейчас же со всего манежа публика собирается вокруг мотора. Даже простые объяснения кого-либо у любой витрины собирают некоторое количество слушателей, видимо интересующихся».