Неизбывность сюжетов и снега: как прошел фестиваль «Маяк»
В Геленджике завершился второй фестиваль актуального российского кино «Маяк». Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская рассказывает о его программе
Программа основного конкурса фестиваля «Маяк» на этот раз сложилась из 9 фильмов, большинством из которых стали дебюты, снятые — тоже, в свою очередь, в большинстве — режиссерами-женщинами. На экране преимущественно царила зима, морозным сквозняком прошедшая по разным историям и взглядам на них. И пусть иногда она могла маячить где-то далеко, явление ее неизбежно: ведь любое лето однажды кончится. Неизбывность русской (и не только) зимы для авторского кинематографа не новость, как и трудности перевода, с которыми привыкли сталкиваться его герои преимущественно в минорных тонах.
«Папа умер в субботу»
Открывший конкурс дебют Заки Абдурахмановой «Папа умер в субботу», однако, выбирает совсем другую интонацию, несмотря на положенную теме скорбность. Прокричав в трубку «они не могут мне запретить», Айко (Лаура Турсунканова) из заснеженной Москвы приезжает в крошечный аул в Казахстане, откуда она уехала несколько глав своей жизни назад. Здесь тоже снег и пар изо рта, но все совсем по-другому. У всех здесь традиции, у Айко — капюшон вместо платка.
Документальность, с которой показан быт, естественность и правдивость этого мира идут бок о бок с историей, одновременно частной и общей, узнаваемой в чувствах, которые у Айко подступают к горлу: отец обидел, отец умер, отцу уже ничего не сказать, но боль и обида не отступают, хоть и прячутся под напускным равнодушием. Верность выбранного тона (а Айко умудряется еще и смешно шутить), отсутствие фальшивого, напускного и в сюжете, и в том, как смотрит на него автор, делают «Папа умер в субботу» взрослым кино о взрослении, в котором, как и в жизни, место смешному находится там, где не ждешь, но обретаешь.