Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи
Одним из популярных способов борьбы со стрессом, экономической нестабильностью и непредсказуемостью мира в целом в последнее время стал так называемый думспендинг — бесконтрольная трата денег, которая на время примиряет со всем вышеперечисленным. В основном этому подвержены женщины, а также молодые люди поколений Y и Z. Рассказываем, из-за чего это происходит, чем опасно и какими бесплатными альтернативами можно заменить эту дорогостоящую привычку.
Как в последний раз
В сложные времена отчаяние и стресс подталкивают людей к разнообразным навязчивым состояниям. Одним из распространенных способов перенаправить свою тревогу является думскроллинг — болезненное листание новостной ленты с преимущественно плохими новостями. Разумеется, тревога от этого, как правило, только увеличивается. По аналогии с думскроллингом появилась новая напасть — думспендинг (с англ. doom — «конец света», «злой рок» и spending — трата денег).
Под думспендингом имеется в виду бездумный шопинг «как в последний раз», цель которого — не купить что-то нужное или полезное, а исключительно успокоиться и снять стресс. Как отмечает журнал Psychology Today, обычно такое поведение является следствием общего пессимизма по поводу состояния экономики и собственного будущего. В основном такого типа копинг-стратегии (стратегии для управления стрессом) практикуют представители поколений зумеров и миллениалов. По результатам опроса Credit Karma, в думспендинге признались 43% миллениалов и 35% представителей поколения Z. В результате образуется замкнутый круг: финансовая неопределенность вызывает стресс, стресс заставляет тратить больше денег, а это влечет еще большие финансовые проблемы.
В исследовании PwC 2023 года 57% сотрудников назвали недостаток денег основной причиной стресса в своей жизни. По данным одного из международных исследований, по меньшей мере для половины взрослых людей по всему миру деньги — основной источник стресса. Проведенный в 2021 году опрос Райффайзенбанка показал, что большинство россиян — 80% женщин и 76% мужчин — испытывают беспокойство из-за финансовых вопросов. «Мы тратим деньги, чтобы снять стресс, даже если мы беспокоимся о наших личных финансах, потому что покупка чего-то помогает краткосрочно почувствовать себя лучше в данный момент», — говорит Тори Данлэп, основательница платформы финансового образования Her First 100K.
Зумеры признаются, что думспендинг — это своеобразная попытка сбежать от реальности из-за неудовлетворенности своей работой и давления со стороны сверстников. «Когда представители старшего поколения спрашивают меня, как молодые люди могут позволить себе роскошные вещи... Я говорю им, что это потому, что мы не можем позволить себе ничего большего», — объясняет 27-летняя Мария Мелхор, финфлюенсер из Нью-Йорка.
Дайвик Гоэль, 25-летний стартапер, рассказал в комментарии для CNBC, что раньше тратил очень много денег на дизайнерскую одежду, технологические новинки и кофе-брейки, и говорит, что думспендинг очень распространен в Кремниевой долине: «Люди понимают, что накопить на дом очень сложно. Поэтому вместо этого импульсивно тратят деньги на доступные им предметы роскоши». Сам молодой человек уверен, что избавился от склонности к неразумным тратам, когда самореализовался в работе — и его мышление полностью изменилось.
Психотерапевт Надежда Открытая подтверждает, что одной из причин думспендинга может являться тот факт, что люди запрещают себе дорогие покупки, но при этом «отрываются» на менее дорогих: «Поскольку есть запрет на покупки, человек накапливает напряжение, которое снимается импульсивной покупкой». Она говорит также, что пользователи маркетплейсов могут совершать импульсивные покупки, чтобы снизить разочарование от прошедшего дня: «Человек может просто зайти в свою корзину, сделать заказ и испытать облегчение».
Нейрофизиолог и экс-сотрудница ООН по вопросам образования, культуры и науки Арина Мясоед считает, что думспендинг как явление обострился в период пандемии: «Мы стали активно набивать корзины на маркетплейсах, чтобы хоть как-то сохранить привычные для нашего мозга действия — поддержание социальных связей и закрытие базовых потребностей. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что за пандемийный 2020 год выручка Wildberries выросла на 96%».
Анастасия Cусекова, психолог и бизнес-тренер по личной эффективности, предположила, что зачастую думспендинг — это, по сути, тот же думскроллинг, только пользователи листают не социальные сети, а страницы маркетплейсов. «Склонность к импульсивным покупкам формируется в ранние годы, когда развивается психика человека. Процесс появления импульса совершить покупки происходит под действием бессознательных механизмов, не осознается и не поддается контролю рациональной части психики. По сути, человек не осознает своих мотивов и последствий своих спонтанных покупок», — предостерегает она.
Как соцсети и дофамины способствуют продажам
«Когда мы что-то покупаем, наш мозг выделяет гормоны хорошего самочувствия, такие как дофамин и эндорфины, — объясняет в комментарии для британского Vogue финансовый эксперт и блогер Иона Бейн. — Покупки всегда были простым, не требующим больших усилий способом снять стресс, и наша потребительская экономика уже давно базируется на том, чтобы убедить нас, что новые покупки поднимут нам настроение и решат наши проблемы». Она уточняет, что молодые люди всегда были склонны к чрезмерным расходам, поскольку они испытывают на себе давление со стороны сверстников в период формирования идентичности, но сейчас они особенно уязвимы из-за сложной экономической ситуации: «Мне приходилось слишком часто наблюдать, как молодые люди влезали в долги, которые потом портили им кредитный рейтинг, истощали ментально и мешали жить полноценной жизнью».