Зачем зодчим идти в народ и как опыт Рима применить к Шушарам?

Собака.ruКультура

Петербург будущего

Текст: Мария Элькина. Фото: Валентин Блох

Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки. Как опыт Рима применить к Шушарам? Что делают петербургские ученые, чтобы поднять из руин легендарную арку в Пальмире? И правда ли, что локальные архитекторы не так уж и любят центр Петербурга, как декларируют? Архитектурный критик и писатель Мария Элькина узнала у любимого лектора студентов Академии художеств и автора (очень красивого!) телеграм-канала Максима Атаянца все это, и даже больше: почему Раскольников на самом деле жил в новостройке как в Мурино и зачем зодчим надо идти в народ.

Максим Атаянц известен прежде всего тем, что он — приверженец неоклассической архитектуры. Атаянц верит, что сегодня можно продолжать создавать красивые постройки, опираясь на опыт мастеров античности, Ренессанса и барокко. Такой взгляд на вещи в наше время редок, но все же его представители найдутся почти в любой стране Западного полушария.

Максим окончил архитектурный факультет петербургской Академии художеств в 1995 году. Тогда же он прошел обучение в Летней архитектурной школе принца Чарльза. Сегодняшний король Великобритании в свое время был известен любовью к традиционной архитектуре, его высказанные вслух мнения на этот счет даже спровоцировали скандал — профессионалам казалось, что представитель королевской династии вмешивается не в свое дело. Тем не менее принц Чарльз внес вклад в популяризацию неоклассики, в том числе и в России. Представление, будто бы новые здания могут быть похожи на те, что строились 300 или 150 лет назад, было популярно в конце 1990‑х и начале 2000‑х годов.

В начале 2010-х Максим Атаянц и его архитектурная мастерская спроектировали ЖК «Город набережных» в Химках под Москвой. И это ода неоклассике — так, например, выглядит парковка

Максим Атаянц построил больше десятка жилых комплексов в неоклассическом стиле, большую часть — на окраинах Москвы. Самая известная работа Максима в Петербурге — собор сошествия Святого Духа на апостолов на «Комендантском проспекте».

Подход Атаянца к проектированию зданий, как и весь современный традиционализм, имеет и горячих сторонников, и убежденных противников. А его знания античной архитектуры и вклад в просвещение выглядят совершенно несомненными достижениями для всех. Коллекции Атаянца (гравюры с изображениями памятников Рима!) оказалось достаточно, чтобы организовать большую выставку в Пушкинском музее. И никто лучше и подробнее Максима не расскажет, как устроены храмы Древней Греции.

Важно! Гравюры из коллекции Атаянца стали важными экспонатами выставки «Три времени Рима» в Пушкинском музее в Москве, сработав как машина времени: посетители изучали урбанистику древнейшего мегаполиса по графическим изображениям пьяцц и архитектурных шедевров, которые Максим собирал не один десяток лет

Джованни Баттиста Пиранези. «Пьяцца Делла Ротонда». Офорт. 1746-1749

Как выглядели общественные пространства Рима и почему на самом деле Петербург называют Северной Пальмирой

Вы — и коллекционер, и архитектор, и исследователь, и преподаватель, и художник. А сами бы вы что сказали, чем занимается Максим Атаянц?

Наверное, почти ничем из перечисленного. Я даже коллекционером себя назвать не могу, нет страсти к обладанию чем‑либо, я в детстве вкладыши от жвачек не собирал. Так что мои рисунки, фотографии, приобретение графики, да и вообще все, чем я занимаюсь, связано с деятельным любованием античностью: такую я себе придумал формулировку.

И как тогда получилось, что у не-коллекционера оказалось внушительное собрание архитектурной графики?

Году в 1990-м почти нечаянно я купил маленький лист Пиранези в «Старой книге» на Невском, который, как потом выяснилось, попал на прилавок по ошибке. Так потихонечку и пошло. В основном меня интересовали гравюры с изображением античных памятников, большая часть из которых находятся в Риме, хотя есть и Пальмира, и памятники южной Франции и Хорватии.

Джованни Баттиста Пиранези. «Вид Пантеона Агриппы». Офорт. 1761

В Пушкинском музее только что показали вашу коллекцию графики — и у выставки «Три времени Рима» был большой резонанс: москвичи с интересом погрузились в историю древнейшего мегаполиса, рассказанную гравюрами, профессионалы высоко оценили вашу коллекцию. Может, вы знаете ответ, почему так много лет знатоки архитектуры и искусства помешаны именно на Риме?

Это легко объяснить. Вот, например, Афины — это по структуре обычный восточный город, где памятники античной архитектуры присутствуют как отдельные вкрапления. Они огорожены забором, вам нужно купить билет, чтобы на них посмотреть. Рим, которому примерно столько же лет, совершенно другой. На протяжении почти всей своей истории он оставался высококлассным художественным центром. Здесь великие произведения архитектуры и искусства существуют не на правах музея, а как часть пейзажа. Вы просто гуляете среди них целыми днями.

При чем здесь гравюра? При том, что три века самого высокого культурного расцвета города Рима, с конца XV века и до конца XVIII, совпали с появлением и бурным развитием книгопечатания, а следовательно, гравюры. Гравюра так же тиражировала изображения, как книги — тексты. Получилось, что Рим стал еще и самым изображаемым на планете городом в тот период. И когда смотришь действительно много гравюр с римскими видами, начинаешь замечать неожиданные особенности Рима, по-новому понимать его.

Алессандро Спекки. «Площадь Санта Мария делла Ротонда и Пантеон». Офорт. 1693

Один из экспонатов на выставке «Три времени Рима» — карта Нолли. Это культовый план города, фетиш для всякого знатока истории городов. Почему?

Это одна из первых точных (по современным стандартам!) карт города, она сделана в 1748 году. Самая главная ее ценность в том, что автор карты Джованни Баттиста Нолли очень точно показал соотношение и иерархию публичных и частных пространств. На этой карте Рима можно разглядеть практически каждый квартал и каждый дом. Всё, куда нет доступа постороннему человеку, — заштриховано, а всё, что открыто для прохожего, включая дворы и интерьеры церквей, — показано белым. Таким образом, это карта не только площадей, улиц, домов, но еще и общественных пространств Рима. Она радикально улучшила понимание и его строения, и вообще любого города. Если бы мы рисовали любой город методом Нолли, то сразу многое бы понимали о том, как устроена жизнь в нем.

Летом на Левашовском хлебозаводе показали реконструкцию арки Пальмиры. Вы принимаете участие в экспедиции, которая занимается ее восстановлением?

Я участвую в проекте реставрации знаменитой пальмирской арки, взорванной злодеями в 2015 году. Все организовано петербургским Институтом истории материальной культуры РАН (бывшая Императорская археологическая комиссия), и я первый раз в жизни работаю в большом коллективе со своей четко определенной ролью. Моя задача — максимально достоверная реконструкция первоначального облика арки с созданием ее цифровой модели. Благодаря этой работе удалось в том числе определить принадлежность к арке нескольких десятков каменных блоков, больше тысячи лет разбросанных вокруг нее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Плюc вайб Плюc вайб

Как (доказательными методами!) получить лицо Афродиты и кожу без изъяна

Собака.ru
Плюс в карму: зачем в России потратили 20 млрд рублей на пиар устойчивого развития Плюс в карму: зачем в России потратили 20 млрд рублей на пиар устойчивого развития

Почему бизнес стал больше тратить на ESG-повестку в медиа

Forbes
Уроки географии Уроки географии

РГО: от императорского указа до современных экспедиций

Отдых в России
Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией

Групповая терапия помогла отцам с послеродовой депрессией

N+1
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
Донорские кроветворные клетки оказались не склонны накапливать мутации после пересадки Донорские кроветворные клетки оказались не склонны накапливать мутации после пересадки

Клетки доноров оказались не склонны накапливать мутации

N+1
Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога

Как построить новую успешную карьеру, если со старой не сложилось?

Psychologies
«Мне важно участвовать в чем-то нужном людям» «Мне важно участвовать в чем-то нужном людям»

Зачем герои Марка Эйдельштейна платят стриптизершам

Правила жизни
День апельсиновой битвы и праздник кур: самые необычные торжества разных народов мира День апельсиновой битвы и праздник кур: самые необычные торжества разных народов мира

Удивительные праздники со всех уголков мира

ТехИнсайдер
Африканская пропасть Африканская пропасть

Англо-бурская война как историческая неизбежность

Знание – сила
Маша Трауб: Успех рождается из неравнодушия, а не из попытки угадать спрос Маша Трауб: Успех рождается из неравнодушия, а не из попытки угадать спрос

Маша Трауб — о том, как написать сказку, где танцуют макароны и котлеты

СНОБ
Космос, мифы и наука: 5 детских книг, которые интересно прочитать и взрослым Космос, мифы и наука: 5 детских книг, которые интересно прочитать и взрослым

Пять книг, которые заинтересуют тех, кто готов взглянуть на детскую литературу

Maxim
Стихийные отношения Стихийные отношения

Громкие заявления о подъеме уровня океана голландцы не слышат, а видят

Вокруг света
Прекрасный армянин Прекрасный армянин

Микаэл Лорис-Меликов подарил России пятнадцать месяцев либеральных мечтаний

Дилетант
«Вторая экономика мира и первый партнер России» «Вторая экономика мира и первый партнер России»

Россия и Китай: как сегодня развивается двусторонняя торговля

РБК
Иван Симонов: В искусство надо вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет Иван Симонов: В искусство надо вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет

Новый проект — это ретроспектива творческого пути Ивана Симонова

СНОБ
Инновации решают Инновации решают

Каким окажется будущее российской экономики

Деньги
Ловушки для шопоголиков Ловушки для шопоголиков

5 способов потерять деньги, покупая или продавая вещи в Интернете

Лиза
10 лучших «вечных» советов по уходу за кожей, которые передаются из поколения в поколение 10 лучших «вечных» советов по уходу за кожей, которые передаются из поколения в поколение

Какие бьюти-рекомендации выдержали испытание временем.

VOICE
Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой

Для чего строили небольшое окно, расположенное между кухней и ванной?

ТехИнсайдер
Пятьдесят — это новые тридцать Пятьдесят — это новые тридцать

Стоит ли радоваться тому, что старость теперь приходит позже?

РБК
От Аристотеля до Альтмана: почему «эмерджентность» — ключевой термин для понимания ИИ От Аристотеля до Альтмана: почему «эмерджентность» — ключевой термин для понимания ИИ

Веками продолжавшиеся споры вокруг понятия эмерджентности

Forbes
В чем секрет долголетия? Все зависит от того, с кем вы проводите время В чем секрет долголетия? Все зависит от того, с кем вы проводите время

Почему социальные животные, как правило, живут дольше остальных?

ТехИнсайдер
«Багров – убийца, который покрошил за брата пол-Петербурга» «Багров – убийца, который покрошил за брата пол-Петербурга»

Артем Быстров о 1990-х и перевоплощении в таежного охотника

Правила жизни
Эксперты назвали 10 самых опасных регионов России для жизни бездомных Эксперты назвали 10 самых опасных регионов России для жизни бездомных

В 2023 году в России умерло более 57 000 бездомных. В каких регионах?

Forbes
Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным» Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБК
Северный полюс – 2024. Новые рекорды Северный полюс – 2024. Новые рекорды

В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и техника
Как люди живут в «умных городах» и при чем тут ИИ! Интересные факты о будущем Как люди живут в «умных городах» и при чем тут ИИ! Интересные факты о будущем

«Умные города», где искусственный интеллект делает жизнь людей удобнее

ТехИнсайдер
Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen

Как в XX веке Европа бросила вызов автомобильному концерну Америки

ТехИнсайдер
Гаджеты на колесах Гаджеты на колесах

Во сколько обходятся россиянам автомобильные инновации

Деньги
Открыть в приложении