Рождение литературного слова из духа математики
Только что вышла из печати монография «„Невидимая величина“. А. В. Сухово-Кобылин: театр, литература, жизнь». Это опыт «поверить алгеброй гармонию», а вернее, дисгармонию, сложившуюся прежде всего в гуманитарной науке более чем за столетие изучения не только этой фигуры, но и целых пластов культурного наследия.
Сухово-Кобылина можно в полной мере считать «иксом», «невидимой величиной», как назвал его театральный критик Юрий Беляев, частью огромного скопления неизвестных, того «Великого непрочитанного», о чем говорит Франко Моретти в своей книге «Дальнее чтение».
Икс русской культуры
Кто же он, тот, «кого не было»? Сухово-Кобылин принадлежал древнейшему русскому роду. Учился блестяще в Московском университете, поступив на физико-математическое отделение, где получил «те основы научного образования, которые… составляют все истинное, то есть непреходящее, содержание… жизни».
Это его слова. За выпускную математическую диссертацию «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам» ему, единственному на курсе, была присуждена золотая медаль. В своей работе будущий драматург решал сложную задачу и свободно оперировал математическим аппаратом, что пригодилось ему в дальнейшем в создании собственной философской системы «Всемир». Позднее мост как предмет его вычислений, соединяющий прошлое и будущее, разные языки и культуры, станет для Сухово-Кобылина постоянной мыслью. Недаром в конце 1880-х в записной книжке он сделает пометку:
«Я стою один на мосту, который возводил всю свою жизнь, пробуя безнадежно соединить противоположности, найти формулу их примирения в русской государственности и истории. Естественный порядок вещей? Законность явлений? Общественное мнение? Нравственность? Всю жизнь хотел я навести мосты над этой русской пропастью. Русской бездною». Эти емкие слова размещены на обложке монографии.
Драматург любил числа, цифры, и триада — центр его лексикона, отражающая, как он сам признавался, математический закон его судьбы. Следуя его логике, книга содержит три крупных раздела. Первый включает историко-филологические исследования, анализ драматической трилогии Сухово-Кобылина в разных контекстах и измерениях культуры. Второй раздел посвящен театру. «Свадьба Кречинского» — комедия, «Дело» — драма а «Смерть Тарелкина» — жесткий фарс, шутка, трагическая буффонада. Три пьесы разного жанра. Особенность Сухово-Кобылина заключается в том, что главные персонажи его пьес существовали словно бы самостоятельно, тогда как имя автора отсутствовало, сознательно вычеркивалось из истории русской культуры. Однако при всей невидимости и мнимой неизвестности трилогия Сухово-Кобылина не покидает репертуар русских театров более полутора веков. В ней найден язык и темы, ставшие особенно актуальными в режиссерском театре XX–XXI веков. Сюжеты третьего раздела связаны с судьбой архива драматурга — сложной и интересной историей наследия самого А. В. Сухово-Кобылина и документов как минимум трех поколений его семьи.
Сухово-Кобылин — долгожитель. И за 86 лет (1817– 1903) пережил трех императоров. Взрослел в николаевскую эпоху, был свидетелем коронации Александра II, которая проходила 17 августа 1856 года. Глубоко задел его манифест 19 февраля 1861 года. Он скорбел по поводу убийства царя-освободителя, который лично ему помог. С Александром III встречался лично, адресовал ему свои письма с программой «переустройства России». Застал и коронацию последнего российского царя, Николая II. Русские революции начала XX века были предсказаны в публицистике Сухово-Кобылина, в исторических расчетах, обнаруженных в его дневниках и записных книжках, письмах, драматургии. Большую часть жизни провел за границей. Скандал, связанный с убийством его любовницы француженки Луизы Симон-Деманш, заслонил личность Сухово-Кобылина, до конца жизни определил репутацию.
Материалы и источники
Несмотря на то что Сухово-Кобылин не однажды привлекал внимание писателей и историков литературы и театра, в научной биографии драматурга много пробелов, фактических неточностей и мифологизации. Источниковедческая база для изучения этих вопросов рассредоточена в разных архивохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга, никогда ранее не использовалась системно и широко. Два года назад вышло издание, восполняющее целый ряд лакун: «Александр Сухово-Кобылин. Материалы из собрания Государственного литературного музея: Альбом-каталог / Сост. Т.Ю. Соболь, Т. В. Соколова; отв. ред. Т. В. Соколова. М.: Изд-во „Литературный музей“, 2021». Такой проект стал возможен благодаря финансовой поддержке Объединенной металлургической компании. В ее состав входят некогда принадлежавшие Шепелевым, семье матери Сухово-Кобылина, Выксунские чугунолитейные заводы. Сотрудникам музея удалось многое прояснить.