Гонки биовооружений, гибрид человека с обезьяной и другие риски генных технологий
Возможности, которые уже в ближайшее время может открыть синтетическая биология, поражают воображение. Но они несут с собой и некоторые риски. Что, если богатые будут платить за усовершенствование своих детей, а «немодифицированных» детей бедных будут дискриминировать? А если благодаря технологиям новое поколение китайцев окажется здоровее, умнее и выносливее всех остальных? О других опасностях бесконтрольного развития технологий — в отрывке из книги «Машина творения. Новые организмы, редактирование генома и лабораторные гамбургеры» Эми Уэбб и Эндрю Гесселя
Книга главы института Future Today Эми Уэбб и одного из основоположников синтетической биологии, исследователя Эндрю Гесселя «Машина творения. Новые организмы, редактирование генома и лабораторные гамбургеры» посвящена теме генной инженерии, ее возможностям, перспективам и угрозам.
Начинается она с того, что во введении соавторы рассказывают о не самых простых эпизодах своей жизни — Эми делиться опытом нескольких неудачных беременностей, закончившихся выкидышами, а Эндрю описывает свои мысли и ощущения во время обратной вазэктомии, которую ему пришлось делать, когда он вопреки принятому в юности решению осознал, что хочет иметь детей.
Дальше они говорят, что благодаря тому, как наука, в частности, синтетическая биология, меняет нашу реальность, страдания, которые им обоим пришлось пройти на пути к родительству, в ближайшие десятилетия могут стать аномалией. «Новое научное направление обещает пролить свет на то, как зарождается жизнь и как ее можно воссоздавать при самых разнообразных устремлениях: чтобы мы имели возможность лечить людей без лекарственных препаратов, получать мясо, не забивая животных, и создавать семьи, когда подводит природа», — пишут они.
Оба автора твердо верят в торжество и невероятные возможности научного прогресса, но не обходят вниманием возможные риски таких стремительных трансформаций. В книге описаны несколько апокалиптических сценариев возможного развития и применения генетических технологий в будущем, в котором «машина творения» будет решать, как осуществлять зачатие детей, как распознавать болезни и бороться со старением, где жить и что есть.
«Машину творения» включил в список лучших книг 2022 года The New Yorker. На русском языке книга выходит в апреле в издательстве «Альпина нон-фикшн». Forbes публикует отрывок.
Генетика и новое цифровое неравенство
«Стоит ли говорить, что родители хотят для своих чад лишь самого хорошего? На что только некоторые не идут, чтобы пристроить своих детей в лучшие, престижные учебные заведения. Бывший генеральный директор крупной финансовой корпорации заплатил сотни тысяч долларов взяток, чтобы его детей приняли в элитные школы, и в результате был приговорен к девяти месяцам тюрьмы. Бывший сопредседатель крупной нью-йоркской юридической фирмы признал себя виновным в том, что за $75 000 пытался подкупить человека, принимавшего вступительный экзамен у его дочери. Его приговорили к месяцу тюремного заключения. Это умные, успешные люди, которые нарушали правила и обманывали систему, чтобы сделать то, что считали лучшим для своих детей.
Если родители с готовностью платят огромные деньги и мошенничают с экзаменами, чтобы их отпрыски попали в элитные учебные заведения, представьте, на что они пойдут, чтобы не допустить хронических патологий и невысокого интеллекта у наследников. Разве они не станут вмешиваться? Будь у людей возможность повысить шансы родить здорового ребенка — а еще лучше здорового и способного показать высшие достижения в академической успеваемости или в спорте, — кто откажется выбрать дитя с таким потенциалом?
Уже сегодня при экстракорпоральном оплодотворении можно провести анализ всех подготовленных к имплантации яйцеклеток. Как правило, эта услуга, стоимость которой составляет от $6000 до $12 000, страховкой не покрывается. Частные компании предоставляют генетические характеристики замороженных эмбрионов, предлагая родителям выбрать понравившийся. Один из поставщиков таких услуг — фирма Genomic Prediction. Она проводит полигенное сопоставление, при котором ДНК анализируют по сотням тысяч позиций и оценивают, в частности, вероятность низких способностей к обучению у будущего человека или того, что он окажется среди 2% населения с самым низким ростом. Генетические профили квотербеков НФЛ используются для того, чтобы выяснить, насколько эмбрион соответствует этим параметрам по спортивным задаткам. Уменьшение генетической неопределенности с помощью такого анализа служит серьезным стимулом предпочесть ЭКО естественной, спонтанной беременности — если, конечно, люди могут себе это позволить.
Рынок по мере развития синтетической биологии и снижения стоимости ЭКО начнет вынуждать страховщиков оплачивать эту процедуру. К тому же с экономической точки зрения выгоднее сразу отбирать здоровые эмбрионы, чем на протяжении всей жизни человека оплачивать лечение болезни, вызванной предотвратимой мутацией. У обладателей хорошей страховки и у тех, кто может и хочет платить помимо нее, появится возможность создавать десятки — а со временем и сотни — эмбрионов и выбирать тот, у которого будет нужная комбинация генетических преимуществ. Когда эти дети родятся, их геномы секвенируют и возьмут на хранение часть пуповинной крови (богатый источник стволовых клеток). В течение жизни таким людям будет доступен богатый генетический доверительный фонд, постоянно приносящий дивиденды в виде информации о здоровье и готового генетического материала.
Где заканчиваются секвенирование генома и генетические методы лечения и где начинается генетическое усовершенствование? Сейчас мы надеемся, что в течение десятилетия будут разработаны технологии CRISPR и другие генетические инструменты для управления вирусами, восстановления тканей, борьбы с мутациями и увеличения продолжительности жизни. Китайская компания BGI Group, одна из крупнейших в мире организаций, занимающихся секвенированием, уже заявляет, что она может благодаря генетическому отбору повысить на 20 пунктов коэффициент умственного развития у детей. Это разница между ребенком, которому с большим трудом дается алгебра, и выпускником, успешно сдающим вступительные экзамены по высшей математике.
Безусловно, интеллект — полигенный признак — на его развитие влияет много генов одновременно. Мы очень мало знаем о том, как работает человеческий мозг, и еще меньше— о биологических особенностях и практическом опыте, обеспечивающих первоклассные способности к познанию. BGI Group делает выверенную ставку: по мере того как секвенированием будет охватываться все большее число людей, компания будет выявлять среди наиболее умных из них требующие анализа закономерности. Затем останется только определить генетические маркеры и выбрать их перед имплантацией —или даже усовершенствовать эмбрионы, наделив их теми особенностями, которые хотят видеть родители в своих детях.