О чём пишут научно-популярные журналы мира
С неба падает пластмасса
В течение 14 месяцев экологи собирали атмосферные осадки в 11 заповедных зонах США и обнаружили, что за год на эти территории с дождём, снегом и просто с ветром падает свыше 1000 тонн микрофрагментов пластмасс. Площадь этих заповедников составляет около 6% территории США, так что можно прикинуть, сколько микрочастиц получает вся страна. Только надо учитывать, что заповедники по определению чище других районов.
«Микро» считаются частицы поперечником до 5 мм. Учёт их производится в автоматической установке, состоящей из двух отсеков — сухого и влажного и выставленной под открытым небом на метеостанции. Сухой открыт, пока нет дождя, влажный открывается при дожде. Раз в сутки микрочастицы из двух контейнеров собирают и взвешивают. Дождь приносит более крупные частицы, чем ветер. Падающая с неба вода эффективно очищает воздух от всяких частиц, снося их на землю. Пластики составили в среднем 4% из собранного материала, остальное — минеральная пыль из почвы, частицы сажи из дыма, пыльца цветов и другие биологические частицы. Из пластиков во влажных пробах 66% составляли микроволокна из одежды, в сухих их было 70%. Остальное — неволокнистые фрагменты, в основном — пластиковые микрошарики диаметром менее миллиметра. Они входят в состав некоторых видов косметики, так называемых скрабов для очистки кожи лица от отмерших чешуек кожи. В последние годы многие страны запретили косметику с микрошариками, но они добавляются ещё и в краски для покрытия наружных поверхностей (домов, заборов и т. д.). Микрошарики вносят и в некоторые сорта зубной пасты для повышения её чистящих свойств, встречаются они и в губной помаде, средствах от загара и в дезодорантах.
Важный источник микроволокон — синтетические ткани, особенно полиакрил. В университете Плимута (Великобритания) показали, что одна стирка 6 кг полиакриловой синтетики выбрасывает в сток более 700 000 микрофрагментов волокон. Полиэфирные ткани дают в полтора раза меньше микроволокон, а полиэфир с хлопком — в пять раз меньше. Подобные «очёски» возникают и при стирке натуральных тканей из льна, хлопка и шерсти, но эти материалы довольно быстро разлагаются в водоёмах, куда попали со стоками.
По оценкам, сейчас ежегодно попадают в отходы 260 млн тонн пластиков, а к 2030 году их общий вес вырастет до 460 млн тонн. Постепенно пластмасса фрагментируется силами природы на ещё более мелкие кусочки. В данном исследовании могли распознаваться только частицы не мельче четырёх микрометров. Чем может угрожать здоровью попадание с пищей, водой и воздухом этих пластиков в лёгкие и кишечник, пока не известно.
Ещё один неожиданный источник пластиковых микрочастиц — пирамидальные сетчатые пакетики с чаем. Сотрудники университета Макгилла в Канаде, выбросив чай из этих пирамидок, держали их несколько минут в воде той температуры, при которой заваривают чай, а затем просматривали эту воду под электронным микроскопом. Оказалось, что сетка одного такого пакетика испускает 11,5 миллиарда микрочастиц и 3 миллиарда наночастиц (от 1 до 100 нанометров). Насколько они могут быть опасны, сейчас никто не скажет, но авторы исследования рекомендуют либо заваривать листовой чай самостоятельно, либо применять обычные бумажные пакетики.
Реальная болезнь виртуальной реальности
Когда четверть века назад появились первые очки виртуальной реальности (см. «Наука и жизнь» № 4, 2000 г., с. 50), оказалось, что более или менее длительное включение в эту непривычную реальность у многих вызывает несмертельные, но очень неприятные симптомы. Это головокружение, тошнота, рвота, утомление глаз, потеря ориентации в пространстве, головная боль… Всё это отмечалось у 60% пользователей. Правда, такие симптомы во многом были связаны с несовершенством тогдашней технологии, сейчас они проявляются только у 25—40% пользователей. Тоже немало, и что интересно — чаще дискомфорт ощущают женщины. Но в чём причина неприятных явлений?