Кем стал никогда не бросавший пера Проспер Мериме?

Наука и жизньИстория

Фантастический сюжет

Евгений Ломовский

Илль, городские ворота. В глубине — особняк «Дом графа».

1.

В городок Илль приехал ревизор. Звали его Проспер Мериме. Ревизии подлежали исторические памятники Илля и всей северной Каталонии, завоёванной Францией полтора века назад. Согласно мирному договору, заключённому испанским и французским королями, с 1659 года край сделался новой малой провинцией, приграничной с Испанией. Мериме планировал посетить и другие места юга Франции.

Миссия визитёра политико-административного значения не имела, поэтому господин префект даже не сопровождал его из Перпиньяна, центра департамента. Зато приезжий свёл там знакомство с интеллектуалом Жобером де Пасса, посвятившим много сил и времени изучению каталонского культурного наследия. Де Пасса дал почитать свои заметки, с радостью поделился ценными советами, ещё и предложил себя в качестве гида, готового показать самое интересное. В гостинице Илля они заняли соседние комнаты.

Проспер Мериме. Рисунок с акварели. Художник Сесиль Делессер. 1847 год. Издательство Национальной библиотеки Франции, Париж, 1913 год. Источник: gallica.bnf.fr/ Bibliothèque nationale de France

Прибытие гостя — из самого Парижа! — взволновало мэра города. Он был несказанно польщён, он так стремился угодить, что салон, самое украшенное помещение в мэрии, выделил Просперу Мериме под кабинет. По одиночке, а то и вдвоём-втроём в него поспешили господа пограмотнее — библиотекарь, доктор, учитель, судья, адвокат… Они более или менее владели французским языком, что и давало им определённые преимущества. Население попроще говорило исключительно по-каталонски. Парижская власть к тому времени «отменила» у себя Каталонию, но язык «отменить» ещё не преуспела. Правительству короля-гражданина Луи-Филиппа было не до того.

Парижанин умело принимал посетителей. Не внове. Ему недавно исполнился 31 год; приобретя степень лиценциата права, он уже занимал выгодные посты. Его отец-художник служил рисовальщиком в министерстве военно-морского флота: в нём должность шефа кабинета генерального секретариата получил сын. Естественным образом, то есть благодаря круглым фразам, вовремя изречённым лицами титулованными и начальствующими. Как известно, главное — начать, а дальше… В течение нескольких месяцев он бодро поднимался по лестнице карьеры: шеф кабинета министра торговли, кавалер Почётного легиона, шеф кабинета министра внутренних дел; наконец, 27 мая 1834 года его шеф, министр Адольф Тьер, который в апреле свинцом и сталью подавил восстание лионских ткачей, пожаловал ему синекуру инспектора исторических памятников. Обязанности в новой деятельности не казались ему обременительными, что очень и очень отвечало его характеру, к тому же он обожал путешествовать. Его познания по части археологии, античной и средневековой архитектуры, скульптуры, фресок бесконечно уступали учёному кругозору провинциала Жобера де Пасса. Однако он обладал охотой и способностью учиться.

Жобер де Пасса. С портрета гравёра Дантона Морена. XIX век. Франсуа Жобер де Пасса (1785—1856) — разносторонний учёный: историк, археолог, лингвист, юрист, а также гидролог, геолог. Член Института Франции, «Парламента учёных», объединяющего 5 академий. Член и председатель Генерального совета департамента Восточные Пиренеи. Источник: Wikimedia Commons/PD

Про себя он подсмеивался над жаркими уверениями городской элиты, что их земля полна образцов прекрасного, каких не сыщешь на Севере.

Первый шедевр, к которому де Пасса предложил отправиться верхом, поскольку совсем поблизости, оказался и впрямь единственным в своём роде. «Правда, то, что вы видите, и, не сомневаюсь, нигде и никогда прежде не видели, к нашим с вами занятиям отношения не имеет, поскольку не создано человеческим гением, — мягко заметил провожатый, поднявшись на стременах и вытянув перед собой руку, — но, согласитесь, это подлинное чудо природы, чудо геологическое. Эти феноменальные песчано-глинистые образования, похожи — не правда ли? — на трубы гигантского церковного оргáна».

Вдосталь подивившись на курьёзный пейзаж, они шагом двинулись обратно, степенно беседуя по дороге. С моста через реку перед ними открылась скромная панорама города, окружённого крепостной стеной. Де Пасса напряжённо соображал, что бы ещё предложить чиновному парижскому коллеге. И не находил в Илле ничего, достойного научного внимания. Церковь Сент-Этьен с её убранством представлялась ему достаточно заурядной, древнеримские храмы и руины давно исчезли, как и замки феодальных сеньоров.

Пейзаж близ города Илль-сюр-Тет. Природные «органные трубы».

Оставалось ограничиться пешей прогулкой по узким, извилистым улочкам. Они живо напомнили Мериме его вояж в Испанию, предпринятый четыре года назад. Те же домишки с окнами, забранными решёткой, с внутренними двориками-патио; те же глухие стены, мимо которых проезжал он в дилижансе.

Тогда другой пассажир, дон Сиприано Гусман Палафокс-и-Портокарреро, граф де Теба и будущий граф де Монтихо, пригласил его в Мадрид, представил супруге донье Мануэле, которая, в свою очередь, представила молодому французу дочерей. Франсиске тогда было пять лет, а Эухения на год младше. Гранду Испании понравилось, что парижанин интересуется его страной, что опубликовал статьи об испанском театре, больше того, сам уже является автором шести пьес, вошедших в «Театр Клары Гасуль», если заглавие произносить, как произносят испанцы.

Мериме пытался было обменяться с де Пасса несколькими фразами по-кастильски, но каталонец настойчиво перешёл на французский. Он тоже был в курсе литературных успехов Мериме и справедливо предположил, что писателя привлекут не только материальные памятники, но и связанные с ними исторические факты.

Церковь Сент-Этьен в центре города Илль-сюр-Тет.

Самой импозантной в Илле считалась резиденция, которую горожане именовали «Домом графа». Её в 1650 году построил и жил в ней хозяином Жозеп д’Ардена и Сабастида, носивший высокое офицерское звание. Проживал, понятное дело, в те моменты, когда не был занят своим военным ремеслом. Патриот Каталонии, он командовал её кавалерией, присоединившись к народному восстанию против владычества испанской короны. Тогда-то и развернулись упомянутые события, приведшие к разделу Каталонии. Пользуясь удобной ситуацией, Французское королевство ввязалось в очередную войну против Мадрида, одержало победу, и французские освободители от средневекового испанского гнёта заменили его своим просвещённым жандармским контролем (что жандармы в ту пору назывались иначе, дела не меняет). Виконт Илля с 1642 года, доблестный военный герой, получается, сражался на стороне Франции и в 1664 году получил её подданство. В благодарность за подвиги король-солнце Луи (он же Людовик XIV) возвёл Жозепа д’Ардена в достоинство графа Франции.

Все эти политические перипетии прошлого не касались Проспера Мериме. Как любой француз, он привык к тому, что его страна без конца воевала и что-то снова завоёвывала. Но памятник истории середины XVII века, который давно купили состоятельные буржуа и только по прозванию он оставался «Домом графа», столичный инспектор игнорировать не мог.

У парадной лестницы особняка его суетливо приветствовал пожилой человечек в мешковатом фраке, бывший первым на аудиенции в мэрии, где он, захлёбываясь, что-то молол о какой-то своей Венере. И поспешил продемонстрировать её культурному посланцу Парижа.

Главный вход в «Дом графа».

Здесь необходимо сделать оговорку. В официальном отчёте «Заметки о путешествии на юг Франции», опубликованном в 1835 году, генеральный инспектор исторических памятников Франции Проспер Мериме один-единственный раз упомянул географический пункт Илль, ни словом не обмолвившись о своём пребывании в городе. Рассказать, что там с путешественником и с другими людьми происходило, он передоверил… писателю Просперу Мериме. Потому что в одном человеке было как бы несколько разных Мериме. И надо иметь в виду, что государственная персона Проспер Мериме, писатель, носящий то же имя, а тем более рассказчик в новелле «Венера Илльская» — совсем не один и тот же персонаж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шум дождя Шум дождя

Рассказ для любителей фантастики

Наука и жизнь
Медицинский интеллект Медицинский интеллект

Российский стартап на основе ИИ делает проекты с гигантами фармотрасли

Forbes
Камень на камень Камень на камень

Фантазия природы богата так, как человеку и не снилось

Вокруг света
Костюм преткновения Костюм преткновения

История костюма «зут»

Вокруг света
Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
Как говорить с близкими, если у вас разные взгляды Как говорить с близкими, если у вас разные взгляды

Как выстраивать диалог, чтобы дискуссия не обернулась конфликтом

Esquire
Шедевр русской кухни Шедевр русской кухни

Ржаной хлеб прочно вошёл в домашний обиход наших соотечественников

Наука и жизнь
Идеолог модернизации Идеолог модернизации

Проповедник Феофан Прокопович — ренегат и авантюрист, карьерист и доносчик

Дилетант
Отечественный лук незаменим! Отечественный лук незаменим!

Веками наша страна славилась замечательным репчатым луком народной селекции

Наука и жизнь
Куда деваются воспоминания, когда мы забываем: оптогенетика Куда деваются воспоминания, когда мы забываем: оптогенетика

Что происходит с информацией, которую мозг получил, но не отложил?

Популярная механика
Гнев небес Гнев небес

Взрыв сверхновой поблизости от Земли способен уничтожить почти все живое

Вокруг света
От мышиной водки до виски со вкусом груди: 5 самых необычных алкогольных напитков в мире От мышиной водки до виски со вкусом груди: 5 самых необычных алкогольных напитков в мире

Заскучал от темного крафтового и белого сухого? Лови варианты поинтереснее

Playboy
Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
Современное ар деко Современное ар деко

Стиль ар деко сейчас уже иной, и его эстетика учитывает актуальные тенденции

Идеи Вашего Дома
Эго еще что такое? Эго еще что такое?

Осторожно, хрупкое… мужское эго

Cosmopolitan
На всех парусах: как выглядит яхта Безоса за $500 млн и ее конкуренты На всех парусах: как выглядит яхта Безоса за $500 млн и ее конкуренты

Кому принадлежат другие парусные суперъяхты и зачем они миллиардерам?

Forbes
Зачем животным математика? Зачем животным математика?

Умение считать — доступно ли оно животным и нужно ли им это вообще?

Наука и жизнь
Умиротворяющая атмосфера Умиротворяющая атмосфера

На первый взгляд в интерьере этой квартиры доминирует современная эстетика

Идеи Вашего Дома
Как отмечают Рождество в тюрьме. Отрывок из книги Нила Сэмворта «Глазами надзирателя» Как отмечают Рождество в тюрьме. Отрывок из книги Нила Сэмворта «Глазами надзирателя»

Зачем люди идут работать в тюрьму? Нил Сэмворт отвечает в своей книге

СНОБ
Мама, не плачь! Мама, не плачь!

Чем вредны попытки уберечь ребенка от негативных эмоций

Лиза
11 домашних масок для волос, которые действительно работают 11 домашних масок для волос, которые действительно работают

Как вылечить волосы в домашних условиях?

Cosmopolitan
Фонды нового типа: как технологии меняют венчурную индустрию Фонды нового типа: как технологии меняют венчурную индустрию

Как меняются правила игры и бизнес-модели на венчурном рынке

Forbes
Чарльз Диккенс. Тяжелые времена Чарльз Диккенс. Тяжелые времена

Непростая история жизни Чарльза Диккенса и его жены Кэтрин

Караван историй
Это киста? Виды кист, диагностика и опасность для здоровья Это киста? Виды кист, диагностика и опасность для здоровья

Какие типы кист бывают?

Cosmopolitan
Проверь себя: сколько воды надо пить в день и зачем Проверь себя: сколько воды надо пить в день и зачем

Как понять, сколько воды нужно пить именно тебе?

Cosmopolitan
О пользе интересной жизни О пользе интересной жизни

Чем интереснее мозгу жить, тем лучше он работает

Наука и жизнь
Полный гид по балаяжу: все секреты и отличия самого трендового окрашивания волос Полный гид по балаяжу: все секреты и отличия самого трендового окрашивания волос

Время идет, а балаяж даже не думает покидать топ лучших окрашиваний волос

Cosmopolitan
«Семейным лучше не надо». Как мы устраивались в ГИБДД. Репортаж «Семейным лучше не надо». Как мы устраивались в ГИБДД. Репортаж

Хорошее здоровье, отсутствие плоскостопия — как устроиться в ГИБДД?

РБК
Искусство в большом городе: что такое паблик-арт? Искусство в большом городе: что такое паблик-арт?

Должен ли художник быть голодным и каких арт-объектов не хватает Москве?

GQ
Смогут ли неодимовые магниты устоять перед раскаленным металлом: высокая температура против магнитного поля Смогут ли неодимовые магниты устоять перед раскаленным металлом: высокая температура против магнитного поля

Выдержат ли неодимовые магнитные шарики "душ" из раскаленного металла?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении