Женское счастье
Чего на самом деле хотят женщины? Говорят, Зигмунд Фрейд жаловался, что так и не нашел ответ на этот вопрос. В мартовском номере тему развивает Михаил Лабковский, автор бестселлера «Хочу и буду» и методики «6 правил».
Понять, чего хотят 3,9 миллиарда человек, невозможно физически, поэтому переформулируем задачу. Важно не чего хочет женщина в целом, какая-то абстрактная и обобщенная, а чего хочешь ты. Что тебе нужно от жизни? О чем ты мечтаешь? Какие желания действительно твои, а какие тебе навязало общество? Я всё-таки психолог, а не телепат, поэтому и разбор будет соответствующий.
Было время
Есть такой термин в социологии – «женская гендерная социализация». Означает он набор практик и норм, правил поведения, которые общество диктует девочкам, девушкам и женщинам в текущий момент. Почему именно в текущий момент? Потому что на протяжении всей истории роли мужчин и женщин менялись много раз, и связано это было с социальными и экономическими переменами. Так, с появлением земледелия возникла потребность нарожать как можно больше детей – рабочих рук, и тогда роль женщины в обществе изменилась. Гендерная социализация – это установки, которые девочка получает с пеленок. Важно всё, начиная с игрушек, которые ей дарят в раннем детстве, заканчивая примерами, которые попадаются ей на глаза на всех этапах взросления. Сюда же можно отнести наставления родителей, учителей, хиты поп-исполнителей, которыми она заслушивалась в свои 12, и далее по списку. Мы склонны воспринимать эту самую гендерную социализацию как нечто естественное, даже природное: мол, все женщины мыслят именно так, это заложено биологически. Но нет.
Правда, например, в том, что археологи нашли в женских захоронениях времен неолита орудия охоты. Так что гендерного деления на «поймать мамонта» и «хранить домашний очаг», скорее всего, не было. Женщины охотились вместе с мужчинами. Оно и понятно: поимка бегущего от тебя обеда – коллективное творчество. В эпоху Просвещения полагали, что женщина – сексуально озабоченный зверь, у которого «только одно на уме». Это, мол, мужчинам нужны отношения, семья и потомство, ведь они могут передать наследство детям. А женщины все «козлы»: используют и бросят. Потом пришла Викторианская эпоха. Появилась идея, что девушка – воздушное, эфемерное и высокодуховное существо. Ее интересует прежде всего материнство, предназначение ее – быть женой и служить мужу, и нет других вариантов. О чем говорят эти примеры? О том, что половина человеческих желаний, если не более, вовсе не плод реальных потребностей. Вряд ли рядовая белошвейка XIX века могла сказать, что не хочет она никакого замужества, а хочет поехать на Гоа, стать диджеем и освоить трансцендентную медитацию. Обо всем этом у нее просто не было ни малейшего представления. И единственный способ найти ответ на вопрос «Чего хочет женщина?» – прислушаться к себе. И научиться думать своей головой, брать на себя ответственность. Но почему же многие женщины так и не поняли, чего хотят?