Перелет через 23 региона России за 69 дней на мотопараплане

Наука и техникаПутешествия

Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане

В октябрьском номере журнала мы рассказывали о недавней уникальной экспедиции к северному полюсу на паралете. В той же статье было вскользь упомянуто другое не менее интересное событие, имевшее место в 2020 году, – перелет из Санкт-Петербурга во Владивосток через 23 региона России. Но оно заслуживает отдельного подробного рассказа.

Наталья Беспалова

Как помнят наши постоянные читатели, идея пересечь всю Россию с запада на восток на сверхлегком летательном аппарате родилась во время одного из летных фестивалей в подмосковном Турово. Главным инициатором и исполнителем идеи стал руководитель туровского аэроклуба Игорь Потапкин. В качестве летного средства был выбран мотопараплан.

Здесь стоит остановиться на классификации летательных аппаратов с приставкой пара-. Параплан – это мягкое крыло, подвесная система надевается на пилота, взлет осуществляется с ног без мотора. Разбежавшись со склона, парапланерист набирает высоту, ловя потоки воздуха.

В подвесную систему мотопараплана интегрирован мотор (как правило, двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 18–30 л.с.), который размещается за спиной пилота, как у Карлсона, который живет на крыше. Взлет и посадка осуществляются с ног. Если в конструкции появляется тележка, оснащенная колесным либо лыжным шасси, – это называется «паралет». В 2020 году Игорь Потапкин летел на мотопараплане. На большей части маршрута у него был спутник – Игорь Коновалов, который использовал аэрошют. От классического паралета этот летательный аппарат отличает то, что управление крылом осуществляется не руками, как на параплане, а ногами через систему рычагов. Это не только снимает повышенную физическую нагрузку с рук, но и дает пилоту большую свободу действий в полете. Переключение на дополнительный топливный бак и работа с навигационными приборами значительно проще, чем на паралете. Также важным отличием аэрошюта от паралета является использование малолетучего крыла, для полетов с которым требуется мощный мотор.

Для такого грандиозного перелета была нужна надежная техника. Многие коллеги Игоря Потапкина отнеслись к замыслу скептически, утверждая, что для успеха всей затеи сопровождать пилота по маршруту должен целый грузовик запчастей. Однако Туровские фестивали не зря называют «тестивалями». И отечественные, и зарубежные производители представляют там свою технику на тестирование.

Одной из особенностей сверхлегкой авиации является то, что возможность использовать надежный мотор ограниченна. Надежность положительно коррелирует с весом. В большой авиации все системы неоднократно дублируются, что обеспечивает большую безопасность. Но это лишний вес. Чем надежнее, тем тяжелее. Разработчики парамоторов, увы, стоят перед необходимостью жертвовать частью надежности. Однако этот параметр становится очень важным при дальних перелетах, в малообжитой местности. И тут надо искать баланс.

Внимание привлекла техника чешской компании «Нирвана», президент которой, Павел Брезина, хорошо известен в среде парапланеристов как участник многих соревнований и популяризатор сверлегкой авиации. Имея большой опыт дальних путешествий, он хорошо представляет себе требования к аппарату. Представленный им в Турово мотопароплан Nirvana FLIGHT 200 XC относился к новому поколению сверхлегких (17–22,5 кг), компактных (укладывается в кофр стандартных для авиакомпаний размеров) и мощных (23–27 л.с.) парамоторов. Малый вес достигается за счет использования современных материалов: карбоновая основа, пластиковый бак и алюминиевые детали ограждения. Одним из важных параметров был расход топлива, на данной установке он не превышал 4 л. У конкурентов расход приближался к 6–7 л.

На «тестивале» аппарат произвел отличное впечатление, и осенью 2019 года Игорь Потапкин со своим механиком Алексеем Гореленковым выехали в Чехию, чтобы ближе познакомиться с моделью и на месте изучить особенности ее техобслуживания. Находясь в «Нирване», они заказали для миссии специальный аппарат с дополнительными топливными баками. В разработке уже была такая модель, специально предназначенная для дальних перелетов, но на стадии эксперимента, а тут как раз представился случай ее протестировать. Кроме того, в рамках проекта производились испытательные полеты на установке отечественного производителя парамоторных установок фирмы ParaAvis. В результате в серийное производство была запущена рама «Паук (SPIDER)», в которой также заложена концепция максимальной компактности. Установка имеет больший вес (в диапазоне от 25 до 33 кг, в зависимости от типа устанавливаемого двигателя), но зато и повышенную прочность за счет использования титана в качестве основного материала. При автономных путешествиях и жестких посадках на неподготовленную площадку запас прочности не бывает лишним.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Принципы рационального кредитного поведения Принципы рационального кредитного поведения

Практические рекомендации потенциальным заемщикам

Наука и техника
«Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире «Наше оружие — это разговоры»: почему тюрьмы в Норвегии считаются лучшими в мире

Что произойдет, если мы начнем относиться к преступникам как к обычным людям?

Psychologies
Карта цветения Карта цветения

Спешим любоваться цветущими садами в Москве и не только

Лиза
«Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе «Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе

Как участники рынка детской розницы справляются с рыночной турбулентностью

Монокль
Письмо главного редактора Письмо главного редактора

Людям часто нравятся хулиганы, ведь они пересекают красные линии

Правила жизни
Прикосновение дома Прикосновение дома

Из каких деталей складывается характер дома?

СНОБ
Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары

10 уловок, которые вызывают желание заполучить совершенно бесполезный товар

Psychologies
Останетесь без волос: почему нельзя мыть голову горячей водой Останетесь без волос: почему нельзя мыть голову горячей водой

Горячий душ может навредить коже вашей головы

ТехИнсайдер
Помощники РПКСН Помощники РПКСН

Роль флота в структуре ядерного сдерживания

Обозрение армии и флота
Пол Гетти: история бережливого миллиардера, который отказывался платить выкуп за похищенного внука Пол Гетти: история бережливого миллиардера, который отказывался платить выкуп за похищенного внука

Рассказываем историю одного из самых богатых и жадных людей планеты

ТехИнсайдер
«Собеседник на вашей стороне»: как преодолеть страх
при общении на иностранном языке «Собеседник на вашей стороне»: как преодолеть страх
при общении на иностранном языке

Как воспринимать общение на иностранном языке не как суд и пытку?

Forbes
Современное состояние ВТС России и Китая Современное состояние ВТС России и Китая

Сотрудничество Москвы и Пекина носит выраженный «антиамериканский» характер

Обозрение армии и флота
Нерентабельный перелет Нерентабельный перелет

Почему одни дрозды улетают, а другие остаются? Результаты исследования ученых

Знание – сила
Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям Долорес Амбридж по-русски: как «синдром вахтера» превращает учителей в тиранов и почему это вредит детям

Что такое «синдром вахтера» и как он проявляется?

Psychologies
Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу

Технологические тренды, развивающиеся в сфере городского транспорта в регионах

ФедералПресс
Где живут люди-рыбы Где живут люди-рыбы

В Юго-Восточной Азии живут люди, не представляющие себя без моря и свободы

Зеркало Мира
Илья Попов Илья Попов

Илья Попов собрал самую большую в России коллекцию дизайнерских игрушек

Собака.ru
Он мне изменяет? Он мне изменяет?

Неочевидные способы распознать обман партнера

Лиза
5 привычек, от которых давно пора избавиться 5 привычек, от которых давно пора избавиться

Как понять, что привычки «тормозят» вас, не дают развиваться и достигать целей?

Psychologies
Север и юг США после гражданской войны Север и юг США после гражданской войны

Расказываем, что было после капитуляции Юга, подписанной 26 мая 1865 года

Наука и техника
«Грозы сии пойдут во славу России» «Грозы сии пойдут во славу России»

Ушаков не потерял в боях ни одного корабля, не потерпел ни одного поражения

Зеркало Мира
Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах

Почему бизнес предпочитает развивать свою IT-инфраструктуру?

Forbes
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Спорт после перерыва Спорт после перерыва

Руководство по предотвращению травм для тех, кто делал паузу в тренировках

Лиза
Твой идеальный отдых Твой идеальный отдых

Пройди тест и узнай, какой вид релаксации подходит именно тебе

Лиза
«Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста»

Картина Василия Сурикова, посвященная Апостолу Павлу

Дилетант
Частички Частички

Рассказ Игоря Волкова о случайности экспериментов

Наука и жизнь
Вытер в голове Вытер в голове

Что не так с нашей психикой?

Men Today
Его ошибка — война Его ошибка — война

Началось всё со случайного разговора в спортивном комплексе «Форо Италико»

Дилетант
Открыть в приложении