Перелет через 23 региона России за 69 дней на мотопараплане

Наука и техникаПутешествия

Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане

В октябрьском номере журнала мы рассказывали о недавней уникальной экспедиции к северному полюсу на паралете. В той же статье было вскользь упомянуто другое не менее интересное событие, имевшее место в 2020 году, – перелет из Санкт-Петербурга во Владивосток через 23 региона России. Но оно заслуживает отдельного подробного рассказа.

Наталья Беспалова

Как помнят наши постоянные читатели, идея пересечь всю Россию с запада на восток на сверхлегком летательном аппарате родилась во время одного из летных фестивалей в подмосковном Турово. Главным инициатором и исполнителем идеи стал руководитель туровского аэроклуба Игорь Потапкин. В качестве летного средства был выбран мотопараплан.

Здесь стоит остановиться на классификации летательных аппаратов с приставкой пара-. Параплан – это мягкое крыло, подвесная система надевается на пилота, взлет осуществляется с ног без мотора. Разбежавшись со склона, парапланерист набирает высоту, ловя потоки воздуха.

В подвесную систему мотопараплана интегрирован мотор (как правило, двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 18–30 л.с.), который размещается за спиной пилота, как у Карлсона, который живет на крыше. Взлет и посадка осуществляются с ног. Если в конструкции появляется тележка, оснащенная колесным либо лыжным шасси, – это называется «паралет». В 2020 году Игорь Потапкин летел на мотопараплане. На большей части маршрута у него был спутник – Игорь Коновалов, который использовал аэрошют. От классического паралета этот летательный аппарат отличает то, что управление крылом осуществляется не руками, как на параплане, а ногами через систему рычагов. Это не только снимает повышенную физическую нагрузку с рук, но и дает пилоту большую свободу действий в полете. Переключение на дополнительный топливный бак и работа с навигационными приборами значительно проще, чем на паралете. Также важным отличием аэрошюта от паралета является использование малолетучего крыла, для полетов с которым требуется мощный мотор.

Для такого грандиозного перелета была нужна надежная техника. Многие коллеги Игоря Потапкина отнеслись к замыслу скептически, утверждая, что для успеха всей затеи сопровождать пилота по маршруту должен целый грузовик запчастей. Однако Туровские фестивали не зря называют «тестивалями». И отечественные, и зарубежные производители представляют там свою технику на тестирование.

Одной из особенностей сверхлегкой авиации является то, что возможность использовать надежный мотор ограниченна. Надежность положительно коррелирует с весом. В большой авиации все системы неоднократно дублируются, что обеспечивает большую безопасность. Но это лишний вес. Чем надежнее, тем тяжелее. Разработчики парамоторов, увы, стоят перед необходимостью жертвовать частью надежности. Однако этот параметр становится очень важным при дальних перелетах, в малообжитой местности. И тут надо искать баланс.

Внимание привлекла техника чешской компании «Нирвана», президент которой, Павел Брезина, хорошо известен в среде парапланеристов как участник многих соревнований и популяризатор сверлегкой авиации. Имея большой опыт дальних путешествий, он хорошо представляет себе требования к аппарату. Представленный им в Турово мотопароплан Nirvana FLIGHT 200 XC относился к новому поколению сверхлегких (17–22,5 кг), компактных (укладывается в кофр стандартных для авиакомпаний размеров) и мощных (23–27 л.с.) парамоторов. Малый вес достигается за счет использования современных материалов: карбоновая основа, пластиковый бак и алюминиевые детали ограждения. Одним из важных параметров был расход топлива, на данной установке он не превышал 4 л. У конкурентов расход приближался к 6–7 л.

На «тестивале» аппарат произвел отличное впечатление, и осенью 2019 года Игорь Потапкин со своим механиком Алексеем Гореленковым выехали в Чехию, чтобы ближе познакомиться с моделью и на месте изучить особенности ее техобслуживания. Находясь в «Нирване», они заказали для миссии специальный аппарат с дополнительными топливными баками. В разработке уже была такая модель, специально предназначенная для дальних перелетов, но на стадии эксперимента, а тут как раз представился случай ее протестировать. Кроме того, в рамках проекта производились испытательные полеты на установке отечественного производителя парамоторных установок фирмы ParaAvis. В результате в серийное производство была запущена рама «Паук (SPIDER)», в которой также заложена концепция максимальной компактности. Установка имеет больший вес (в диапазоне от 25 до 33 кг, в зависимости от типа устанавливаемого двигателя), но зато и повышенную прочность за счет использования титана в качестве основного материала. При автономных путешествиях и жестких посадках на неподготовленную площадку запас прочности не бывает лишним.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Испытание делом Испытание делом

Экзоскелеты появляются в новостях нечасто и кажутся вещью из будущего

ТехИнсайдер
Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна

Отрывок из книги о женском здоровье «Влюбиться в свое тело»

Psychologies
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Ученые назвали самый здоровый способ приготовить брокколи Ученые назвали самый здоровый способ приготовить брокколи

Как и приготовить брокколи правильно, чтобы получить пользу

ТехИнсайдер
Предательство: как снова доверять людям после измены? Предательство: как снова доверять людям после измены?

Измена: как выбраться из этого травматичного опыта и извлечь из него пользу?

Psychologies
Привезите мне на Новый год санкционку в подарок Привезите мне на Новый год санкционку в подарок

Какими путями в страну попадает импорт и какие препятствия стоят у него на пути

Монокль
Время чудес Время чудес

Молодые актеры о веселых и трогательных воспоминаниях нового года

Grazia
Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее

Основатели Simple — зачем нужно покупать вино, разлитое в год рождения детей

РБК
От Бронте до Агаты Кристи: писательница Бьянка Питцорно о роли женщин в литературе От Бронте до Агаты Кристи: писательница Бьянка Питцорно о роли женщин в литературе

Писательница Бьянка Питцорно рассуждает об авторах-женщинах

Forbes
Компенсации и бенефиты Компенсации и бенефиты

Что помогает компаниям привлекать, мотивировать и удерживать специалистов

РБК
Ожидания акций Ожидания акций

Что принесет 2025 год российскому финансовому рынку

Деньги
Ключ к красоте и ухоженности Ключ к красоте и ухоженности

На вопросы о лазерной эпиляции отвечает Ксения Филатова, врач-дермато-венеролог

Здоровье
Выборочные инвестиции Выборочные инвестиции

Вложения в фонды акций за год выросли почти в пять раз

Деньги
«Вы не можете изменить прошлое, но можете выбрать, как жить дальше»: история Эдит Эгер, девушки, пережившей Холокост «Вы не можете изменить прошлое, но можете выбрать, как жить дальше»: история Эдит Эгер, девушки, пережившей Холокост

История о том, как, несмотря на страшное прошлое, человек любил жизнь

ТехИнсайдер
Где взять силы зимой? Где взять силы зимой?

Простые способы, которые помогут вам вернуть энергетический потенциал

Добрые советы
Как развивают градостроительный потенциал в регионах России Как развивают градостроительный потенциал в регионах России

Как на самом деле обстоят дела с развитием инфраструктуры в регионах

ФедералПресс
Кривой рок Кривой рок

Рокеры и их зависимости

Men Today
Старик и хикикомори Старик и хикикомори

Как и почему молодые японцы прячутся от общества в выдуманных мирах

Правила жизни
Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты

Как работают ИИ-видеогенераторы, где их применяют и что ждет нас в будущем

ТехИнсайдер
Деликатный вопрос Деликатный вопрос

Все, что ты хотела знать об интимной пластике, но стеснялась спросить

Лиза
Лыжи, вкатка, два ствола Лыжи, вкатка, два ствола

Правила хорошего биатлона

Men Today
Габриэле Д’Аннунцио Габриэле Д’Аннунцио

Современный читатель знает о нём в лучшем случае двустишие Маяковского...

Дилетант
В силиконовых ремешках смарт-часов содержится множество вредных химикатов В силиконовых ремешках смарт-часов содержится множество вредных химикатов

Слышали что-нибудь о «вечных химикатах»?

ТехИнсайдер
Вперед, к природе! Вперед, к природе!

Зимняя вечеринка на даче: как все устроить за три дня

Лиза
Джуны нужны: неочевидные преимущества молодых айтишников и почему их не заменит ИИ Джуны нужны: неочевидные преимущества молодых айтишников и почему их не заменит ИИ

Работодателям имеет смысл вкладываться в развитие начинающих IT-специалистов

Inc.
Сюрприз под елкой Сюрприз под елкой

Полезные идеи для упаковки новогодних подарков

Добрые советы
Рацион cтройности Рацион cтройности

Диета, которая точно пригодится до и после новогодних праздников

Лиза
Софт для жизни Софт для жизни

Небольшая евродвушка в монолитной новостройке подмосковного Красногорска

Идеи Вашего Дома
Шаг за шагом до Европы Шаг за шагом до Европы

Как на спутнике Юпитера Европе будут искать внеземные организмы

ТехИнсайдер
Здоровая замена Здоровая замена

Что использовать вместо коровьего молока: для кофе, выпечки, омлета и блинов

Лиза
Открыть в приложении