Перелет через 23 региона России за 69 дней на мотопараплане

Наука и техникаПутешествия

Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане

В октябрьском номере журнала мы рассказывали о недавней уникальной экспедиции к северному полюсу на паралете. В той же статье было вскользь упомянуто другое не менее интересное событие, имевшее место в 2020 году, – перелет из Санкт-Петербурга во Владивосток через 23 региона России. Но оно заслуживает отдельного подробного рассказа.

Наталья Беспалова

Как помнят наши постоянные читатели, идея пересечь всю Россию с запада на восток на сверхлегком летательном аппарате родилась во время одного из летных фестивалей в подмосковном Турово. Главным инициатором и исполнителем идеи стал руководитель туровского аэроклуба Игорь Потапкин. В качестве летного средства был выбран мотопараплан.

Здесь стоит остановиться на классификации летательных аппаратов с приставкой пара-. Параплан – это мягкое крыло, подвесная система надевается на пилота, взлет осуществляется с ног без мотора. Разбежавшись со склона, парапланерист набирает высоту, ловя потоки воздуха.

В подвесную систему мотопараплана интегрирован мотор (как правило, двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 18–30 л.с.), который размещается за спиной пилота, как у Карлсона, который живет на крыше. Взлет и посадка осуществляются с ног. Если в конструкции появляется тележка, оснащенная колесным либо лыжным шасси, – это называется «паралет». В 2020 году Игорь Потапкин летел на мотопараплане. На большей части маршрута у него был спутник – Игорь Коновалов, который использовал аэрошют. От классического паралета этот летательный аппарат отличает то, что управление крылом осуществляется не руками, как на параплане, а ногами через систему рычагов. Это не только снимает повышенную физическую нагрузку с рук, но и дает пилоту большую свободу действий в полете. Переключение на дополнительный топливный бак и работа с навигационными приборами значительно проще, чем на паралете. Также важным отличием аэрошюта от паралета является использование малолетучего крыла, для полетов с которым требуется мощный мотор.

Для такого грандиозного перелета была нужна надежная техника. Многие коллеги Игоря Потапкина отнеслись к замыслу скептически, утверждая, что для успеха всей затеи сопровождать пилота по маршруту должен целый грузовик запчастей. Однако Туровские фестивали не зря называют «тестивалями». И отечественные, и зарубежные производители представляют там свою технику на тестирование.

Одной из особенностей сверхлегкой авиации является то, что возможность использовать надежный мотор ограниченна. Надежность положительно коррелирует с весом. В большой авиации все системы неоднократно дублируются, что обеспечивает большую безопасность. Но это лишний вес. Чем надежнее, тем тяжелее. Разработчики парамоторов, увы, стоят перед необходимостью жертвовать частью надежности. Однако этот параметр становится очень важным при дальних перелетах, в малообжитой местности. И тут надо искать баланс.

Внимание привлекла техника чешской компании «Нирвана», президент которой, Павел Брезина, хорошо известен в среде парапланеристов как участник многих соревнований и популяризатор сверлегкой авиации. Имея большой опыт дальних путешествий, он хорошо представляет себе требования к аппарату. Представленный им в Турово мотопароплан Nirvana FLIGHT 200 XC относился к новому поколению сверхлегких (17–22,5 кг), компактных (укладывается в кофр стандартных для авиакомпаний размеров) и мощных (23–27 л.с.) парамоторов. Малый вес достигается за счет использования современных материалов: карбоновая основа, пластиковый бак и алюминиевые детали ограждения. Одним из важных параметров был расход топлива, на данной установке он не превышал 4 л. У конкурентов расход приближался к 6–7 л.

На «тестивале» аппарат произвел отличное впечатление, и осенью 2019 года Игорь Потапкин со своим механиком Алексеем Гореленковым выехали в Чехию, чтобы ближе познакомиться с моделью и на месте изучить особенности ее техобслуживания. Находясь в «Нирване», они заказали для миссии специальный аппарат с дополнительными топливными баками. В разработке уже была такая модель, специально предназначенная для дальних перелетов, но на стадии эксперимента, а тут как раз представился случай ее протестировать. Кроме того, в рамках проекта производились испытательные полеты на установке отечественного производителя парамоторных установок фирмы ParaAvis. В результате в серийное производство была запущена рама «Паук (SPIDER)», в которой также заложена концепция максимальной компактности. Установка имеет больший вес (в диапазоне от 25 до 33 кг, в зависимости от типа устанавливаемого двигателя), но зато и повышенную прочность за счет использования титана в качестве основного материала. При автономных путешествиях и жестких посадках на неподготовленную площадку запас прочности не бывает лишним.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лечить нельзя исправить Лечить нельзя исправить

Можно ли редактировать геном людей?

ТехИнсайдер
Один за всех: Как искусственный интеллект помогает HR в эпоху кадрового голода Один за всех: Как искусственный интеллект помогает HR в эпоху кадрового голода

Какие задачи для HR решает искусственный интеллект?

Inc.
За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать За стенами: 10 российских художников уличной волны, которых стоит знать

Десять знаковых российских художников с уличным бэкграундом

Правила жизни
11 возможных причин того, что вы все еще одна 11 возможных причин того, что вы все еще одна

Скорее всего, у того, что вы пока не в отношениях, есть весомая причина

Psychologies
Теория расширяющейся Земли Теория расширяющейся Земли

В самом центре земного ядра находится мощный термоядерный реактор

Зеркало Мира
Мэр Анапы — о казаке Илоне Маске и депутатах Мэр Анапы — о казаке Илоне Маске и депутатах

«Новая Анапа» и выборы Совета: как сегодня развивается город-курорт

ФедералПресс
Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе

От пуэра до саган-дайля: самые бодрящие виды листового напитка

ТехИнсайдер
Юра, мы все развенчали Юра, мы все развенчали

«Мифология советского космоса»: деконструкция космического нарратива

Weekend
«А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом «А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом

Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?

Psychologies
Анна Кузнецова: «Можно ли перестать обижаться?» Анна Кузнецова: «Можно ли перестать обижаться?»

Возможно, кто-то разочаруется, но я считаю, что перестать обижаться невозможно

Здоровье
Кто заменит иностранную цифру Кто заменит иностранную цифру

Российские IT-компании наращивают темпы в импортозамещении ПО

Монокль
Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея Сексизм, киднеппинг и гусеница-наркоманка — за что критикуют вселенную Диснея

Какие картины студии Disney вызывали недовольство публики?

СНОБ
У Яниса Тиммы была маскированная депрессия? Как вовремя заметить невидимую боль близкого У Яниса Тиммы была маскированная депрессия? Как вовремя заметить невидимую боль близкого

Почему человек может маскировать свое депрессивное состояние?

Psychologies
Что случилось с миром из-за Великой депрессии в США? Узнайте интересные факты о 1930-х Что случилось с миром из-за Великой депрессии в США? Узнайте интересные факты о 1930-х

Какие изменения в мире вызвала Великая депрессия?

ТехИнсайдер
Шорт-лист Шорт-лист

Журнал «Автопилот» обойтись без людей совершенно не мог

Автопилот
«Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины «Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины

История женщины, которая нашла счастье в одиночестве

Psychologies
Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы

Скандальные истории наследников глав государств

СНОБ
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Время чудес Время чудес

Молодые актеры о веселых и трогательных воспоминаниях нового года

Grazia
Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино? Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино?

Как на срок жизни вина влияют сахар, кислотность и спирт?

СНОБ
Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой» Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой»

В театре «Современник» царил дух товарищества

Коллекция. Караван историй
После ёлки После ёлки

Подарок на кремлёвской ёлке выдавали не в каком-то там мешочке, а в шкатулке

Новый очаг
Насквозь Насквозь

Что это за сказка, в которой нет волшебника или хотя бы доброй феи?

СНОБ
Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме

Астрономы обнаружили семь новых объектов класса темных комет

N+1
Илья Попов Илья Попов

Илья Попов собрал самую большую в России коллекцию дизайнерских игрушек

Собака.ru
Искусственный интеллект: история ошибок Искусственный интеллект: история ошибок

Как советская бюрократия тормозила развитие технологий обработки больших данных

Монокль
Технологии, которые делают роверы умными Технологии, которые делают роверы умными

Все о роверах, которые сегодня находят широкое применение в различных областях

Наука и техника
Зарождение гидроавиации Зарождение гидроавиации

Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – сила
Как пережить предновогодний марафон и сохранить здравый рассудок Как пережить предновогодний марафон и сохранить здравый рассудок

Как не утонуть в предновогоднем хаосе и встретить праздник с улыбкой

VOICE
Министр архитектуры и градостроительства: «Жители должны чувствовать развитие территории» Министр архитектуры и градостроительства: «Жители должны чувствовать развитие территории»

Какие проекты будут реализованы в островном регионе

ФедералПресс
Открыть в приложении