Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техникаHi-Tech

Большая история маленького самолета. Часть 1

Дмитрий Гайдай

SSJ-100 авиакомпании «Азимут». Автор фото: Дмитрий Терехов

Последние десятилетия ситуация в отечественной авиации меняется крайне стремительно. Под воздействием политических и экономических факторов постоянно вносятся коррективы, меняются сроки выполнения задач и даже сами задачи. Тем сложнее оценить во времени ситуацию в авиационной промышленности и все происходящее в ней. В результате в материалах СМИ и на просторах интернета встречаются самые разные, зачастую диаметрально противоположные оценки всему происходящему – от «окончательного распада» и до «возрождения».

Так как же приблизиться к некоторой, более или менее адекватной трактовке? По убеждению автора, для этого необходимы своеобразные «реперные точки» – проекты, пронзающие всю новейшую историю отечественной авиации, отражающие на себе происходившие в ней изменения. И самый яркий из таких проектов – SSJ-100. У этого самолета, переименованного не так давно в SJ-100, есть много общего с историей всей российской авиапромышленности. Про лайнер можно найти множество разнообразных мнений, он на себе перенес все происходившие в отрасли процессы. Через призму суперджета мы и посмотрим на российский авиапром в новейшем времени.

Локомотив целой отрасли

К новому тысячелетию российская авиация подошла в непростом состоянии. Сравнение относительно новых Ту-204, Ту214 и Ил-96 с иностранными конкурентами не показывало явных экономических преимуществ отечественных машин. Ту-334, созданный в период 90-х годов, вовсе имел множество проблем, которые перекрыли ему дорогу в будущее.

Опытные Ту-204 и Ту-214 в Жуковском. Источник: aviapix.ru

Общая ситуация в авиастроительной отрасли также оставляла желать лучшего. Тогда как мировые авиапроизводители активно внедряли новые технологии, автоматизацию и информатизацию различных процессов, Россия по этому показателю была в числе отстающих. По воспоминаниям очевидцев, для многих советских, а позднее и российских авиационных предприятий период перестройки и последовавший за ним период 90-х годов оказался весьма непростым. Не все из них нашли свое место под солнцем в новой экономической и политической реальности. Зачастую на обочине технологий оказывались предприятия, бывшие в прошлом веке передовыми.

С такими проблемами в отрасли столкнулось новое российское правительство. Для того чтобы в XXI веке страна сохранила за собой статус производителя гражданской авиационной техники, необходимы были крупные меры поддержки авиапрома. Первой из таких мер стала программа создания самолета RRJ-75, он же SSJ-100.

Новый проект в новом тысячелетии

Итак, в новом тысячелетии ситуация в стране начала стабилизироваться. Появилась возможность заниматься не только постоянным тушением политических, экономических и социальных пожаров, но и вопросами стратегического развития государства и различных его отраслей. В 2001 году правительство России анонсировало федеральную программу по развитию гражданской авиации, по которой, в том числе, было предусмотрено проведение конкурса на новый региональный лайнер. Программа преследовала сразу несколько целей: решение проблемы региональных перевозок, поддержка авиационной промышленности, освоение современных технологий и подходов.

Годом ранее в корпорации «Сухой» в инициативном порядке приступили к проработке материалов по перспективному ближне- и среднемагистральному самолету, для реализации проекта было создано закрытое акционерное общество «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Лайнер получил свое первое имя в 2001 г. – «Russian Regional Jet».

В 2003 году в Росавиакосмосе прошло финальное рассмотрение представленных проектов: Ту-414 фирмы Туполева, RRJ-75 от ГСС и М-60-70 ЭМЗ Мясищева. В этом же году экспертный совет присудил победу RRJ-75. Как понятно из названия, самолет имел вместимость в 75 пассажиров. Уже позже, в ходе проектирования вместимость была увеличена до 95–100 мест для более точного соответствия требованиям рынка. Новый проект получил обозначение RRJ-95, а в 2006 году был переименован в SSJ-100.

Рассуждая о прошедшем конкурсе, нельзя обойти стороной популярное мнение о странном выборе победителя – ОКБ Сухого, и созданное на базе части его ресурсов ЗАО ГСС практически не имело опыта проектирования гражданских самолетов, и тем не менее сумело одержать верх в конкурентной борьбе за разработку нового лайнера. Важно понимать, что конструкторское бюро имени Павла Осиповича Сухого было в числе тех, кому лучше всего в нашей стране удалось пережить непростой период 90-х. В начале 2000-х корпорация «Сухой» обладала достаточно большими интеллектуальными и материальными ресурсами, необходимыми для разработки современного лайнера. Кроме того, проект RRJ изначально предполагал создание самолета с учетом глубокого анализа потребностей рынка и привлечением большого объема частных инвестиций.

А как же Ту-334?

Помимо участвовавшего в конкурсе Ту-414 на момент начала создания RRJ в России уже летал и испытывался Ту-334, очень близкий к нашему герою по показателям вместимости и дальности. Ситуация может показаться странной: между уже летающим, реализованным в металле лайнером, с одной стороны, и только проектируемым самолетом, с другой, был выбран второй. Зачем создавать лайнер с нуля, когда уже есть практически готовый? А как объяснить то, что Ту-334 на вышеупомянутый конкурс даже не выдвигался, и вместо этого КБ Туполева предлагало новый проект Ту-414?

Для ответа на поставленные вопросы вспомним историю Ту-334. Работники КБ Туполева при проектировании данной машины в целях унификации использовали большое количество наработок и агрегатов другого проекта – среднемагистрального Ту-204. Новому региональному лайнеру от старшего брата достался укороченный фюзеляж, позаимствованная кабина пилотов и ряд других систем. Это позволило унифицировать Ту-204 и Ту-334, что в теории должно было упростить, удешевить производство и эксплуатацию нового ближнемагистрального самолета.

Опытные Ту-334. Источник: upload.wikimedia.org

Проблема в том, что любая унификация несет в себе не только положительные стороны, но и риски. Среди них – утяжеление, неоптимальные для лайнера такой размерности решения и т.д. Теоретически положительные стороны унификации могли бы эти проблемы перевесить, если бы унификация работала. Вот только базовый Ту-204 не славился массовостью, а соответственно, и «бонусов» от схожести с ним новый лайнер не получил. Зато из-за активного использования агрегатов Ту-204 и допущенных ошибок Ту334 получился слишком тяжелым.

Опытные Ту-334. Источник: upload.wikimedia.org

Отдельной проблемой стали двигатели, в частности – их расположение. В современной гражданской авиации размещение силовой установки в хвостовой части самолета является неактуальным для большинства типов лайнеров. Это усложняет и утяжеляет конструкцию, добавляет технические риски, усложняет центровку. По этим причинам не так просто сейчас встретить самолет подобной схемы. Разработчики Ту-334 применили такое решение лишь потому, что на нем планировалось использовать новые, более экономичные винтовентиляторные двигатели, габариты которых не позволяли разместить их под крылом. Плюсы от использования силовой установки нового типа должны были перевесить минусы от расположения ее в хвосте лайнера. Но судьба решила иначе – уже в ходе разработки винтовентиляторные двигатели были заменены привычными турбореактивными. Преимущества новой силовой установки исчезли, а недостатки от расположения ее в хвосте остались.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новогодний сюрприз Новогодний сюрприз

Борис Николаевич Ельцин был горазд на сюрпризы

Дилетант
Принцесса Диана обнимает взрослых сыновей: кто «воскрешает» знаменитостей и почему многих это пугает? Принцесса Диана обнимает взрослых сыновей: кто «воскрешает» знаменитостей и почему многих это пугает?

Мин Чой опубликовал несколько постов с ожившими звездами. Почему это страшно?

Psychologies
Защитники команды «Локомотив» Защитники команды «Локомотив»

Электровозы – основной вид тяги железных дорог России

Наука и техника
Антилопа суни Антилопа суни

Самые маленькие в Африке антилопы – бесстрашные борцы за место под солнцем

Знание – сила
Немирное «земледелие» Немирное «земледелие»

Как работает система залпового минирования

Популярная механика
Озеро надежды Озеро надежды

Как все эти годы фонд пытается сохранить Байкал от влияния человека

Grazia
Подводные лодки и придворный шарм Подводные лодки и придворный шарм

Подводная лодка С.К. Джевецкого – первая в мире серийная субмарина

Наука и техника
Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера

Как уродливый свитер перевесили из отцовского гардероба в раздел постмодерна

Правила жизни
Все хотят убить писателя Все хотят убить писателя

С жизнью Юрия Домбровского связано множество мифов...

Дилетант
Праздник на Неве Праздник на Неве

Зимний Санкт-Петербург приглашает на новогодние каникулы!

Лиза
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Ученые утяжелили фекалии планктона минеральной пылью Ученые утяжелили фекалии планктона минеральной пылью

Минеральная пыль делает его фекалии планктона более плотными

N+1
Джуны нужны: неочевидные преимущества молодых айтишников и почему их не заменит ИИ Джуны нужны: неочевидные преимущества молодых айтишников и почему их не заменит ИИ

Работодателям имеет смысл вкладываться в развитие начинающих IT-специалистов

Inc.
Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни

Как миф о «ресурсе» создает неоправданные ожидания и двойные стандарты

Forbes
Ученые наконец-то поняли, почему от красного вина болит голова Ученые наконец-то поняли, почему от красного вина болит голова

Какие компоненты красного вина вызывают у нас головную боль?

ТехИнсайдер
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург 3 самые популярные пластические операции в России: рассказывает хирург

Какие пластические операции делают в России чаще всего?

VOICE
«Махнул пером – отдал сыграть...» «Махнул пером – отдал сыграть...»

Отнести ранние драматургические опыты Грибоедова к «комедийкам» будет неверно

Знание – сила
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Сделай меня незаметно: как меняется отношение к пластической хирургии в наши дни Сделай меня незаметно: как меняется отношение к пластической хирургии в наши дни

Как модернизируется сегмент пластической хирургии?

Forbes
El Copitas. 10 лет выдержки! El Copitas. 10 лет выдержки!

Верховые барные деятели Петербурга раскачали питейную индустрию всей страны

Собака.ru
Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Супруги купили заброшенный дом в Японии за $7,5 тыс. и превратили его в гостиницу, за год отбив половину вложений Супруги купили заброшенный дом в Японии за $7,5 тыс. и превратили его в гостиницу, за год отбив половину вложений

Как семья Бентон из Америки открыла свой бизнес в Японии?

Inc.
Как грабили Зимний Как грабили Зимний

Что стало с культурными ценностями после штурма Зимнего дворца в 1917?

Дилетант
«Хлеб и розы»: что афганские женщины рассказали в документальном фильме о своей жизни «Хлеб и розы»: что афганские женщины рассказали в документальном фильме о своей жизни

Как фильм «Хлеб и розы» помогает взглянуть на жизнь афганских женщин

Forbes
Воздушный океан... Воздушный океан...

Мы все живём где-то на дне воздушного океана

Наука и жизнь
Зачем волки воют, а люди – поют Зачем волки воют, а люди – поют

Зачем и как млекопитающие используют акустическую коммуникацию

Знание – сила
Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме

Астрономы обнаружили семь новых объектов класса темных комет

N+1
11 возможных причин того, что вы все еще одна 11 возможных причин того, что вы все еще одна

Скорее всего, у того, что вы пока не в отношениях, есть весомая причина

Psychologies
Роботы теснят программистов Роботы теснят программистов

Какие факторы провоцируют нарастающую волну увольнений специалистов в сфере IT

Монокль
Открыть в приложении